Методическая разработка занятий для групп начальной подготовки по лыжным гонкам

Автор: Наталья Юрьевна Беспрозванных

Тема: «Новая лыжная техника».

Задачи : ознакомить  с новой лыжной техникой на материале Олимпийских игр; опробовать лыжную технику конькового хода; воспитывать интерес к новым видам лыжного спорта.

 Игровое название: «Быстрые лыжи».

Игровая цель: узнать секреты конькового хода. Содержание. Лыжный спорт постоянно развивается. Изобретаются новые материалы для изготовления лыж, лыжи становятся всё более легкими, эластичными, прочными. Для подготовки лыжни стали применяться специальные машины, получается плотная лыжня и широкая укатанная обочина. Конечно, не остаются без внимания способы передвижения на лыжах. В соревнованиях всё реже применяют те лыжные ходы, которые считаются нескоростными, появился новый спортивный стиль бега на лыжах. Это коньковый ход. Он существенно отличается от прежних лыжных ходов особым способом отталкивания ногами и немного напоминает движения конькобежца – отсюда и название. В коньковом ходе усилие при толчке приходится не на плоскость лыжи, а на ее внутренний кант. Наша задача – познакомиться с самым быстрым способом бега на лыжах.

Разминка. Проведение учащимися разминки лыжника в группах.

Скользящий шаг. На четырех участках учебного круга, отмеченных флажками, учитель со своими помощниками оценивает элементы техники скользящего шага и их сочетание: перенос массы тела; одноопорное скольжение; наклон туловища; сочетание трех элементов техники скользящего шага.

Коньковый ход. Передвигаясь под уклон без палок, увеличить длину скользящего шага, отталкиваться то одной, то другой ногой внутренним ребром скользящей лыжи в сторону, стараться разогнуть толчковую ногу в коленном суставе.

Упражнения на склоне.
1.Спуск с изменением стойки (пружинящие приседания).
2.Спуск, перенося массу тела с лыжи на лыжу.
3.Спуск с замедлением скорости и переходом в поворот переступанием.
4.Контрольные упражнения:

1.Упражнения в равновесии: спуск на одной лыже, другая приподнята над снегом; спуск с подниманием на ходу каких-либо предметов.
2.Упражнения на точность: спуск с похождением узких ворот, в шеренге, в колонне.

Прохождение дистанции: передвижение в быстром темпе 200;500 м с отдыхом 3 мин. (Отрабатывать финиш.)

Задание для отработки умения распределять силы на протяжении всей дистанции. Учащиеся делятся по группам. В каждой группе один назначается ведущим. Объясняется, за какое время группы должны проходить каждые 100 м дистанции. Группы последовательно для пробы проходят 100 м, и учитель определяет, насколько каждая из них отклонилась от заданного времени. Затем начинается движение по дистанции в установленном темпе с выборочным контролем на 100-метровом отрезке.

Тема: «Разминка лыжника».

Задачи : осваивать с  учащимися общеукрепляющие, развивающие и разминочные комплексы упражнений на воздухе при подготовке к занятиям лыжной подготовкой; учить  правилам проведения разминки и лыжных занятий; воспитывать продуманное отношение к подготовке к спортивным соревнованиям.

Игровое название : «На лыжах и без лыж».

Игровая цель : подготовить разминку лыжника для соревнований.

Содержание.

Разминка – это обязательный элемент тренировки каждого спортсмена, важное условие эффективного спортивного обучения, успеха в спортивной борьбе. Почему?   (Опрос детей.)

Разминка лыжника, в отличие от разминки, например, гимнаста имеет свои особенности. Какие? А ещё нужно знать, что для успеха в соревнованиях разминке нужно уделить особое внимание. Разминка перед лыжными соревнованиями обычно состоит из двух частей.

Первая часть: общее разогревание организма; сочетается обычно с осмотром трассы и опробованием лыж и состоит из спокойного прохождения всей дистанции или её отрезка.

