ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Автор: Денисова Тамара Анатольевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Новый стандарт образования акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников. Использование современных образовательных технологий в практике обучения и воспитания является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Для реализации основных задач обучения по данному УМК  выбираю современные педагогические технологии, которые соответствуют высоким требованиям, предъявляемым обществом современному образовательному и воспитательному процессу. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое место в моей педагогической деятельности занимает организация проектной  деятельности. (В УМК «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации деятельности школьников).

Проектная деятельность – это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью. Проектная методика основывается на концепции деятельностного подхода  и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий и проектов. Проектная деятельность развивает логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, добывать самостоятельно нужную информацию, разрабатывать план решения, реализовывать этот план с поэтапным контролем своей деятельности.

Исходя из этого, стараюсь организовать  педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. 

Проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе я считаю актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.

Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

    Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Чтобы провести исследование  применяю следующую последовательность:

1.Актуализация проблемы.

 (Найти проблему и определить направление будущего исследования).

2.Определение сферы исследования.

 (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования.

(Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

 Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определиться с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику, обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования, пускай порой даже фантастическую- в этом случае помогает методика «мозгового штурма».

4. Выработка гипотезы.

 (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

 Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

 (Выбрать методы исследования).

Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить алгоритм действия.

Подумать самостоятельно;

Посмотреть книги о том, что исследуешь;

Спросить у других людей;

Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

Понаблюдать;

Провести эксперимент.

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы.

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

(Зафиксировать полученные знания).

    Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

 (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?

9. Подготовка отчёта.

( Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

Сделать выводы и умозаключения.

Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Подготовить текст сообщения.

Приготовиться к ответам на вопросы.

Возможные результаты исследовательской деятельности — представление газеты, альбома,  гербария, журнала, книжки-раскладушки, коллаж, макета, модели наглядного пособия, плаката, плана, реферата, серия иллюстраций, справочника.

10. Защита.

 (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось,  заниматься проектной деятельностью достаточно сложно  физически, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что  для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих. Исследовательскую работу я начала во 2 классе. Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов. Я не навязывала детям темы исследования. Сначала мы выполняли коллективные проекты, а в 3 классе попробовали делать индивидуальные. Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо.

Мои ученики работали над  творческими проектами и исследованиями из различных областей знаний.  В течение работы над проектами мы вместе с ребятами и родителями делали открытия, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Мы учились и учили друг друга. В нашей школе стала традиционной  научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», в которой участвуют и учащиеся начальных классов. Участие детей в этой конференции является итогом их и моей  работы проектно-исследовательской деятельности.

     Благодаря использованию метода проектов в образовательной и воспитательной области повышается вероятность творческого развития учащихся, что делает теорию более интересной, развивает активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности, а на занятиях дети испытывают истинную радость. Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

Реализация проектной технологии в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе. Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Литература

1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., и доп.- М.: АРКТИ, 2009.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.

 

 

×
×