Использование пальчиковых игр и упражнений в работе с детьми 4-5 лет по развитию речи

Автор: Плигина Елена Николаевна

План по самообразованию

 

 

 

«Использование пальчиковых игр и упражнений в работе с детьми 4-5 лет по развитию речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2021 г.

Месяц окончания работы: май 2022 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3.Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

 

Актуальность:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»

Из опыта работы в группе раннего возраста, где речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к литературе. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей я буду использовать в своей работе пальчиковые игры. Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы         2021- 2022   

 

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

Исполнение  

Работа с детьми

 

Сенябрь2019

 

 

Октябрь2019

 

 

 

В течении

 года

 

 

 

 

Ноябрь2019

 

 

 

 

 

Декабрь2019

 

 

 

В течение года

 

 

 

Февраль2020

 

 

 

Март 2020

 

 

 

Апрель2020

 

 

 

 

 

Май 2020

Изучение методической литературы по данной теме.

 

Подготовить консультацию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».

Чтение рассказов, стихотворений,

потешек при помощи пальчиков (показ воспитателя)

 

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений (пальчиковый театр

 

Разучивание новых пальчиковых игр

 

 

Повторение выученных пальчиковых игр и заучивание новых

 

 

 

Полезные советы: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

 

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

 

Разучивание новых пальчиковых игр под музыкальное сопровождение

                     

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Текстовой материал

 

 

Подборка игр и дидактических пособий

 

 

Текстовый материал

 

 

 

 

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

 

 

 

Текстовый материал

 

Текстовый материал

 

Презентация на родительском собрании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка рисунков

 

Работа с родителями

 

В течении года

 

 

Апрель2020

 

В течении

года

 

Май 2020

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Чему мы научились

Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования

Мастер – класс для родителей

«Волшебные рисунки» 

Презентация на родительском собрании

 

 

 

 

 

 

Выставка детских рисунков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Список использованных источников:

 

1.      Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». — М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

2.      Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

3.      Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

4.      Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

5.      Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

6.      Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;

7.      Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;

8.      Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;

9.      Крупенчук  О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005

10.    Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.

11.    Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008

Интернет ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Развивающие стихи

1. «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, (машем руками вверх-вниз, словно ножами.   Ладони выпрямлены при этом)

Мы капусте режем, режем (руки выпрямлены в ладонях, изображаете движение ножа — вперед- назад)

Мы капусту солим, солим, (имитируешь соление — шевелишь пальцами в щепотке)

Мы капусту мнем, мнем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

А морковку трем, трем. (трем ладони друг об друга).

2. «Гуси»

Гуси песню распевали – га – га — га, га-га-га. (смыкаешь большой палец с остальными пальцами на руке-

как бы изображаешь рот гуся)

Посидели (кулачки сжали и положили на коленочки)

Поклевали (пальцы щепоткой и стучим (тыкаем) ими по коленочкам)

Колю с Димой пощипали (щипаем ножки) -ха-ха-ха, ха-ха-ха.

Но от них мы убежали (пальчики бегут по ножкам).

Выполняется это сидя.

3. «Птички»

Прилетайте птички к нам, к нам, к нам (машем руками так как будто к себе зовем)

Зернышек для птичек дам, дам, дам (показываем раскрытые ладони — даем зернышки)

Клювиками птички клю – клю — клю (по ладошке пальцами другой руки стучим — типа сороки-белобоки, т.е. птички клюют)

Я смотрю на птичек и пою (руками делаем «фонарики»).

4. «Домик»

Стенка, стенка (показываем щёчки)

Две ступеньки (показываем губки)

Потолок (показываем лоб)

Два окошка (показываем глазки)

Дзыыынь — звонок! (нажимаем на носик).

5. «Мы – шоферы»

Едем, едем на машине. (………………)

Нажимаем на педаль, Газ(…………)

Включаем, выключаем.(………..)

Смотрим пристально мы вдаль.(…………..)

Дворники счищают капли,(………………)

Вправо —  влево. Чистота!(…………….)

Волосы ерошит ветер.(……………)

Мы шоферы – хоть куда.(………..)

 

6. «Моя семья»

Этот пальчик ДЕДУШКА. (загибает /разгибает/ большой пальчик).

