Технологическая карта педагогического мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности

Автор: Ливар Ольга Ивановна

Методический продукт

Подготовила:

Ливар Ольга ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»

Технологическая карта педагогического мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности

Тема: исследование заданных объектов и презентация совместных результатов познания.

Ведущая культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.

Интегрируемые культурные практики: игровая деятельность, коммуникативная деятельность, конструирование.

Культурно-смысловой контекст: (отсроченный) применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

Цель: приобретение детьми опыта логического мышления при сравнении логических блоков Э. Дьенеша в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

— ориентироваться в окружающем пространстве, двигаться в заданном направлении, меняя его в соответствии со знаками — указателями направления движения.

— закреплять знания о свойствах геометрических фигур (цвет, форма, толщина, размер);

— обследовать, анализировать и сравнивать предметы по форме, толщине, размеру, величине.

— обобщать свойства геометрических фигур (форма, цвет, величина, размер) посредством кодирования информации;

— выдвигать, объяснять и доказывать свои предположения;

— работать в коллективе, проявлять уважение к мнению сверстников, договариваться о совместных действиях.

Технология: логические блоки Э. Дьенеша, квест-игра.

Материалы и оборудование: логические блоки Э. Дьенеша; три обруча (синий, красный, жёлтый); карта с направлением пути поиска; карточки – схемы домов с символами; карточки кодового слова (буквы); карточки – схемы с цифрами для декодирования; карточки – схемы космических кораблей; пустые карточки для кодирования; карандаши цветные; запись пуска ракеты; запись обращения инопланетян.

Предварительная работа: дидактические игры и упражнения с логическими блоками Э. Дьенеша; конструирование на плоскости из блоков по карточкам-схемам; кодирование и декодирование информации.

 

Этапы работы

Деятельность педагога

Планируемая деятельность детей

Планируемые результаты

Мотивационный блок

Тип мотивации – личной заинтересованности

 

 

 

Проблемно-ориентированный блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитико – практический блок

·         Классификация

·         Анализ результатов деятельности

 

 

 

 

·         Беседа

·         Актуализация полученных ранее знаний

·         Упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный блок

·         Беседа

·         Планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивный блок

·         анализ

 

Воспитатель предлагает детям рассмотреть необычную карту (Приложение 1). Интересуется, хотят ли они совершить путешествие?

 

 

Воспитатель интересуется, на чем дети отправятся в путешествие.

 

Воспитатель обращает внимание детей на «ракету», (три обруча – синего, красного и жёлтого цвета) сообщает о том, что она почему-то не взлетает.   

Воспитатель направляет внимание детей на карточки – символы (Приложение 2) в каждой ступени космического корабля (обруче), интересуется знают ли для чего они и, что для выполнения этого задания необходимо разделиться на три команды, чтобы заправить каждую ступень ракеты топливом.

 

Воспитатель предлагает отправиться в полет, начинает отсчёт «1, 2, 3, 4, 4, 5 — полетели»

 

После «приземления» воспитатель предлагает детям найти на карте стартовую точку.

 

 

Воспитатель сообщает детям что, прежде чем приступить к выполнению задания им необходимо разделиться на пары с помощью логических блоков.

Первое задание Расселите звезды – (блоки) по квартирам

На столах расположены набор логических блоков и карточки для расселения звезд (блоков) по квартирам (Приложение 3)

 

Воспитатель предлагает рассмотреть «дом с квартирами» и просит детей рассказать, что они будут делать, как будут расселять звёзды – блоки по квартирам, на что будут обращать внимание в первую очередь.

После выполнения задания, воспитатель предлагает парам поменяться столами и проверить правильность расселения блоков.

Работа с картой

 

Второе заданиенеобходимо разделиться на две команды и построить дорожку по карточкам — символам.

 

Приглашает детей пройти к столам и рассмотреть то, что лежит на столах. (Приложение 4)

 

 

 

 

 

Воспитатель предлагает поменяться столами и проверить правильность выполнения задания у команд.

 

Работа с картой.

Третье задание — Постройте по карточке –схеме космический корабль.

