Модель непрерывного совершенствования профессиональных компетенций педагогов, основанная на принципах горизонтального обучения сельской школы

Автор: Морозова Ирина Александровна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

Современная экономическая и политическая ситуация предъявляет все более высокие требования к качеству образования. Национальный проект «Образование» отвечает на эти запросы реализацией   федеральных проектов. Так, федеральный проект «Современная школа» определяет своей задачей обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, а также обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников. Федеральный проект «Учитель будущего» реализует цель обеспечения вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, педагогические работники обязаны (ст. 48):

– осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

– систематически повышать свой профессиональный уровень;

– проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

 Указанные пункты закона говорят о том, что современный учитель должен постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции, которые определяются как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих педагогу справляться с поставленными задачами по обучению и воспитанию школьников.

Существующие на данный момент нормативные документы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 октября 2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» регламентируют профессиональные компетенции (знания и умения), которые нужно развивать современному педагогу. Однако они не дают ответа на вопрос: как конкретный педагог должен повышать свой уровень профессиональной компетентности.

В этом заключается первая проблема: с одной стороны, известно «что нужно развивать», с другой – не определено, «как развивать» (т.е. нет четких организационных моделей повышения профессиональной компетентности педагогов). Кроме того, возникают вопросы об измеримости уровня развития профессиональных компетенций и способов их совершенствования.

Вторая проблема заключается в том, что возможности небольшой сельской школы из отдаленного района значительно уже, чем возможности школ городских округов, районов с транспортной доступностью. Многие из известных и традиционных форм профессионального развития сельскому учителю недоступны в силу географической отдаленности от научных центров, вузов, институтов развития образования. Хотя педагоги получили возможность обучаться дистанционно, очные практико-ориентированные мероприятия, проводимые   организациями дополнительного профессионального образования, организациями, демонстрирующими высокие образовательные результаты, им недоступны; молодые педагоги не имеют возможности очного участия в практических мероприятиях «Школы молодого специалиста» и др. Педагоги хотят быть не зрителями видеозаписей учебных и методических мероприятий, а их активными участниками.

Основным средством профессионального развития педагога отдаленной сельской школы остаются самообразование, дистанционные курсы повышения квалификации, методическая работа в школе, которая часто носит формальный характер.

Третья проблема видится нам в профессиональных затруднениях самих педагогов: несоответствии подготовки педагогов к современным изменяющимся условиям; их низкой активности и заинтересованности в стремлении к профессиональному самосовершенствованию, недостаточности умений во владении информационно-коммуникативными технологиями.

Мы считаем, что формирование и развитие профессиональных компетенций современного педагога требует новых форм организации данной работы, в основе, которых положено   взаимодействие педагогических работников, способствующее совершенствованию профессиональных компетенций педагогов, через разработку и реализацию модели, основанной на принципах горизонтального обучения педагогов (Приложение 1). 

Под данным принципом понимается непосредственный и дистанционный обмен с коллегами – участниками профессионального сообщества учителей и руководителей школ – содержанием, которое актуально для системы образования, необходимо для преодоления персональных профессиональных дефицитов каждого участника, а значит, предоставляет возможности для личностно-профессионального роста, развития, самоутверждения в профессии, полного раскрытия педагогических способностей.

Важнейшими методологическими основаниями горизонтального обучения как современного формата непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников выступают формулировка целеполагания, связанного с формированием профессионально важных знаний, умений, качеств личности педагога и принципов его организации и реализации (например, самостоятельность взрослых обучающихся, готовность к обучению, сформированная до начала процесса; проблемно-ориентированный характер учебной деятельности; преобладание внутренней мотивации) и акмеологические принципы групповой работы в рамках неформального образования, в том числе открытости, сетевой организации совместной деятельности, самоорганизации и рефлексивности.

Основные положения горизонтального обучения, которые мы рассматриваем при разработке модели непрерывного совершенствования профессиональных компетенций следующие:

1.                    Горизонтальное обучение – это основной ресурс в процессе непрерывного образования педагогов;

2.                    Горизонтальное обучение – это процесс обучения, который строится на основе сотрудничества;

3.                    Горизонтальное обучение – это «попутное обучение» в процессе групповой деятельности;

4.                    Горизонтальное обучение – это открытое образовательное пространство.

Основными формами горизонтального обучения являются мастер-классы, педагогические мастерские, деятельность профессиональных клубов, сообществ открытого типа, стажерские практики, круглые столы, модернизированные типы традиционных учебных занятий (например, проблемные лекции, лекции с обратной связью, практические семинары). Кроме того, важным представляется выработка стратегии внутришкольной оценки уровня профессиональных компетенций педагогов.