Этот пальчик БАБУШКА. (загибает /разгибает/ указательный пальчик)

Этот пальчик ПАПОЧКА. (загибает /разгибает/ средний пальчик)

Этот пальчик МАМОЧКА. (загибает /разгибает/ безымянный пальчик)

Этот пальчик Я. (загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)

Вот и вся моя семья! (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики).

Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого.

По окончании покрутить кулачком.

7. «Пальчики»

Этот пальчик хочет спать. (взрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой

загибает мизинчик на левой руке)

Этот пальчик лег в кровать. (загибает безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул. (загибает средний пальчик)

Этот сразу же уснул. (загибает указательный пальчик)

Этот крепко-крепко спит и тихонечко сопит. (загибает большой пальчик)

Солнце красное взойдет, утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

будут пальчики вставать! (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

Повторить то же самое с правой рукой.

8. «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

(На первые четыре строчки, пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой,

похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга.)

 

 

Пальчиковые игры для развития речи и мелкой моторики рук в режимных моментах для детей

 

Описание: комплекс пальчиковых игр для развития речи и мелкой моторики рук детей будет полезен воспитателям группы раннего возраста, а также родителям.

Цель: Развитие речи детей и мелкой моторики рук в режимных моментах.  

Задачи:

1)Способствовать развитию мелкой моторики, повышению синхронности движений.

2)Развитие активного и номинативного словаря, представлений о грамматическом строе речи.

3) Формирование культурных навыков, закрепление основ этикета

Прием детей

1. Игра «Здравствуйте»

Цель: Развитие игровой деятельности и свободного общения со взрослыми и детьми. Формирование основ этикета.

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» — сказали (хором здороваемся)

 

 Утренняя гимнастика

1.         Упражнение «Вверх по лесенке/Вниз по лесенке»

Цель: Повысить мышечный тонус рук и пальцев детей. Развивать словарный запас, в частности, изучение порядковых числительных.

Вверх по лесенке шагаем,

И ступенечки считаем.

Раз, два, три, четыре,

Раз, два, три, четыре.

Движения выполняются пальцами вверх несколько раз, затем меняется первая строка стихотворения («Вниз по лесенке шагаем») и движения пальцев производятся в обратном порядке. Игра повторяется несколько раз.

 

2. Игра «Зайка»

Цель: Развитие мелкой моторики, повышение координации движений, развитие  основы движений мелкой моторики рук и автоматизированности движений.

Зайка по лесу скакал, (пальчиками слабо ударяем по любой поверхности (подойдет стол, пол).

Зайка корм себе искал. (высыпаем на поверхность горошины, бусинки, мелкие камешки и начинаем по ним стучать)

Вдруг у зайки на макушке» (ищем ручками у себя макушку)

Поднялись высоко ушки» (делаем из ладошек ушки на головой)

Шорох тихий раздается» (прячем лицо в ладошки)

Кто-то по лесу крадется» (аккуратно перебираем пальчиками по поверхности, стараясь на попадать на рассыпанные предметы)

Зайка путает следы (стучим пальчиками по очереди)

Удирает от беды (очень быстро перебираем пальцами и передвигаем руки на максимально возможное расстояние).

 

 Умывание

1. Игра «Водица»

Цель: подготовка детей к водным процедурам, стимулирование мышечной активности, развитие номинативного словаря детей, повышение уровня сформированности грамматической стороны речи.

Рассказать вам, где мы были?

К речке по воду ходили, (идем двумя пальчиками по столу, изображаем обеими кистями)

Принесли в ведре водицы, (складываем обе ладошки «ковшиком»)

Чтоб детишкам всем умыться, (умываемся)

Вымыть уши, глазки наши (движения пальцами около ушей, глаз)

И сварить на завтрак каши. (круговые движения правой кистью)

 

2. Игра «Ладушки»

Цель: Подготовка к водным процедурам, повышение тонуса мышц.

Ладушки, ладушки, (дети хлопают в ладоши)

С мылом моем лапушки. (легкие трущие движения, имитация процесса намыливания рук)

Чистые ладошки, (демонстрация рук, разведение их в стороны)

Вот вам хлеб и ложки. (попеременное открытие и сжимание кулачков левой и правой руки)

 

3. Игра «Мыло»

Цель: Подготовка к водным процедурам, повышение автоматизированности движений, стимулирование развития номинативного словаря, а также повышение интереса к гигиеническим процедурам).

