Диагностика и оценка комплексных результатов общего образования

Автор: Батоболотова Соелма Эрдэмовна

Диагностика и оценка комплексных результатов общего образования

Батоболотова С.Э.

учитель математики МОУ «Агинская средняя

общеобразовательная школа №2»,

 пгт.Агинское Забайкальский край

Ключевые слова: оценка, комплексный результат, предметный результат, метапредметный результат, личностный образовательный результат

 

Основной целью оценочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта является управление качеством образования, направленный на достижение максимально возможных высоких образовательных результатов во всех трех группах: предметные, метапредметные и личностные.

Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов с учетом:

       владения предметными понятиями и способами действия;

       умения применять знания в новых условиях;

       системности знаний.

При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащихся воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач в нестандартных, неопределенных ситуациях.

Под метапредметными результатами понимаем «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» (…?). При оценке метапредметных результатов основным объектом является сформированность ряда регулятивных (см. таблица 1), коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью согласно модели: умение ставить проблему – осуществлять поиск способов решения проблемы — решать проблему – рефлексировать способы решения проблемы.

Таблица 1

Результаты

УУД

Метапредметные результаты

Регулятивные

Целеполагание

Умения:

-формулировать цель;

-формулировать учебную задачу, предложенную учителем

— ставить новые учебные цели и задачи

Планирование

Умения:

— составлять план действий

-выделять ориентиры действий в новом учебном материале

— прогнозировать свои образовательные результаты

Исполнение

Умения:

— действовать по плану

— различать способ и результат действия

Контроль и оценка

 Умения:

— соотносить  результат деятельности с целью

— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия (самооценка)

Корректировка

 Умение:

— вносить необходимые коррективы в образовательную деятельность с учетом сделанных ошибок (самоконтроль)

Общение и взаимодействие c учетом позиции другого

Умения:

— учитывать позицию, взгляды, интересы  партнера 

— проявлять уважительное отношение к учителю и сверстникам

— доносить свою позицию, оценку, точку зрения до других

Речевая культура

Умения:

— строить монологические высказывания

— владеть диалогической формой речи

— формулировать и аргументировать собственное мнение

Общеучебные

Умения:

— осуществлять поиск необходимой информации из разных источников

— преобразовывать информацию на основе выделения смысловых единиц

— критически относиться к получаемой информации

— ориентироваться в системе полученных/ имеющихся знаний

— «добывать»/ самостоятельно получать/ выводить новые знания

Логические

Умения:

— использовать знаково-символические средства, в том числе знаки, символы, таблицы, схемы и модели.

— устанавливать аналогии и  причинно-следственные связи

— осуществлять сериацию, сопоставление,  сравнение,  обобщение,  классификацию (выбор оснований и критериев для сравнения).

Умения:

— использовать знаково-символические средства, в том числе знаки, символы, таблицы, схемы и модели.

— устанавливать аналогии и  причинно-следственные связи

— осуществлять сериацию, сопоставление, сравнение,  обобщение, классификацию (выбор оснований и критериев для сравнения).

Постановка и  решение

Умения:

— владеть общими приемами решения задач

— выбирать  рациональный (оптимальный) способ решения задачи

— формулировать учебную задачу на основе анализа проблемной ситуации

 

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включающих три следующих блока:

1.     Самоопределение — сформированное внутренней позиции школьника -принятие и освоение новой социальной роли ученика, способности адекватно оценивать себя и свои достижения.

2.     Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла (т.е.«значение для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов.

3.     Морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости

Таблица 2.

Что оценивается?

Предметные результаты

Процедура

Инструментарий

Как оценивается?

Где фиксируется?

Текущая аттестация

 

Различные виды проверочных работ

 

 

 

Пятибальная шкала отметки

 

 

 

 

Классный журнал, дневник

 

Промежуточная аттестация

Письменная или устная работа

Рубежная аттестация

Административные, диагностические работы

Итоговая аттестация

 

ГИА, ЕГЭ

 

Специальная шкала отметки

Влияет на получение документ

Предметные олимпиады, конференции

Мониторинг, портфолио

Качественная оценка

Портфолио

Кто оценивает?

 

Преподаватели, другие профессионалы, учащиеся

 

 

Таблица 3

Что оценивается?

Метапредметные результаты

Процедура

Инструментарий

Как оценивается?

Где фиксируется?

Стартовая диагностика, промежуточная диагностика

Метапредметные работы, тестирование.

Комплексная письменная работа

Пятибальная шкала отметки, накопительная оценка, рейтинговая оценка и др.

Классный журнал, дневник

 

Наблюдение, фиксация, анализ, рефлексия (саморефлексия)

Портфолио

 

Качественная оценка

 

Портфолио

 

Кто оценивает?

 

Преподаватели, другие профессионалы, родители, учащиеся

 

 

 

Таблица 4

Что оценивается?

Личностные результаты

Процедура

Инструментарий

Как оценивается?

Где фиксируется?

Наблюдение, фиксация, анализ, рефлексия (саморефлексия)

Портфолио , анкетирование,тренинг

 

Качественная оценка

 

Портфолио

 

Кто оценивает?

 

Преподаватели, другие профессионалы, родители, учащиеся

 

 

Кто оценивает?

Преподаватели, родители,

 

Из вышеуказанных таблиц мы видим, как и кто оценивает предметные результаты, метапредметные и личностные. Необходимо отметить, что результаты оцениваются не по отдельности, а комплексно.

Рассмотрим отдельно на заданиях по математике (в данном случае 5 кл), как проверяют не только предметные, но и метапредметные навыки.

Таблица 5.

Уровень

Задание

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Низкий

Найдите значение выражения:

208896:68+(10403-8956) *105;

 

Применять правило выполнения порядка действий и правильность вычислений

Умение составлять план и последовательность действий

 

Средний

Составьте по рисунку уравнение и решите

Уметь составлять уравнение к рисунку, решать уравнение и задачи практической направленности

 

Уметь создавать знаково-символические модели для решения задачи, анализировать, систематизировать

 

Высокий

Найдите самый короткий путь от паука до мухи

 

Уметь представлять прямоуг. паралл-д, решать задачи геометрической направленности

Уметь исследовать натуральные объекты

 

 

В практике работы школьных методических объединений (далее МО) проводятся различные проектные задачи. Например, в этом году МО учителей математики, информатики проводилась проектная задача «Квартирный вопрос», где учащиеся 7-8 классов столкнулись со следующей проблемной ситуацией: Нужно было помочь одной пожилой паре сделать ремонт качественно, недорого, быстро и красиво. Это система заданий и действий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта. Задача носит групповой характер в которой заранее не задан порядок действий.

Оценка взаимодействий учащихся при работе в группах проводилась посредством экспертного наблюдения и оформлялась в виде экспертного листа. Вот перед вами некоторые критерии  и показатели, по которым оценивали группы.

Решение вопросов развития пространственного мышления у школьников объективировала работу по подбору геометрических заданий. Такого рода задачи направлены на развитие творческих способностей ребенка, гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», воображение, способность к оперированию образами. У учащихся развиваются такие умения как наблюдение, измерение, конструирование и моделирование.

×
×