Роль взрослого в формировании нравственных качеств дошкольников

Автор: Куликова Наталья Константиновна

Введение

Нравственное воспитание дошкольников – очень актуальная проблема, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что будет заложено в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его жизнью и жизнью общества. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Это период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.[1]

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, взрослые превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.[2]

Дошкольный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Формирование нравственных качеств дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Процесс этот может осуществляться в условиях ДОУ. Но нравственные качества детей формируются и в семье.

Роль взрослого в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста очень велика. Для ребенка взрослый – это эталон поведения, это источник познания. Взрослый оказывает влияние на дошкольника как в домашних условиях, в семье, так и в условиях детского сада.

Актуальность проблемы обусловлена ​​необходимостью раскрытия роли близких взрослых в нравственном воспитании детей дошкольного возраста, поскольку именно взрослые формируют у детей действенную открытость миру людей как потребность личности, прививают социальные поведения, развивают интерес к людям, воспитывают у детей сопереживания, сорадость, сочувствие, желание узнавать людей, желание быть хорошими, действовать по принципам гуманизма, справедливости, нравственности. 

Цель реферата – теоретически изучить роль взрослого в формировании нравственных качеств дошкольников.

Задачи исследования:

1.            Определить роль воспитателя в формировании нравственных качеств дошкольников.

2.            Изучить роль родителей в формировании нравственных качеств дошкольников.

Объект исследования – процесс формирования нравственных качеств дошкольников.

Предмет исследования – влияние взрослого на формирование нравственных качеств дошкольников.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме реферата.

Теоретической основой реферата послужили учебные пособия, статьи периодических изданий по проблеме исследования.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

 

Глава 1. Роль воспитателя в формировании нравственных качеств дошкольников

В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю.

От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех формирования нравственных качеств дошкольников. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности.

Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании нравственной личности [1, с.76].

Эффективность процесса формирования нравственных качеств дошкольников напрямую зависит от личностных и профессиональных качеств воспитателя. Работу по формированию нравственных качеств детей может осуществлять только высоконравственный, культурный, творчески работающий воспитатель, любящий детей и свою работу, имеющий высокую педагогическую, психологическую и методическую подготовку, в том числе и специальную подготовку по исследуемой проблеме. Дети усваивают нравственные качества, наблюдая за деятельностью, поведением, отношением, оценками, высказыванием окружающих людей, меньше – слушая о нравственных нормах и правилах поведения в обществе. Поэтому тот, кто берет на себя задачи формирования нравственных качеств дошкольников, должен сам ориентироваться на нравственные ценности. Следовательно, процесс формирования нравственных качеств будет проходить успешно, если воспитатель сам практикует все то, о чем говорит детям.

Опора на положительные качества ребенка — вот чем руководствуется педагог в подходе к детям при формировании нравственных качеств. Педагог, обладающий тактом, умеет разговаривать с детьми и выслушивать их; проявлять выдержку при любых обстоятельствах; находить способы нравственного воздействия на детей, учитывая их самолюбие; понимать и правильно оценивать детские поступки, а главное, уметь индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на все лучшее, что есть в ребенке.

Успешность обучения детей, их психологическое благополучие во многом зависят от стиля общения педагога. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствует обучению, авторитарный вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции у детей.

Приемы, методы, применяемые воспитателем при формировании нравственных качеств дошкольников: словесные (беседы, игры-беседы, рассказ, чтение художественной литературы, использование игровых ситуаций, игры — беседы с персонажами сказок, сочинение историй, дискуссии, общение со сверстниками); наглядные (контакт глаз, индивидуальные выставки, рассматривание фотоальбомов, беседа у зеркала, кукольные спектакли, экскурсии, наблюдения за природой, птицами, явлениями окружающей действительности, рассматривание иллюстраций); практические (физический контакт, кукольные спектакли, игры – драматизации, игры – импровизации, игры – забавы, подвижные игры, пальчиковые игры); игры (игры в спортивном уголке, релаксация, игры с природным материалом, игры с водой, игры на музыкальных инструментах, игры со строительным материалом); развлечения; специально организованные формы: трудовая деятельность [9, с.55-56].

Личность воспитателя играет важнейшую роль в нравственном воспитании. Лишь на возрождении простых человеческих чувств – любви и милосердии – должен строиться процесс воспитания.

В педагогической деятельности значима зависимость результативности от характера ценностных ориентации ее субъекта. Деятельность педагога представляет собой уровень реализации ценностей в воспитании.

Ценностные ориентации – это сознанные учеником идеологические, политические, моральные, эстетические основания оценки окружающей действительности. Структура ценностных ориентации педагога находит отражение в устойчивых словосочетаниях ряда нравственных категорий: педагогический долг, педагогический такт.

Педагог должен создавать для воспитанника условия, позволяющие ему раскрыть, реализовать потенциалы своего развития на данном этапе и при данных обстоятельствах. Воспитатель обязан направлять усилия на поддержание и развитие нравственных качеств в ребенке [2, с.65].