Каждый день

Я мыло мою (поглаживание рук с внутренней и внешней стороны)

Под горячею водою

И в ладонях поутру

Очень сильно тру. (Легкие трущие движения, имитация процесса намыливания рук)

Мойся, мыло,

Не ленись! (сжимание-разжимание кулачков в медленном темпе)

 

Не выскальзывай,

Не злись! (попеременное соприкосновение всех пальцев с большим пальцем (на обеих руках))

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала (поглаживание рук в внешней и внутренней стороны)

 

 Прием пищи

1.         Игра «Пальчики обедали»

Цель: Развитие культурных навыков, закрепление основ этикета, стимулирование мышечной активности, снятие напряжения.

Пять проворных пальчиков (сжимаем и разжимаем кулачок)

Как-то за столом (пальчиками поочередно слабо ударяем по любой поверхности (подойдет стол, пол).

Чуть не утонули

В супе овощном. (пальчиками одновременно слабо ударяем по любой поверхности (подойдет стол, пол).

Испугались

Лук,

Морковка,

Свёкла,

Помидоры, (поочередно загибаем пальчики на каждой руке, начиная с мизинца (при перечислении овощей))

Успокоиться не могут

И по эту пору.

 

2. Игра «Значение органов»

Цель: Настрой на прием пищи, развитие координации движений. Стимулирование развития номинативного словаря.

Ротик мой умеет кушать, (показываем пальцем на губы)

Нос – дышать, а уши – слушать, (показываем на нос, на ухо)

Могут глазоньки моргать, (поморгать)

Ручки всё хватать, хватать. (хватательные движения пальцами: раскрытые ладони – пальцы в кулаки)

 

3. Игра «Пальчики»

Цель: Развитие автоматизированности и координации движений, гибкости пальцев. Обогащение словарного запаса и повышение уровня сформированности грамматической стороны речи.

— Мой мизинчик, где ты был? (аккуратно ударяем мизинчиком левой руки по столу)

— С безымянным – щи варил, (аккуратно ударяем безымянным пальцем левой руки по столу)

А со средним – кашу ел, (аккуратно ударяем средним пальцем левой руки по столу)

С указательным запел. (аккуратно ударяем указательным пальцем левой руки по столу)

А большой меня встречал (аккуратно ударяем большим пальцем левой руки по столу)

И конфетой угощал,

Правый же большой плясал

И на танец приглашал. (аккуратно ударяем большим пальцем правой руки по столу)

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой. (аккуратно ударяем указательным пальцем правой руки по столу)

Средний брат несет рюкзак, (аккуратно ударяем средним пальцем правой руки по столу)

Безымянный ходит так. (аккуратно ударяем безымянным пальцем правой руки по столу)

А мизинец стал играть,

Братьев слушать приглашать. (аккуратно ударяем мизинцем правой руки по столу)

Раз-два-три-четыре-пять! (сжимаем все пальчики обеих рук в кулачки)

 

 Прогулка

Игры проводятся во время теплой погоды. Перчатки и варежки не снимаются. Возможно проведение после прогулки (в помещении) по результатам наблюдения за происходящими явлениями.

 

1. Гимнастика «На дворе у нас мороз»

Цель: Разнообразить прогулку детей, создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, работу мышц. Развитие номинативного словаря.

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замёрз,

Надо ножками потопать (дети топают ногами)

И ладошками похлопать. (хлопают в ладоши)

А теперь представим лето.

Речка солнышком согрета.

Мы плывём, плывём, плывём, (выполняются плавательные движения руками)

Дно ногами достаём.

Мы выходим из речушки

Направляемся к опушке. (ходьба на месте)

 

2. Игра «Снеговик»

Цель: Разнообразить прогулку детей, создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, развитие синхронности движений. Способствовать развитию номинативного словаря.

Давай, дружок, смелей, дружок (дети хлопают в ладоши)

Кати по снегу свой снежок — (показ и повторение образца, как лепить снежок)

Он превратится в толстый ком (показать «круг» руками»)

И станет ком снеговиком (обвести руками в воздухе две окружности)

Его улыбка так светла! (дети хлопают в ладоши)

Два глаза… шляпа…нос…метла… (показ в соответствии с текстом)

Но солнце припечет слегка — (поднять руки вверх)

Увы! – и нет снеговика! (развести руками)

 

3. Игра «Малыши»

Цель: создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, развивать синхронность движений. Стимулировать развитие активного словаря.

