«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности».

Автор: Савинцева Оксана Владимировна

«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во  внеурочной деятельности».

Обоснование актуальности:

Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности. Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует опыт самостоятельных социальных проб, освоение способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности.

Внеурочная деятельность  побуждает школьников участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной. Именно внеурочной  деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии творческих способностей  в силу того, что она служит повышению активности ученика как субъекта обучения; дает возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися; создает обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; ориентирует деятельность Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Поэтому задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и в развитии творческих способностей каждого ребёнка.

    Метод проектов позволяет создавать на занятиях кружка (факультатива и др.) исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе сотрудничества.

Проект «Школьная газета» особенно актуален сегодня в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-технических преобразований. 

 

Вышеуказанные позиции определили проблему исследования, заключающуюся в поиске путей эффективного развития обучающихся в процессе использования проектной технологии во  внеурочной деятельности.

Объект исследования – внеурочная деятельность, направленная на развитие творческих способностей в процессе использования проектной технологии.

 Предмет исследования – создание условий, развивающих творческие способности в процессе использования проектной технологии во  внеурочной деятельности.

Цель  исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во  внеурочной деятельности. 

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были  сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Выявить отражение в педагогической литературе исследований по проблеме проектной технологии.

2. Дать определение понятию «проектная технология» и разобрать её структуру.   

3. Осветить методологические приемы реализации проектной технологии  во внеурочной деятельности.

4. Рассмотреть применение технологии проектного обучения в современной общеобразовательной школе. 

5. Представить педагогическому сообществу результаты исследования и методические рекомендации по внедрению и развитию творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности.

Исследование проводилось с учетом нормативно-правовых требований действующего законодательства в области образования, теоретических разработок, данных, полученных в ходе педагогических исследований, практических достижений и опыта общеобразовательного учреждения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа понятийного аппарата уточнены  содержание понятия «развитие творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности». 

Практическая значимость исследования  на стадии  разработки.

Разработанная модель представлена на таблице 1.

Тема:  развитие творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во  внеурочной деятельности по русскому языку

Цель:теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во  внеурочной деятельности.

 

Задачи:развитие творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во  внеурочной деятельности по русскому языку; определить теоретико-методологические подходы, содержание, формы и методы развития творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во  внеурочной деятельности по русскому языку Принципы гуманизма, природосообразности,  целостности, преемственности, открытости, доступности, научности,   сознательности и активности, наглядности.

 

Содержание работы по  развитию творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во  внеурочной деятельности по русскому языку

 

Приобщение школьников к проектной  деятельности, использование теоретико-методологических подходов, вовлечение учащихся основной школы  в социально значимую проектно-исследовательскую деятельность, владение школьниками информационными, коммуникативными, социальными компетенциями.

Мотивация к достижению  метапредметных, личностных  результатов  у обучающихся.

Реализация модели развития творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во  внеурочной деятельности по русскому языку.  Научно-методическое обеспечение (участие в НПК различных уровней, выпуск сборников статей, выставки работ и др.)  процесса формирования конкурентоспособной личности   во внеурочной деятельности.

 

Формы:

— НПК;

— НОУ;

—  конкурсы;

— кружки;

— краеведческая работа;

— интернет-конкурсы;выпуски школьной газеты «Лицейский вестник» Методы:

— наблюдение;

— поиск  материалов;

— работа с документами;

— работа с различными источниками, необходимыми для исследовательской работы,

— организация экскурсий.

Педагогические условия развития творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во  внеурочной деятельности по русскому языку

непрерывную мотивацию достижения учебных успехов у учащихся;

реализацию содержательно-методического обеспечения процесса развития творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во  внеурочной деятельности по русскому языку;

обеспечение единства дидактической системы, функционирующей на основе научно обоснованной содержательно-деятельностной развития творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во  внеурочной деятельности.

Результат:развитие творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во  внеурочной деятельности по русскому языку

 

×
×