Вторая часть разминки состоит из реализации нескольких постепенно усиливающихся коротких ускорений и прохождения отрезков с высокой скоростью. Цель её — подготовить дыхание и кровообращение к усиленной деятельности. Разминка должна закончиться за 10-15 мин. до старта. После разминки лыжник надевает тёплую куртку и спокойно ждет своей очереди выхода на старт , зная, что полностью подготовился к соревнованиям.

Разминка. В группах обсудить, подготовить и провести комплекс упражнений для разминки в соревновательных условиях.

Упражнения на согласованность движений в попеременном двухшажной ходе (учащиеся отрабатывают два-три упражнения из приведенных ниже по рекомендации ).

1.Передвижение ускоренными шагами с небольшим повышением скорости (отработка согласованности движений рук и ног).

2.Удлинение шагов с акцентированной координацией движений рук и ног.

3.Передвижение бесшажным ходом с попеременным отталкиванием палками (одна рука выносится вперед после завершения толчка другой рукой). Постановка палки осуществляется на уровне крепления.

4.Вынос палок вперед и постановка их на уровне креплений, отталкивание палками вниз-назад (на месте и в движении).

5.Попеременный ход с одной палкой.

6.Попеременный двухшажной ход в соревновательном темпе.

Упражнения на склоне.

1.Взаимопроверка основной стойки спуска.

2.Спуск с пружинящими приседаниями за счет сгибания ног в голеностопных и коленных суставах (таз не опускать).

3.Спуск с легкими многократными подпрыгиваниями.

4.При переходе от склона к площадке выполнить подсед с разножкой (для нейтрализации силы инерции, которая может привести к падению).Прохождение дистанции: равномерное передвижение в соревновательном темпе в течение 10 мин.Оценить свою работоспособность.

 Тема «Соревновательные качества лыжника»

Задачи : ознакомить  с наиболее известными участниками Олимпийских игр; акцентировать и воспитывать те качества личности, которые важны для успешных выступлений в спортивных соревнованиях; воспитывать  здоровые привычки.

Игровое название : «Олимпийский пример».

 Игровая цель: найти себе пример спортивного героя и принять его качества личности для воспитания их в себе.

Содержание. формирование спортивного характера начинается с преодоления трудностей, возникающих в повседневной жизни. Тот, кто может организовать свое время, чтобы его хватало и на учебу, и на занятия спортом, и на отдых, и на работу по дому, всегда сможет достичь намеченной цели. Какие качества отличают спортсмена-лыжника? (Опрос детей.) Действительно, это, прежде всего, трудолюбие и упорство, выносливость и сила. Не обойтись лыжнику без смекалки и сообразительности, чтобы правильно распределить силы, учесть возможности соперников. А воля к победе? Как часто, наблюдая за выступлениями лыжников-мастеров, мы видим, каких усилий стоят им последние метры перед финишем.

Спортивный характер формируется постепенно, но по-настоящему он проверяется и закрепляется в период соревнований. Первый признак проявления спортивного характера – регулярное участие в соревнованиях и улучшение своих спортивных результатов. И всё-таки главные качества, которые отличают многих наших российских лыжников, проявляются не только в отношении к делу, но и в отношении к людям – это благородство и рыцарское поведение. Например, нашей выдающейся лыжнице Раисе Сметаниной была присуждена международная награда «Трофей Пьера де Кубертена за благородство на протяжении спортивной карьеры». (Беседа с детьми о спортсменах-олимпийцах, интересных событиях и поступках.)

Разминка. Передвижение по учебной лыжне с заданной длиной шага, постепенно увеличивая его длину за счет силы толчков ногами и руками.

Упражнения на равнине.

Игры-соревнования.

«Встречная эстафета». Каждая команда делится пополам; ее участники строятся в колонны по одному напротив друг друга на расстоянии 50 м. По сигналу первые номера каждой колонны, держа в руках лыжную палку, передвигаются скользящим шагом ко второй колонне своей команды, передают палку направляющему и занимают место в конце колонны. Получив палку, игрок устремляется к первой колонне и т.д. Побеждает команда, игроки которой первыми поменяются местами в колоннах.

«Командная гонка». Команды по 3-5 человек стартуют по сигналу с интервалом в 1 мин. Время прохождения дистанции фиксируется для каждой команды по последнему участнику. Побеждает команда, которая покажет наименьшее время.