— Почему так хороши

В нашем доме малыши:

Губки — алы, (показываем пальцем на губы)

Зубки — белы, (показываем пальцем на зубки)

Щечки — розовы? (показываем пальцем на щеки)

— Да с мороза мы! (разводим руками)

 

 Подготовка ко сну, сон, пробуждение

1. Игра «Спокойного сна!»

Цель: Подготовка ко сну, расслабление мышц. Развитие номинативного словаря, совершенствования представлений о грамматическом строе речи.

Этот пальчик хочет спать, (загибают мизинец)

Этот пальчик лег в кровать, (загибают безымянный палец)

Этот рядом прикорнул, (загибают средний палец)

Этот пальчик уж заснул, (загибают указательный палец)

А другой давненько спит… (загибают большой палец)

Кто у нас еще шумит? (необходимо погрозить пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите! (погладить одной руку другую)

 

Упражнения и игры на пробуждение можно сопровождать негромкой плавной музыкой.

2. Пальчиковые упражнения «С добрым утром»

Цель: Организация пробуждения детей после сна, создания позитивного эмоционального фона. Поддержание тонус мышц, организация постепенного пробуждения. Стимулирование коммуникативной активности, развитие активного словаря.

С добрым утром, глазки! (поглаживаем веки глаз)

Вы проснулись? (смотрим в «бинокль»)

С добрым утром, ушки! (поглаживаем ушки)

Вы проснулись? (прикладываем ладонь к ушкам)

С добрым утром, ручки! (поглаживаем кисти рук)

Вы проснулись? (хлопаем в ладоши)

С добрым утром, ножки! (поглаживаем ноги)

Вы проснулись? (притопываем)

С добрым утром, солнце! (руки раскрываются навстречу солнышку)

Мы проснулись! (голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться)

 

 Самостоятельная деятельность

 

1.         Игра «Снежинки»

Цель: Разнообразить досуг детей, создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, развивать  основу движений мелкой моторики рук, совершенствовать координацию движений. Развитие номинативного словаря.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла. (пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (тучи)).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой. (руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел. (руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится. (продолжать вращающие движения кистями, попеременно скрещивая руки)

 

Прощание

 Игра «Важные слова»

Цель: Разнообразить деятельность детей, создать хорошее настроение. Активизации словарного запаса, формирование связанной речи и основ этикета. Развивать тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений.

Детям предлагается повторять слова и движения за воспитателем (рекомендуется повторять несколько):

Для прощания и встречи (разводят руки в сторону)

Много есть различных слов: (сжимают разжимают кулачки)

«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,

«До свиданья!», «Будь здоров!»,

«Я вас рада видеть очень»,

«Мы не виделись сто лет»,

«Как дела?», «Спокойной ночи»,

«Всем пока», «Прощай», «Привет»,

«Буду рад вас видеть снова»,

«Не прощаюсь!», «До утра!»,

«Всем удачи!», «Будь здорова!»

И «Ни пуха, ни пера!» (поочередно загибают пальцы сначала правой, потом левой руки)

 

 

 

 

Подборка пальчиковой гимнастики для детей

 

1. ЛАДОШКА

Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

(медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

(дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

(указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно.

(потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки.

(осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

2. РИСОВАНИЕ

Мы кружок нарисовали

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

Мы черту нарисовали.

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

Мы волну нарисовали.

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

Точки мы нарисовали.

