Автор: Савинцева Оксана Владимировна
Обоснование актуальности:
Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности. Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует опыт самостоятельных социальных проб, освоение способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности.
Внеурочная деятельность побуждает школьников участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной. Именно внеурочной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии творческих способностей в силу того, что она служит повышению активности ученика как субъекта обучения; дает возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися; создает обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; ориентирует деятельность Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Поэтому задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и в развитии творческих способностей каждого ребёнка.
Метод проектов позволяет создавать на занятиях кружка (факультатива и др.) исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе сотрудничества.
Проект «Школьная газета» особенно актуален сегодня в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-технических преобразований.
Вышеуказанные позиции определили проблему исследования, заключающуюся в поиске путей эффективного развития обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности.
Объект исследования – внеурочная деятельность, направленная на развитие творческих способностей в процессе использования проектной технологии.
Предмет исследования – создание условий, развивающих творческие способности в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить отражение в педагогической литературе исследований по проблеме проектной технологии.
2. Дать определение понятию «проектная технология» и разобрать её структуру.
3. Осветить методологические приемы реализации проектной технологии во внеурочной деятельности.
4. Рассмотреть применение технологии проектного обучения в современной общеобразовательной школе.
5. Представить педагогическому сообществу результаты исследования и методические рекомендации по внедрению и развитию творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности.
Исследование проводилось с учетом нормативно-правовых требований действующего законодательства в области образования, теоретических разработок, данных, полученных в ходе педагогических исследований, практических достижений и опыта общеобразовательного учреждения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа понятийного аппарата уточнены содержание понятия «развитие творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности».
Практическая значимость исследования на стадии разработки.
Разработанная модель представлена на таблице 1.
Тема: развитие творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности по русскому языку
Цель:теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности.
Задачи:развитие творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности по русскому языку; определить теоретико-методологические подходы, содержание, формы и методы развития творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности по русскому языку Принципы гуманизма, природосообразности, целостности, преемственности, открытости, доступности, научности, сознательности и активности, наглядности.
Содержание работы по развитию творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности по русскому языку
Приобщение школьников к проектной деятельности, использование теоретико-методологических подходов, вовлечение учащихся основной школы в социально значимую проектно-исследовательскую деятельность, владение школьниками информационными, коммуникативными, социальными компетенциями.
Мотивация к достижению метапредметных, личностных результатов у обучающихся.
Реализация модели развития творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности по русскому языку. Научно-методическое обеспечение (участие в НПК различных уровней, выпуск сборников статей, выставки работ и др.) процесса формирования конкурентоспособной личности во внеурочной деятельности.
Формы:
— НПК;
— НОУ;
— конкурсы;
— кружки;
— краеведческая работа;
— интернет-конкурсы;выпуски школьной газеты «Лицейский вестник» Методы:
— наблюдение;
— поиск материалов;
— работа с документами;
— работа с различными источниками, необходимыми для исследовательской работы,
— организация экскурсий.
Педагогические условия развития творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности по русскому языку
непрерывную мотивацию достижения учебных успехов у учащихся;
реализацию содержательно-методического обеспечения процесса развития творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности по русскому языку;
обеспечение единства дидактической системы, функционирующей на основе научно обоснованной содержательно-деятельностной развития творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности.
Результат:развитие творческих способностей обучающихся в процессе использования проектной технологии во внеурочной деятельности по русскому языку