к вопросу о формировании фонематического восприятия у старших дошкольников с ЗПР

Автор: Гаяне Геворговна Бабоян

Бабоян Гаяне Геворговна

воспитатель

МБДОУ десткий сад №19

г. Армавир, Краснодарский край

 

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
восприятия у старших дошкольников с зпр

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности речи дошкольников с ЗПР, а также приводятся рекомендации по формированию у них фонематического восприятия.

 

Ключевые слова: ЗПР, дошкольники с ЗПР, фонематическое восприятие, звуковая сторона речи, звуковой анализ, речевая активность.

 

Решающее значение для усвоения звуков родного языка имеет развитие сенсорной основы речи, то есть фонематического восприятия. Как отмечает Д.Б.Эльконин, при усвоении звуковой стороны речи, фонематический слух выступает дважды. Один раз на его основе задается образец произношения звука, другой раз – результат действия. Ребенок должен четко различать звук, заданный взрослым, от звука, реально произносимого им самим. Это является основным условием усвоения звуковой стороны речи. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.

Сложное взаимодействие функций, участвующих в формировании фонематических представлений, требует расчлененного поэтапного формирования как полноценного артикулирования звуков, так и их рецепции (понимания). В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия звукового анализа. На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т.е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.

Многочисленные исследования показали, что дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи. Одним из важнейших направлений в изучении детей с задержкой психического развития является проблема развития речи. Особенности речевого развития детей данной категории, обусловленные своеобразием их познавательной деятельности, изучались в психолого-педагогическом аспекте многими исследователями. Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого развития детей с ЗПР, как отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов (Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер и др.); слабая речевая активность, бедность, недифференцированность словаря (А.Д. Кошелева, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко и др.); недостаточная сформированность грамматического строя (Г.Н. Рахмакова, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер, Л.Ф. Яссман). Отмечаются неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи (Г.И. Жаренкова), дефекты вербализации (В.И. Лубовский), недостаточная развернутость речевого высказывания (Н.Ю. Борякова), затруднения в построении предложений (Г.Н. Рахмакова).

Психологи и педагоги отмечают характерные для дошкольников с задержкой психического развития импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования. Особенности проявляются в ведущей игровой деятельности и характеризуются у старших дошкольников несовершенством мотивационно-потребностного компонента, знаково-символической функции и трудностями в оперировании образами-представлениями. Выражено недоразвитие коммуникативной сферы и представлений о себе и окружающих. О моральных нормах представления нечеткие.

Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, посвященной особенностям фонематического восприятия у детей с ЗПР и методам его развития, показал многогранность и сложность данной проблемы. В настоящее время имеется достаточное количество публикаций отечественных ученых и логопедов-практиков (В.И. Лубовский, Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Р.И. Лалаева и др.), которые раскрывают специфику и особенности организации коррекционно-логопедической работы с детьми данной категории. Однако проблема развития фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития находится в стадии активной экспериментальной разработки, что доказывает актуальность нашего исследования.

Для формирования фонематического восприятия у старших дошкольников с ЗПР рекомендуется применять разнообразные задания, упражнения, игровые приемы. Важным является учет последовательности формирования фонематических процессов в онтогенезе. Логопедическая работа строится с опорой на основные принципы организации коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития (принцип системности, онтогенетический принцип, принцип развития и принцип комплексности) и включает ряд направлений: развитие неречевого слуха; развитие речевого слуха; развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза. При подборе дидактического вербального материала следует учитывать особенности фонетической стороны речи детей данной категории и проводить работу только на материале правильно произносимых звуков. Применение вспомогательных средств формирования фонематического восприятия (зрительные образы, выполнение разнообразных движений) способствует стимуляции интереса и повышению мотивационной стороны произвольной деятельности детей.

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ЗПР будет эффективна, если учтены структура и степень тяжести ведущего дефекта, а также реализуются принципы комплексного и системного воздействия.

 

Список литературы

1. Дети с задержкой психического развития [Текст] /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

2. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] /Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Владос, 2004. – 304 с.

3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

×
×