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

(Мы рисуем на ладошке у малыша соответствующую фигуру, а затем

слегка трясем ручкой. Сначала работаем с одной ручкой, а затем

с другой)

 

3. ПАЛЬЧИКИ

Наш массаж сейчас начнём,

Каждый пальчик разотрём:

(растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику)

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей,

Этот пальчик — всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех сильней,

(Вместе – это пять друзей

(погладить сразу все пальчики)

Пальцы растянуть хочу,

Каждый пальчик покручу,

(взяв палец ребенка за кончик и приподняв, осторожно вращать)

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей,

Этот пальчик — всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех сильней,

Вместе – это пять друзей

(погладить сразу все пальчики)

Каждый пальчик мы возьмем и

И сожмём, сжимаем, сожмём,

(поочерёдно пальчики в кулачок сожмём, начиная с большого)

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей и т.д…

Вместе – это пять друзей

(погладить сразу все пальчики)

Каждый пальчик мы возьмём,

На подушечку нажмём

(нажимаем кончиком указательного пальца на подушечку пальчика малыша)

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей и т. д…

Вместе – это пять друзей

(погладить сразу все пальчики)

Так как стишок длинный, поочередно, на каждый новый куплет, работайте с разной ручкой малыша. А то, вдруг, ребенок посредине стишка уже не захочет заниматься, а так мы позанимаемся чуть-чуть, но с каждой ручкой:)

4. ЧЕРВЯЧКИ

Повторяем 2 раза.

Первый раз работаем с одной ручкой малыша, второй раз –

с другой.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять

(перебираем по очереди пальчики малыша первой руки,

нажимая на подушечки пальчика)

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять

(перебираем по очереди пальчики малыша первой руки,

нажимая на подушечки пальчика)

Вдруг ворона подбегает,

(бежим своими пальцами по ладошке малыша)

Головой она кивает

(взрослый кивает головой)

Каркает, вот и обед

(закрываем все пальчики ручки малыша в кулачок)

Глядь, а червячков уж нет.

(раскрываем кулачок).

5. АПЕЛЬСИН

Мы делили апельсин.

Мы делили апельсин.

Мы делили апельсин.

Ведь много нас, а он один.

Эта долька — для утят.

Эта долька для котят.

Эта долька — для ужа.

А эта долька — для ежа.

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

(на каждую строчку стиха перебираем и разминаем пальчики малыша, от основания пальца к кончику, начиная с большого на 2-х ручках)

Он сердит на нас — беда!!!

Все разбегайтесь кто куда!

(в конце слегка потрясем ручками малыша)

6. ВОЛК

Нам очень хочется сейчас, пойти гулять в лесочек,

(берем одну ручку малыша и читаем стишок)

И чтоб нас серый волк не съел, Пойдем вдвоем, дружочек

(прислоняем вторую ручку малыша к первой и

сразу

откладываем

одну ручку в сторону)

В час – волка нет

В два – волка нет

В три – волка нет

В четыре – волк бежит,

И громко рычит

(на каждую строчку стиха, пальчики второй руки по

очереди покачиваем

аккуратно вперед и назад)

7. ЛАДУШКИ

Ладушки, ладушки,

Где были? — У бабушки!

Что ели? — Кашку.

Кашку — малашку.

Кашка — сладенька.

Бабушка — добренька.

Кашку поели, и полетели!

(хлопаем в ладоши, придерживая ручки малыша своими).

Полетели! Полетели! Полетели! Полетели!

(взрослый имитирует руками крылья птиц)

На головку сели.

(взрослый ладони кладет на голову малыша)

И снова запели…

(можно повторить сначала)

8. НА ЛУЖКУ

Повторяем 2 раза.

Первый раз работаем с одной ручкой малыша, второй раз –

с другой

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли в садик погулять.

(1–2 строчки – взрослый пальцем своей руки считает пальцы

на ручке малыша, слегка нажимая на подушечки)

Ходим-ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу.

(3–4 строчки – взрослый указательным пальцем своей руки

выполняет круговые поглаживания ладони малыша).

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять.

(5–7 строчки – считаем пальцы в обратном порядке,

поглаживая их)

9. ЦВЕТОЧКИ

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

Солнце просыпается —

Цветочки раскрываются.

(1–4 строчки – раскрываем ладонь руки ребенка и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком»)

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

(5–6 строчки – сжимаем ручку в кулачок)

Сначала проделываем все действия для одной ручки, а затем повторяем для второй ручки.

10. СОРОКА- СОРОКА

Указательным пальцем правой руки выполняются

круговые

движения по ладони левой руки. Действия

сопровождаются

словами:

Сорока-сорока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала (загибается мизинец),

Этому дала (безымянный),

Этому дала (средний),

Этому дала (указательный),

Этому дала (большой).