 

Воспитатель направляет детей к столам, на которых лежат карточки – схемы космических кораблей. (Приложение 5)

 

 

Воспитатель предлагает разобраться, на какие свойства обращать внимание при постройке кораблей, как строить космические корабли, с чего начинать.

Воспитатель предлагает поменяться столами и выборочно проверить правильность выполнения задания.

 

 

Работа с картой

Четвертое задание – закодируй звезды – блоки.

На столах лежат пустые карточки в виде таблицы с проставленными цифрами от одного до четырёх и по четыре логических блока на каждого ребенка.

Воспитатель задает детям вопрос: «Как вы думаете, почему карточки пустые?»

 

 

 

Работа с картой.

Воспитатель просит детей предположить, для чего они нашли буквы, путешествуя по космосу? Что они обозначают? Интересуется, знают ли они, что означает такое слово? Предлагает детям узнать, что означает слово ШАТТЛ. Спрашивает, как они это сделают?

 

 

 

Воспитатель предлагает занять свои места на космическом корабле и начинает обратный отсчет, «летят на Землю».

 

Воспитатель спрашивает детей понравилось ли им путешествие? Справились ли они со всеми заданиями?  Какое задание понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным, сложным?     

 

 

Коммуникативная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая деятельность

 

Коммуникативная деятельность Познавательно-исследовательская

Познавательно-исследовательская Игровая деятельность

Коммуникативная деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательно-исследовательская деятельность

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная деятельность, конструирование, познавательно-исследовательская деятельность

 

 

 

 

 

Коммуникативная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность

 

 

 

 

 

Коммуникативная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

Игровая деятельность

 

Коммуникативная деятельность

 

 

 

 

 

Дети читают карту, предполагают, что это карта космического путешествия, ставят «детскую цель» — отправиться в путешествие по карте.

 

Дети отвечают (на ракете), предлагают заправить ракету топливом. Делятся на три команды по желанию, рассматривают карточки – символы в каждом обруче, выполняют задание согласно карточкам – символам.

Проверяют вместе правильность выполнения задания.

 

Каждая команда встает в свой обруч, раздаётся звук взлетающей ракеты.

 

 

 

 

 

 

 

Ребята рассматривают карту, «идут по звездам», подходят к первой станции. Находят конверт, читают задание.

 

Дети берут по одному блоку, находят себе пару, объясняют, по какому или каким свойствам они встали в пару.

 

 

Дети проходят за столы парами.  

 

Дети ориентируются на символы в каждой квартире, приступают к работе.

 

 

 

 

 

 

Дети проверяют друг у друга правильно ли выполнено задание.

Находят букву «Ш», предполагают, что это важный знак.

Дети рассматривают карту, советуются, определяют путь и отправляются на поиски второй космической станции. Открывают конверт с заданием, читают.

Делятся на две группы. Проверяют правильно ли разделились.

Определяют, что на столах представлены карточки – символы, обозначающие цвет, форму, размер и величину блоков и цифры.

Делают вывод, что необходимо выложить блоки по порядку, в соответствии с цифрами.

Дети строят дорожку по порядковому строю чисел, после чего проверяют правильность выполненного задания. Находят букву «А»

Рассматривают карту, определяют третью космическую станцию, читают задание.

 

Дети садятся за столы, у каждого ребёнка карточка – схема для составления

космических кораблей.

 

Дети отвечают (форма, цвет, размер, величина). Начинать с фигуры, от которой отходят красные стрелочки: на какую деталь указывает стрелочка, ту деталь нужно приложить к этому блоку.

Самостоятельно выполняют задание.  Проверяют правильность выполнения задания.

Находят букву «Т»

Ребята находят четвёртую космическую станцию, читают задание.

 

 

 

Дети объясняют, что логические блоки нужно закодировать. Самостоятельно выполняют задание (кодируют информацию) и аргументируют.

 

Дети определяют последнюю станцию, находят последнюю букву кода — (Л)). Выдвигают предположения, составляют слово из найденных букв (ШАТТЛ), ориентируясь на цифры в правом углу карточки с буквой.

Дети предполагают, что спросят у родителей, посмотрят в энциклопедии, интернете.

 

Дети включаются в игровую ситуацию.

 

 

Дети анализируют, делают выводы.

×
×