Сенсорное развитие детей раннего возраста посредствам дидактической игры

Автор: Морозова Людмила Викторовна

Сенсорное развитие детей раннего возраста

в процессе игровой деятельности

Морозова Людмила Викторовна

воспитатель МАДОУ МО Динской район

 «Детский сад №44»

ст. Васюринская

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется рекомендации по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.

Дети в возрасте от 1 года до 3 лет чрезвычайно любознательны и обладают хорошей памятью. При помощи простейших средств развития ребенка можно постоянно заниматься формированием его сенсорного восприятия.

В группе или на прогулке важно акцентировать внимание на сенсорных эталонах окружающих предметов, называя и повторяя их. При этом не нужно требовать от малыша немедленного запоминания, поскольку это происходит автоматически. Со временем все эти слова сами появятся в разговорной речи.

Развитие детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игровой форме. В процессе игры происходит и формирование представлений о геометрических телах и фигурах. Неоднократное повторение названий приводит к быстрому запоминанию и развитию у ребенка пространственного мышления.

 

Методика проведения игр на сенсорное развитие

У детей от 1 года до 3 лет возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

Учите детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

С детьми раннего возраста необходимо самому включиться в игру. В начале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, пирамидки, матрешки). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к игрушке, учить их играть с ним. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.

Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках. Подводя итоги игры с детьми, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.

Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (посуда – игра «Детский сад», «Повар», «Кафе»,  и др.).

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам.

Большое значение в этом возрасте имеют:

-игры с песком и водой, где ребенок пересыпает и переливает из одной емкости в другую;

-различные движущиеся игрушки, динамические игрушки;

-игрушки контрастных размеров для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки, формы-вкладыши и т.д.;

-пластмассовые и деревянные конструкторы, конструкторы «Лего», настольная и напольная мозаика;

-игрушки различной формы (круглые, кубические), емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать;

-разрезные картинки, кубики с картинками; парные картинки;

-шнуровки, застегивающиеся коврики;

-игрушки различной величины (например: машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель);

-мячи разных размеров и в достаточном количестве;

-настольно – печатные игры по ФЭМП и другие.

Правильно подобранные по цвету, форме, величине, звучанию, тактильным качествам игрушки и пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.

В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

                                                          

×
×