«Здоровье как научное понятие»

Автор: Эльвира маратовна Насыбуллина

Здоровье как научное понятие

Цель моего выступления в том, чтобы на основе понятия    «здоровье» и рассмотрения проблемы сохране­ния и укрепления здоровья подрастающего поколения  как стратегической задачи развития России подойти к осмыслению не­обходимости инновационных подходов к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

                                     

В соответствии с указанной целью, раскрывается содержание понятий «здоровье», «факторы здоровья», «критерии здоровья», а также обосновывается необходимость инновацион­ных подходов к организации оздоровительной деятельности.[1, c.93]

    Здоровье как научное понятие

Понятие «здоровье» формировалось на протяжении столетий. Вначале оно в основном соотносилось с физическим состоянием человека, но затем по мере развития общества и различных наук наполнялось новым содержанием. В настоящее время понятие «здоровье» соотносят с психическим состоянием человека, его образом жизни, а также уровнем духовного развития.

Значимость здоровья для человека, общества и государства переоценить невозможно.

Учение о здоровье имеет глобальное значение, ничуть не мень­шее, чем, например, биология, химия или физика. А по своей практической значимости эта проблема считается одной из слож­нейших проблем современной науки. Но такого, которое устрои­ло бы всех, пока не найдено. Обобщая мнение специалистов, мож­но утверждать, что в абсолютном смысле здоровья не существует и оно, по существу, идеал. Каждый человек здоров условно, и каж­дый человек может быть здоровым в определенных условиях.

 

Попытка определить сущностные характеристики понятия «здоровье» была сделана известным в области психологии здо­ровья ученым Г.С. Никифоровым. Он выделил шесть концепту­альных подходов к определению этого понятия:

     1.Здоровье как нормальная функция организма на всех уров­нях его организации.

2.   Здоровье как динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

3.  Здоровье как способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, как способность поддерживать постоянство внутренней среды организма.

4.  Здоровье как отсутствие болезненных состояний и измене­ний организма.

5.   Здоровье как способность к полноценному выполнению социальных функций.

6.   Здоровье как полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, как гармоничное развитие физических и духовных сил, как принцип единства, саморегуляции и уравно­вешенного взаимодействия всех органов.[1, c.115]

Прокомментируем эти подходы более подробно.

При первом подходе к определению здоровья ключевым яв­ляется  определение нормы функционирования организма. Организм считается здоровым, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего состояния.            Отклонение от нормы рассма­тривается как развитие болезни. Но не всякое отклонение можно считать болезнью. Граница между нормой и патологическими изменениями в организме расплывчата и в достаточной степени индивидуальна. То, что для одного человека является нормой (например, возрастные показатели артериального давления), для другого уже болезнь. Поэтому в науке было введено понятие «предболезнь» как переходное состояние от здоровья к болезни.

 

При втором подходе к определению здоровья ключевым по­нятием является «равновесие». Следует отметить, что этим по­нятием при оценке здоровья пользуются с давних времен.

При третьем подходе к определению понятия «здоровье» акцент делается на адаптации как одним из самых глав­ных и универсальных качеств биосистемы.

Отсутствие болезни и болезненных изменений в организме как важнейший признак здоровья, используемый при четвертом подходе, столь очевиден, что это определение здоровья стало традиционным. В основе определения лежит простая логика: здоровы те люди, которые не нуждаются в медицинской помощи. Следует сказать, что следование этому подходу может свести на нет всю систему профилактики здоровья, а также ранней диа­гностики болезней.

Пятый подход связан со значением участия человека в со­циальной деятельности. Использование этого подхода позволяет большой категории лиц с ограниченными физическими возмож­ностями обрести себя как здоровым личностям в различной трудовой и общественной деятельности. Способность трудиться оценивается как важнейший показатель здоровья.   

     При шестом подходе к определению понятия «здоровье» ключевым становится принцип единства организма, саморегуля­ции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

В соот­ветствии с ним всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как такое состояние человека, ко­торому свойственно не только отсутствие болезней или физиче­ских дефектов, но полное физическое духовное и социальное благо­получие.

  Анализ сущностных характеристик здоровья позволил Г.С. Никифорову выделить четыре основные концептуальные модели определения понятия «здоровье»: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную.

  Медицинская модель предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристи­ки здоровья.

Биомедицинская модель рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.

Биосоциальная модель в понятие «здоровье» включает био­логические и социальные признаки. Эти признаки рассматрива­ются в единстве, но при этом приоритеты отдаются социальным признакам.

Ценностно-социальная модель признает здоровье базовой человеческой ценностью, необходимой предпосылкой для полно­ценной жизни, удовлетворения духовных и моральных потреб­ностей индивида. Этой модели в наибольшей степени соответ­ствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.[1, c.201]

 Список использованной литературы:

1.  Абрамова Г. С., ЮдицЮЛ. Психология в медицине: Учебное пособие. — М.: Кафедра-М, 1998.

2.  Алямовская В.Г. Оптимизация управления оздоровительной деятельностью в дошкольном учреждении. — Н. Новгород: Изд- во НГПУ, 2000.

                                 

 

×
×