Автор: Алешникова Инна Александровна
Учитель-дефектолог специальной (коррекционной) школы является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ОУ, родители ребенка-логопата.
Своевременное преодоление речевых нарушений ребенка с интеллектуальными нарушениями имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.
В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к педагогическому сопровождению школьников с общим недоразвитием
речи (ОНР), что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ДОУ в осуществлении коррекционной работы.
Деятельность ОУ в комплексном психолого – педагогическом сопровождении предполагает:
— проведение квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребёнка;
— участие специалистов системы сопровождения в реализации образовательных и парциальных программ;
— обеспечение психологической и физической безопасности ребенка, педагогической поддержки и содействия в проблемных ситуациях;
— оказание психологической и педагогической помощи семьям детей.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
— предупреждение возникновения проблем развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями;
— помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
— развитие психолого-педагогической компетентности педагогов.
С каждым годом возрастает число детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Контингент групп компенсирующей направленности в ОУ составляют, в основном, дети с общим недоразвитием речи I, II и III уровня.
Коррекционная работа со школьниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей с общим недоразвитием речи задерживается формирование сенсорных и двигательных функций: оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается недостаточная его устойчивость, переключаемость; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная. При относительно сохранной смысловой и логической заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. В ряде случаев низкая активность припоминания сочетается с ограниченнымивозможностями развития познавательной деятельности. Обладая, в общем, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети с интеллектуальными нарушениями отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ригидность мышления.
Клинико-психолого-педагогические исследования показали, что
неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (наблюдается
повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения).
Таким образом, многоуровневость структуры дефекта, наличие неречевой и речевой симптоматики предполагает разнонаправленное воздействие на личность ребенка с общим недоразвитием речи, осуществляемое в комплексе коррекционных мероприятий.
Таким детям необходима своевременная комплексная коррекционная помощь медицинских работников, педагогов школы.
4 Деятельность педагогов в комплексном сопровождении.
— воспитатели – контролируют речь детей в ходе образовательной деятельности, режимных моментов, формируют хозяйственно–бытовые навыки самообслуживания, учебные навыки;
— музыкальный руководитель – развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, темпо-ритмическую сторону речи;
— изо руководитель – развивает мелкую моторику, оптико-пространственные отношения;
— инструктор по физическому воспитанию – развивает координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, дыхательную систему путём включения в образовательную деятельность различных игр и упражнений.
Но особенно таким детям необходима своевременная комплексная коррекционная помощь учителя-логопеда и педагога-психолога.
Поэтому необходимо тесное взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда не только с целью диагностики, профилактики речевых и психических нарушений, но и с целью разработки новых технологий интегрированного подхода к содержанию коррекционно- образовательной
деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Таким образом, для решения проблем инклюзивного образования необходимо опираться на следующие положения:
1. Пропаганда важности социальной модели отношения
к людям с ограниченными возможностями здоровья.
2. Комплексная психологическая реабилитация, направленная на
личностный рост людей с ограниченными возможностями здоровья, помощь в стремлении жить активной жизнью, достигать успехов.
3. Социальная адаптация к гармоничной жизни в реалиях нашего общества.
4. Медицинская помощь, поддержка и реабилитация.
5. Объединение усилий государственных, общественных и социальных организаций в установлении реальных равных прав в обществе для людей
с ограниченными возможностями здоровья