Роль учителя-логопеда образовательного учреждения в системе психолого-педагогического сопровождения с интеллектуальными нарушениями.

Автор: Алешникова Инна Александровна

     Учитель-дефектолог специальной (коррекционной) школы является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ОУ, родители ребенка-логопата.

      Своевременное преодоление речевых нарушений ребенка с интеллектуальными нарушениями имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.

В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к  педагогическому сопровождению школьников с общим недоразвитием

речи (ОНР), что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ДОУ в осуществлении коррекционной работы.

Деятельность ОУ в комплексном психолого – педагогическом сопровождении предполагает:

— проведение квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребёнка;

— участие специалистов системы сопровождения в реализации образовательных и парциальных программ;

— обеспечение психологической и физической безопасности ребенка, педагогической поддержки и содействия в проблемных ситуациях;

— оказание психологической и педагогической помощи семьям детей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

— предупреждение возникновения проблем развития   ребёнка с интеллектуальными нарушениями;

— помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

— развитие психолого-педагогической компетентности педагогов.

     С каждым годом возрастает число детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Контингент групп компенсирующей направленности в ОУ составляют, в основном, дети с общим недоразвитием речи I, II и III уровня.

Коррекционная работа со школьниками, страдающи­ми общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неодно­родностью клинических проявлений.  Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонен­тов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико­-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых пси­хических функций (задержка и специфичность формирова­ния познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

       Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей с общим недоразвитием речи задерживается формирование сенсорных и двигательных функций: оптико-пространст­венных представлений, для них характерен низкий уро­вень развития основных свойств внимания: отмечается не­достаточная его устойчивость, переключаемость; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, мотор­ная. При относительно сохранной смысловой и логической заметно снижены вербальная память и продуктивность  за­поминания по сравнению с нормально говорящими деть­ми. В ряде случаев низкая активность припоминания со­четается с ограниченнымивозможностями развития познавательной деятельности. Обладая, в общем, полноцен­ными предпосылками для овладения мыслительными опе­рациями, доступными их возрасту, дети с интеллектуальными нарушениями отстают в разви­тии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, срав­нением, отмечается ригидность мышления.

          Клинико-психолого-педагогические исследования пока­зали, что

неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сен­сорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (наблюдается

повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения).

Таким образом, многоуровневость структуры дефекта, наличие неречевой и речевой симптоматики предполагает разнонаправленное  воздействие на личность  ребенка с общим недоразвитием речи, осуществляемое в комплек­се коррекционных мероприятий.

Таким детям необходима своевременная комплексная коррекционная помощь медицинских работников, педагогов школы.

4 Деятельность педагогов в комплексном сопровождении.

воспитатели – контролируют речь детей в ходе образовательной деятельности, режимных моментов, формируют хозяйственно–бытовые навыки самообслуживания, учебные навыки;

музыкальный руководитель – развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, темпо-ритмическую сторону речи;

изо руководитель – развивает мелкую моторику, оптико-пространственные отношения;

инструктор по физическому воспитанию – развивает координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, дыхательную систему путём включения в образовательную деятельность различных игр и упражнений.

Но особенно таким детям необходима своевременная комплексная коррекционная помощь учителя-логопеда и педагога-психолога.

Поэтому необходимо тесное взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда не только с целью диагностики, профилактики   речевых и психических нарушений, но и с целью разработки новых технологий интегрированного подхода к содержанию коррекционно- образовательной

деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

       Таким образом, для решения проблем инклюзивного образования необходимо опираться на следующие положения:

1. Пропаганда важности социальной модели отношения

к людям с ограниченными возможностями здоровья.

2. Комплексная психологическая реабилитация, направленная на

личностный рост людей с ограниченными возможностями здоровья, помощь в стремлении жить активной жизнью, достигать успехов.

3. Социальная адаптация к гармоничной жизни в реалиях нашего общества.

4. Медицинская помощь, поддержка и реабилитация.

5. Объединение усилий государственных, общественных и социальных организаций в установлении реальных равных прав в обществе для людей

с ограниченными возможностями здоровья

 

 

×
×