Упражнения на склоне. «Комплексная эстафета». Две команды строятся в колонны по одному у подножия склона. Участники эстафеты должны со старта преодолеть подъем «лесенкой»(«елочкой») и, обогнув флажок, установленный на вершине, спуститься к финишной линии, после чего начинает подъем следующий участник эстафеты. Из каждой пары побеждает игрок, быстрее преодолевший трассу. Выигрывает команда, участники которой большее количество раз были первыми в парных соревнованиях.

Преодоление бугров и впадин как в отдельности, так и сочетания этих неровностей («волну») при прямом спуске и спуске наискось, с постепенно увеличивающимся перепадом высоты и глубины.

Равномерное прохождение зачетной дистанции в среднем темпе. (Сконцентрировать внимание на свободном и ритмичном дыхании, согласовывать дыхание с движением.)

Тема: «Тренировка техники на склоне».

Задачи : ознакомить детей с горнолыжным спортом на материале Олимпийских игр; формировать спортивную технику движений на лыжах по склону; обучать правилам безопасности занятий на склоне.

Игровое название: «Смелость равна осмотрительности».

Игровая цель: продемонстрировать на склоне безопасный спуск и подъем.

Содержание. Катание на лыжах с горы с давних пор является общенациональным развлечением во многих странах. Почти каждому человеку в детские годы игры на снегу и катание с гор доставляли большое удовольствие, оставили неизгладимые впечатления, добавили здоровья, бодрости и личной активности. Конечно, всегда нужно помнить и заботиться о правилах безопасности спусков на склоне. Во всем мире миллионы людей спускаются по склонам самой разной длины и крутизны. Современный горнолыжный спорт демонстрирует удивительные достижения и привлекает всё больше молодежи. В мире процветают горнолыжные центры и курорты. Есть где кататься на лыжах с гор и в нашей стране.

Спуски с гор на лыжах требуют от спортсмена смелости, находчивости, силы, ловкости. Ведь лыжнику приходится на большой скорости сохранять равновесие, преодолевать неровности, тормозить, изменять направление.

Разминка. Медленное прохождение учебного круга скользящим шагом с палками в руках. Под уклон передвижение одновременным бесшажным ходом.

Упражнения на равнине. Попеременный двухшажной ход. Выделить вместе с учащимися наиболее характерные ошибки в технике. Наметить на учебной лыжне контрольные отрезки, на которых нельзя допустить какую-либо названную учащимися ошибку в технике хода. Например, на контрольных отрезках дистанции учащиеся не должны допустить следующих ошибок.
1.Незаконченный толчок руками (рука идет только до бедра).
2.Постановка палки под прямым углом к поверхности снега или выведение ее кольцом вперед. И т.д.

Упражнения на склоне. Преодоление неровностей на спусках. Обсудить  что нужно сделать, чтобы амортизировать неровности рельефа. (Чтобы бугор пройти мягко, без прыжка, нужно в момент наезда на бугор быстро присесть, а съезжая с бугра – выпрямить ноги. Чтобы плавно пройти впадину, следует, приближаясь к ней, принять низкую стойку, съезжая в нее – выпрямиться, а выезжая – вновь присесть.)


1.Имитация преодоления бугра или впадины на месте по команде учителя.
2.Имитация преодоления условного бугра или впадины (место обозначено флажками) на небольшом склоне.
3.Спуск с завершением на выкате в высокой стойке. (Выкат – завершающий этап спуска. Для сохранения устойчивости при уменьшении скорости необходимо принять стойку выпада и наклонить туловище немного назад, а при возрастании скорости – вперед.)
4. Косые спуски – по диагонали к линии ската (линии наибольшей крутизны). Менять направление косого спуска . Съезжать один раз в левую, другой раз в правую сторону относительно линии ската.

Игра-эстафета «Своя дистанция». Наметить несколько дистанций для проведения эстафеты. Лыжники выбирают дистанцию по своим силам и объединяются в команды (или дистанцию для каждого назначает учитель).

 

 

×
×