Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики рук дошкольников

Автор: Преснякова Екатерина Владимировна

Преснякова Екатерина Владимировна, воспитатель МБДОУ №258 г. Ульяновска

        ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ

     Развитие мелкой моторики рук – очень важная, нужная и актуальная тема. Она обусловлена необходимостью формирования всесторонне развитой, творчески активной личности, способной логически мыслить. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизиологического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика рук. Ещё в давние времена было известно о влиянии действий рук на развитие головного мозга. Древние китайцы утверждали, что упражнение с участием рук и пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияет на деятельность мозга.

      Причины отставания в развитие мелкой моторики рук связаны с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов игры или мультфильмы, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой  и в виде ручного труда – это требует внимания, заботы, времени.

     Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

     Поэтому тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляции, подготовке кисти руки к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления.

                                                                         МАССАЖ

      На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в ЦНС. Массируя определённые точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связанны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени, почек, а с мизинца – на работе сердца.

      Самомассаж с использованием нетрадиционного материала даёт заряд положительных эмоций, развивает мелкую моторику рук, стимулирует мыслительные функции, речь, а также готовит руку ребёнка к письму. К игровым упражнениям с использованием нетрадиционного материала для самомассажа относятся : массаж с мячиками –ёжиками, прыгунками, шестигранными карандашами, грецкими орехами, бусами, чётками, прищепками, пуговицами, макаронными изделиями, массажной расчёской, зубной щёткой и тд.

     Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствует также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание, бисероплетение.

     Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитие ребёнка.

                                                                          РИСОВАНИЕ

     Б.М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия подлинного чувства вещей. Решая задачу изобразить виденное, ребёнок неизменно приучается по- новому, гораздо острее и точнее видеть вещи». Благодаря рисованию развивается зрительно-двигательная координация, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

       Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследования свойств изображаемых предметов и выполнение соответсвующих действий, но и в работе с разными живописными материалами.

       К нетрадиционным техникам рисования относятся: рисование пальчиком, ладошкой, точечный рисунок, кляксография обычная, кляксография трубочкой, печать по трафарету, набрызг, отпечатки листьев, поролоновые рисунки, тычок жёсткой полусохой кистью, рисование мелками, метод ниткографмм, восковые мелки или свеча + акварель и тд.

                                                                          АППЛИКАЦИЯ

       Следующим видом продуктивной деятельности является нетрадиционная аппликация. Это деятельность способствует приобретению практических умений, развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигурок, состоит из ряда операций, требующих выдержки, настойчивости, сосредоточенности, внимания и аккуратности.

      К нетрадиционным техникам аппликации относится: мозаика, обрывная аппликация, аппликация из природного материала, из ватных дисков, из бумажных салфеток, квиллинг, торцевание.

                                                                       ЛЕПКА

    Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов деятельности является лепка.

    Лепка – самый осязательный вид продуктивной деятельности. Основным инструментом в лепке являются  руки.

     Дети осваивают простейшие приемы работы с материалом, учатся раскатывать, сплющивать, вытягивать, прищипывать, оттягивать.

     Пальчики ребёнка непосредственно соприкасаются с глиной, пластилином, с соленым тестом. Тактильное восприятие различных по качеству материалов предполагает снятие излишнего напряжения, повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость.

       Техники лепки разнообразны: рисование с помощью пластилина, пластилиновая мозаика, пластилиновая аппликация из жгутов, пластилинография.

                                                                        БУМАГА  

       Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Её можно мять, рвать, разглаживать, резать.

       Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.

       Конечно, овладевая рисованием, лепкой, вышиванием, бумагопластикой, ребёнок не научиться писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают продуктивной делают руку ребёнка умелой.

 

      Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперёд к её достижению. Разработав для этого свои методы и приёмы и используя их в работе с детьми, вы обязательно заметите положительную динамику; а главное – будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки;  дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом.

    Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагоги продолжают добиваться постановленной цели.

    Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности способ всестороннему развитию, формированию интеллектуальных способностей, речевому развитию, сохранению психического, физического здоровья ребёнка.

      ЛИТЕРАТУРА:

1.       Разунова Ю.В., Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности- СПб.: Каро, 2007.

2.       Давыдова Г.И., Нетрадиционные техники рисования в детском саду,- М.: Скрипторий, 2008.

3.       Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

4.       Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б, Лепим из пластилина.- Ростов н/Д, 2003

5.       Ткаченко Т.А., Развиваем мелкую моторику.- М.:Эсмо, 2007.

6.       Фатеева А.А., Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития-Академия холдинг, 2015.

 

7.        Шкицкая И.О., Аппликация из пластилина.- Ростов.н/Д, 2008.

×
×