Автор: Эльвира маратовна Насыбуллина
Здоровье как научное понятие
Цель моего выступления в том, чтобы на основе понятия «здоровье» и рассмотрения проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения как стратегической задачи развития России подойти к осмыслению необходимости инновационных подходов к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с указанной целью, раскрывается содержание понятий «здоровье», «факторы здоровья», «критерии здоровья», а также обосновывается необходимость инновационных подходов к организации оздоровительной деятельности.[1, c.93]
Понятие «здоровье» формировалось на протяжении столетий. Вначале оно в основном соотносилось с физическим состоянием человека, но затем по мере развития общества и различных наук наполнялось новым содержанием. В настоящее время понятие «здоровье» соотносят с психическим состоянием человека, его образом жизни, а также уровнем духовного развития.
Значимость здоровья для человека, общества и государства переоценить невозможно.
Учение о здоровье имеет глобальное значение, ничуть не меньшее, чем, например, биология, химия или физика. А по своей практической значимости эта проблема считается одной из сложнейших проблем современной науки. Но такого, которое устроило бы всех, пока не найдено. Обобщая мнение специалистов, можно утверждать, что в абсолютном смысле здоровья не существует и оно, по существу, идеал. Каждый человек здоров условно, и каждый человек может быть здоровым в определенных условиях.
Попытка определить сущностные характеристики понятия «здоровье» была сделана известным в области психологии здоровья ученым Г.С. Никифоровым. Он выделил шесть концептуальных подходов к определению этого понятия:
1.Здоровье как нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
2. Здоровье как динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
3. Здоровье как способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, как способность поддерживать постоянство внутренней среды организма.
4. Здоровье как отсутствие болезненных состояний и изменений организма.
5. Здоровье как способность к полноценному выполнению социальных функций.
6. Здоровье как полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, как гармоничное развитие физических и духовных сил, как принцип единства, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.[1, c.115]
Прокомментируем эти подходы более подробно.
При первом подходе к определению здоровья ключевым является определение нормы функционирования организма. Организм считается здоровым, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего состояния. Отклонение от нормы рассматривается как развитие болезни. Но не всякое отклонение можно считать болезнью. Граница между нормой и патологическими изменениями в организме расплывчата и в достаточной степени индивидуальна. То, что для одного человека является нормой (например, возрастные показатели артериального давления), для другого уже болезнь. Поэтому в науке было введено понятие «предболезнь» как переходное состояние от здоровья к болезни.
|
При втором подходе к определению здоровья ключевым понятием является «равновесие». Следует отметить, что этим понятием при оценке здоровья пользуются с давних времен.
При третьем подходе к определению понятия «здоровье» акцент делается на адаптации как одним из самых главных и универсальных качеств биосистемы.
Отсутствие болезни и болезненных изменений в организме как важнейший признак здоровья, используемый при четвертом подходе, столь очевиден, что это определение здоровья стало традиционным. В основе определения лежит простая логика: здоровы те люди, которые не нуждаются в медицинской помощи. Следует сказать, что следование этому подходу может свести на нет всю систему профилактики здоровья, а также ранней диагностики болезней.
Пятый подход связан со значением участия человека в социальной деятельности. Использование этого подхода позволяет большой категории лиц с ограниченными физическими возможностями обрести себя как здоровым личностям в различной трудовой и общественной деятельности. Способность трудиться оценивается как важнейший показатель здоровья.
При шестом подходе к определению понятия «здоровье» ключевым становится принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
В соответствии с ним всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое духовное и социальное благополучие.
Анализ сущностных характеристик здоровья позволил Г.С. Никифорову выделить четыре основные концептуальные модели определения понятия «здоровье»: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную.
Медицинская модель предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья.
Биомедицинская модель рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.
Биосоциальная модель в понятие «здоровье» включает биологические и социальные признаки. Эти признаки рассматриваются в единстве, но при этом приоритеты отдаются социальным признакам.
Ценностно-социальная модель признает здоровье базовой человеческой ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и моральных потребностей индивида. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.[1, c.201]
Список использованной литературы:
1. Абрамова Г. С., ЮдицЮЛ. Психология в медицине: Учебное пособие. — М.: Кафедра-М, 1998.
2. Алямовская В.Г. Оптимизация управления оздоровительной деятельностью в дошкольном учреждении. — Н. Новгород: Изд- во НГПУ, 2000.