Автор: Батоболотова Соелма Эрдэмовна
Диагностика и оценка комплексных результатов общего образования
Батоболотова С.Э.
учитель математики МОУ «Агинская средняя
общеобразовательная школа №2»,
пгт.Агинское Забайкальский край
Ключевые слова: оценка, комплексный результат, предметный результат, метапредметный результат, личностный образовательный результат
Основной целью оценочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта является управление качеством образования, направленный на достижение максимально возможных высоких образовательных результатов во всех трех группах: предметные, метапредметные и личностные.
Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов с учетом:
— владения предметными понятиями и способами действия;
— умения применять знания в новых условиях;
— системности знаний.
При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащихся воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач в нестандартных, неопределенных ситуациях.
Под метапредметными результатами понимаем «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» (…?). При оценке метапредметных результатов основным объектом является сформированность ряда регулятивных (см. таблица 1), коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью согласно модели: умение ставить проблему – осуществлять поиск способов решения проблемы — решать проблему – рефлексировать способы решения проблемы.
Таблица 1
Результаты |
УУД |
||
Метапредметные результаты |
Регулятивные |
Целеполагание |
Умения: -формулировать цель; -формулировать учебную задачу, предложенную учителем — ставить новые учебные цели и задачи |
Планирование |
Умения: — составлять план действий -выделять ориентиры действий в новом учебном материале — прогнозировать свои образовательные результаты |
||
Исполнение |
Умения: — действовать по плану — различать способ и результат действия |
||
Контроль и оценка |
Умения: — соотносить результат деятельности с целью — самостоятельно оценивать правильность выполнения действия (самооценка) |
||
Корректировка |
Умение: — вносить необходимые коррективы в образовательную деятельность с учетом сделанных ошибок (самоконтроль) |
||
Общение и взаимодействие c учетом позиции другого |
Умения: — учитывать позицию, взгляды, интересы партнера — проявлять уважительное отношение к учителю и сверстникам — доносить свою позицию, оценку, точку зрения до других |
||
Речевая культура |
Умения: — строить монологические высказывания — владеть диалогической формой речи — формулировать и аргументировать собственное мнение |
||
Общеучебные |
Умения: — осуществлять поиск необходимой информации из разных источников — преобразовывать информацию на основе выделения смысловых единиц — критически относиться к получаемой информации — ориентироваться в системе полученных/ имеющихся знаний — «добывать»/ самостоятельно получать/ выводить новые знания |
||
Логические |
Умения: — использовать знаково-символические средства, в том числе знаки, символы, таблицы, схемы и модели. — устанавливать аналогии и причинно-следственные связи — осуществлять сериацию, сопоставление, сравнение, обобщение, классификацию (выбор оснований и критериев для сравнения). Умения: — использовать знаково-символические средства, в том числе знаки, символы, таблицы, схемы и модели. — устанавливать аналогии и причинно-следственные связи — осуществлять сериацию, сопоставление, сравнение, обобщение, классификацию (выбор оснований и критериев для сравнения). |
||
Постановка и решение |
Умения: — владеть общими приемами решения задач — выбирать рациональный (оптимальный) способ решения задачи — формулировать учебную задачу на основе анализа проблемной ситуации |
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включающих три следующих блока:
1. Самоопределение — сформированное внутренней позиции школьника -принятие и освоение новой социальной роли ученика, способности адекватно оценивать себя и свои достижения.
2. Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла (т.е.«значение для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов.
3. Морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости
Таблица 2.
Что оценивается? |
Предметные результаты |
||
Процедура |
Инструментарий |
Как оценивается? |
Где фиксируется? |
Текущая аттестация
|
Различные виды проверочных работ |
Пятибальная шкала отметки
|
Классный журнал, дневник
|
Промежуточная аттестация |
Письменная или устная работа |
||
Рубежная аттестация |
Административные, диагностические работы |
||
Итоговая аттестация
|
ГИА, ЕГЭ
|
Специальная шкала отметки |
Влияет на получение документ |
Предметные олимпиады, конференции |
Мониторинг, портфолио |
Качественная оценка |
Портфолио |
Кто оценивает?
|
Преподаватели, другие профессионалы, учащиеся
|
Таблица 3
Что оценивается? |
Метапредметные результаты |
||
Процедура |
Инструментарий |
Как оценивается? |
Где фиксируется? |
Стартовая диагностика, промежуточная диагностика |
Метапредметные работы, тестирование. Комплексная письменная работа |
Пятибальная шкала отметки, накопительная оценка, рейтинговая оценка и др. |
Классный журнал, дневник
|
Наблюдение, фиксация, анализ, рефлексия (саморефлексия) |
Портфолио
|
Качественная оценка
|
Портфолио
|
Кто оценивает?
|
Преподаватели, другие профессионалы, родители, учащиеся |
Таблица 4
Что оценивается? |
Личностные результаты |
||
Процедура |
Инструментарий |
Как оценивается? |
Где фиксируется? |
Наблюдение, фиксация, анализ, рефлексия (саморефлексия) |
Портфолио , анкетирование,тренинг
|
Качественная оценка
|
Портфолио
|
Кто оценивает?
|
Преподаватели, другие профессионалы, родители, учащиеся |
|
|
Кто оценивает? |
Преподаватели, родители, |
Из вышеуказанных таблиц мы видим, как и кто оценивает предметные результаты, метапредметные и личностные. Необходимо отметить, что результаты оцениваются не по отдельности, а комплексно.
Рассмотрим отдельно на заданиях по математике (в данном случае 5 кл), как проверяют не только предметные, но и метапредметные навыки.
Таблица 5.
Уровень |
Задание |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Низкий |
Найдите значение выражения: 208896:68+(10403-8956) *105;
|
Применять правило выполнения порядка действий и правильность вычислений |
Умение составлять план и последовательность действий
|
Средний |
Составьте по рисунку уравнение и решите
|
Уметь составлять уравнение к рисунку, решать уравнение и задачи практической направленности
|
Уметь создавать знаково-символические модели для решения задачи, анализировать, систематизировать
|
Высокий |
Найдите самый короткий путь от паука до мухи
|
Уметь представлять прямоуг. паралл-д, решать задачи геометрической направленности |
Уметь исследовать натуральные объекты
|
В практике работы школьных методических объединений (далее МО) проводятся различные проектные задачи. Например, в этом году МО учителей математики, информатики проводилась проектная задача «Квартирный вопрос», где учащиеся 7-8 классов столкнулись со следующей проблемной ситуацией: Нужно было помочь одной пожилой паре сделать ремонт качественно, недорого, быстро и красиво. Это система заданий и действий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта. Задача носит групповой характер в которой заранее не задан порядок действий.
Оценка взаимодействий учащихся при работе в группах проводилась посредством экспертного наблюдения и оформлялась в виде экспертного листа. Вот перед вами некоторые критерии и показатели, по которым оценивали группы.
Решение вопросов развития пространственного мышления у школьников объективировала работу по подбору геометрических заданий. Такого рода задачи направлены на развитие творческих способностей ребенка, гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», воображение, способность к оперированию образами. У учащихся развиваются такие умения как наблюдение, измерение, конструирование и моделирование.