11. ХРЮШКА

Используем во время купания малыша.

Поросятки, поросятки,

Вам сейчас помою пятки.

(помойте ребенку ножки)

Поросятки просят: «Мам,

Можно съесть варенья нам?»

Открываем мы буфет,

(пробегитесь пальцами вверх по детской ручке)

А варенья-то там нет!

(шлепните руками по воде)

Ведь его еще вчера

… (имя ребенка) скушал(а) с утра

(потрите ребенку животик)

12. ПОЕХАЛИ- ПОЕХАЛИ

Ребенок разводит руки в стороны и раскрывает

ладони,

показывая размеры репки, под соответствующие

слова.

Поехали-поехали,

С орехами, с орехами,

К дедушке за репкой,

Желтой, большой —

Вот какой! (показывает руками)

Поехали-поехали,

К зайчику за мячиком,

За мячиком твоим,

Круглым и большим —

Вот каким! (показывает руками).

 

 

 

 

 

1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки.

Вытягивают ручки вперед Показывают ручки.   Спрятали ручки за спину Опять показывают ручки.

2. «Кулачки» Кулачки сложили, Кулачками били. Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук!

Сложить кулачки обоих рук Бьют кулачками.

3. «Очки» Бабушка очки надела И детишек разглядела. И детишки очки надели Бабушку разглядели.

Колечки подносят к глазам Дети повторяют действия за воспитателем.

4. «Дождик, дождик» Дождик, дождик, Кап да кап, кап… Мокрые дорожки. Все ровно пойду гулять, Пусть промокнут ножки. .

Дети повернули ладошку кверху и Указательным пальцем имитируют Капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап..»

5. «Пароход» Пароход плывет по речке, И пыхтит он словно печка: Пых, пых…

Дети обе сложенные ладони поворачивают влево и вправо, повторяют за взрослым: «Пых..»

6. «Надоели нам дожди» Дождик, дождик! Подожди! Надоели нам дожди! Ты по крышам зачастил, Ребятишек разбудил.  

Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым: «Кап, кап»  

7. «Ладушки, ладушки» Ладушки, ладушки, Пекла мама оладушки, Маслом поливала, Деткам давала: «На-на-на»

Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на»

8. «Рыбки» Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, Разожмутся, То зароются в песке.

Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым слова текста.

9. «Ноги ходят по дороге» Большие ноги Шли по дороге. Топ- топ- топ.. Маленькие ножки Побежали по дорожке Топ- топ- топ.

Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст за взрослыми.  

10. «Еду к деду, еду к бабе» Еду, еду к бабе, к деду На лошадке В красной шапке, По ровненькой дорожке, На одной ножке Гоп- гоп- гоп…

Дети катают карандаш между ладонями и повторяют слова за взрослыми: «Гоп-гоп-гоп»

11. «Катя гуляет» Раз, два, три, четыре, пять. Собираемся гулять. Завязали Катеньке Шарфик полосатенький. Катя по дорожке идет Топ- топ- топ..

Дети катают карандаш между ладонями и повторяют слова: «Топ- топ- топ».

12. «Белка» Я – белка в шубке меховой, Пушистый хвост – Помощник мой, Он помогает мне скакать Везде успею побывать. Прыг-скок, прыг-скок.

Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым: «Прыг-скок, прыг-скок»

13. «Пришла весна» Как на лугу, лугу, По зеленому лугу Разливается вода, Расстилается трава, Расстилается трава, Трава шелковая.

Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья, повторяют за взрослым слова текста.

14. «Капустка» Мы капустку рубим, рубим, Мы капустку солим, солим Мы капустку трем, трем Мы капустку жмем, жмем.

Движения ладонями вверх, вниз. поглаживание подушечек пальцев. потираем кулачок о кулачок. сжимаем и разжимаем кулачки.

15. «Лошадки» По дороге белой, гладкой Скачут пальцы как лошадки Чок-чок-чок. Чок- чок-чок. Скачет резвый табунок

Пальцы скачут по столу, повторяя текст за взрослым: «чок-чок , чок-чок»

16. «Хоровод среди цветов» Хоровод среди цветов,вокруг розовых кустов. Среди трав и цветов водим, водим хоровод.

У ребенка в ладошках грецкий орех, круговыми движениями кистей ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×