Однако условия работы сельской школы таковы, что реализация модели непрерывного роста профессионального мастерства педагогических работников, основанной исключительно на принципе горизонтального обучения, представляется затруднительной в силу ряда причин, таких как: отдаленность от ведущих научно-методических организаций края, отсутствие высококвалифицированных учителей-предметников по некоторым образовательным дисциплинам и др. Поэтому в качестве тьюторов / наставников реализации модели целесообразно привлечение специалистов из   института развития образования (например, привлечение специалистов из ЦНППМ к разработке адресных траекторий профессионального развития педагогов), средних и высших образовательных организаций (например, к проведению методических мероприятий и / или участию в них).

Таким образом, складывается модель непрерывного развития профессионального мастерства педагога, в основе которой лежит принцип горизонтального обучения, но дополненная «вертикальными» связями.

Модель реализуется через интеграцию коллективных и индивидуальных форм методической работы, в основе которой лежит технология открытого пространства,  предусматривающая активное участие
каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.

Предложенная модель основана на следующих принципах:

— непрерывности профессионального развития, создания среды, обеспечивающей адресно-персонифицированный профессиональный рост педагога;

— гибкости и права выбора педагогом методов, способов, форм и средств профессионального развития;

— максимального использования личностно-развивающего потенциала среды образовательной организации;

— персонификации и адресности при выявлении и устранении проблемных зон педагогов для построения индивидуальных и групповых модулей их преодоления;

— развития технологий управления моделью непрерывного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников сельской школы;

— сотрудничества и установления партнерских отношений с образовательными организациями как внутри района, так и за его пределами

Принцип горизонтального обучения педагогов предполагает активное взаимодействие между педагогами, которое основывается на равноправии, доверии и уважении.

 Данная модель направлена на совершенствование профессиональной компетентности педагогов сельской школы с учетом принципов непрерывности, персонификации и адресности, сотрудничества как внутри педагогического сообщества школы, так и за его пределами, что способствует улучшению образовательных результатов обучающихся, их вовлечению в научно-практические, инновационные мероприятия, олимпиады и конкурсы различных уровней.

Внедрение модели повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, в основе которой лежит принцип горизонтального обучения, будет способствовать:

— совершенствованию профессиональных коммуникаций горизонтального характера среди педагогов;

— формированию банка лучших практик повышения уровня профессиональной компетенции педагогических работников;

— появлению нового содержания, форм и методов развития компетенций учителя и руководителя образовательной организации, которые могут стать основой новых моделей повышения квалификации в школах, удаленных от административных центров;

— обновлению методической среды сельской школы, что в значительной степени скорректирует организацию методической работы, в основу которой положен принцип горизонтального обучения.

Предложенная модель способствует повышению профессионального мастерства педагогов, достижению качественного иного уровня образования, повышению престижа образовательной организации, ее конкурентоспособности

Преимущества модели горизонтального обучения очевидны. Она позволяет создать условия для стимулирования самостоятельной работы педагогов, повышения их профессионального уровня, обмена опытом и знаниями. Кроме того, горизонтальное обучение позволяет сократить затраты на обучение, так как происходит обмен знаниями и опытом между коллегами.

В заключение можно сказать, что модель горизонтального обучения является эффективным инструментом методического сопровождения педагогов. Она позволяет повысить профессиональный уровень педагогов, обменяться знаниями и опытом, а также сократить затраты на обучение. Важно понимать, что постоянное совершенствование профессиональных компетенций является необходимой составляющей успешной педагогической деятельности.

 

Литература

1. Дьюи Дж. Демократия и образование; пер. с англ. Ю.И. Турчаниновой, Э.Н. Гусинского, Н.Н. Михайлова. – М.:Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.

2. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. – Москва, Издательство ≪Национальное образование≫, 2012. – 416 с.

3. Корнели, Д., Данофф, Ч.Дж. Парагогика: Синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности; пер.с англ. И.Ю. Травкин [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. – URL:http://journals.tsu.ru/uploads/import/1182/files/7_11_084.pdf

4. Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации, разработанные федеральным институтом оценки качества образования. – М., 2020 г.

5. Тулупова О.В., Шакурова А.В. Горизонтальное обучение как формат непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов [Электронный ресурс] // Гуманитарный научный вестник. – 2021. – № 1 – URL:

https://doi.org/10.5281/zenodo.4494751

6. ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ≪Об образовании в Российской Федерации≫.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

7. Юрий Ээльмаа. Горизонтальное обучение в открытых средах: новые формы профессионального развития педагогов. https://te-st.ru/2013/09/06/new-forms-of-teachers-professional-growth/

 

×
×