Динамическое ядро теоретической модели процесса формирования нравственных качеств представлено взаимосвязью педагогического воздействия и результата. Воспитатель должен учить детей через осознание своих поступков стсраться устранять причины безнравственных действий. Нравственные качества, прививаемые детям дошкольного возраста воспитателем в условиях ДОУ следующие: совестливость, стыдливость, человеколюбие, милосердие, терпимость к недостаткам окружающих, способность мириться, прощать и просить прощения, доброжелательность, желание совершать добрые поступки, уважение индивидуальностей, мнений окружающих, честность, правдивость, справедливость, тудолюбие, ответственность и др. Воспитатель в сознании детей укореняет мысль о том, что нравственные качества нарпавлены на благо человека, но благо реализуется, если человек сам является носителем этих качеств.

Воспитательный процесс строится на основе двустороннего взаимодействия воспитателя и ребенка. Обе стороны в определенных случаях идут на компромисс, объединяют свои усилия и проявляют взаимное уважение к мнению другой стороны. Это способствует проявлению у дошкольников желания и стремления получить необходимые знания, умения и навыки нравственного поведения.

В процессе формирования нравственных качеств личностный подход играет огромную роль, обеспечивая соблюдение разумного баланса между возможностями ребенка и требованиями воспитания. Различные виды деятельности ребенка требуют от воспитателя применения различных педагогических методик, которые могут существенно отличаться. Воспитателю необходимо применить такую методику обучения, чтобы ребенок был максимально заинтересован в конечном результате, был способен преодолеть трудности и достичь поставленной цели.

Воспитателю необходимо создать в детском саду соответствующие педагогические условия, а именно: наладить правильный стиль взаимоотношений между воспитателями, взрослыми и детьми; нравственную атмосферу в группе; четкий режим дня для воспитанников, наличие необходимого оборудования.
Между воспитателями должно быть полное согласие в действиях и единство в требованиях. Они обязаны быть приветливыми с детьми, поддерживать в группе хороший эмоциональный настрой. Воспитанию у детей нравственных качеств способствует постоянной контакт старших дошкольников с младшими группами. При таких условиях в общении с ними формируется ответственность, готовность прийти на помощь [8, с.47].


Глава 2. Роль родителей в формировании нравственных качеств дошкольников

В семье закладываются первые навыки, необходимые для дальнейшего существования в социуме. Детям крайне необходимо присутствие взрослых и постоянное общение с ними.

Нравственные качества воспитывают не только слова (наставления), но и атмосфера в семье через подражание способов общения взрослых. В основе работы по нравственному становлению личности дошкольника лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым и сверстникам, стремление к взаимопониманию и сопереживанию, способности сочувствовать другому человеку, радоваться вместе с ним.

Эти качества формируются в процессе эмоционального насыщенного содержательного общения взрослого с ребёнком в игре, в художественной, музыкальной, театрализованной деятельности. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации или специально создавать ситуации для познания эмоциональных состояний людей, их нравственных качеств, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура семьи – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители– люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение нравственных качеств, социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей [5, с.33].

Педагогические традиции семьи, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены. Сегодня половина всех детей дошкольного возраста по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома.

Формирование нравственных привычек в дошкольном детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребёнка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. Стремление малыша к совместной со взрослым жизни и деятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам, животным.

Совершая положительные поступки, ребёнок не выделяет их как таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок. Без контроля с его стороны дошкольник действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто нарушает запреты.

Нравственное поведение ребёнка слито с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Поэтому хорошее настроение, доброжелательность к окружающим создает предпосылку для нравственных проявлений [3, с.22].

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребёнок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребёнок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного Морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребёнок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребёнок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребёнка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребёнка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо» [4, с.92].

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Дети 3-4 лет не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как плохой или хороший.

В 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет eгo оценку малышом. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою, возникает нравственная аргументация, теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребёнок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребёнок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребёнком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых — «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребёнок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.

У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя [7, с.101-102].

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье. Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений родителей и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма [2, с.67].

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности. Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением.

 

Заключение

Итак, взрослые (родители, воспитатели), которые окружают ребенка, должны в своей профессиональной деятельности и быту руководствоваться нравственными нормами, которые они декларируют детям. Ребенок чувствует доверие к требованиям взрослого, если видит перед собой конкретные примеры его уравновешенности, вежливости, справедливого отношения к детям и взрослым, осознает значимость такого поведения.

Первые моральные установки, взгляды начинают формироваться именно в дошкольном детстве. При этом формирование нравственных качеств тесно связано со стилем взаимодействия взрослого с ребенком, который является образцом для нее, с тем, как этот взрослый оценивает его поступки.

Педагогически целесообразными способами формирования у дошкольников нравственных качеств являются: этические беседы, чтение художественной литературы, эмоционально позитивный стиль общения воспитателя с детьми, выявления доверия к ребенку, создание ситуаций, требующих реального проявления моральных качеств.

Большое значение для формирования моральных качеств у детей имеет создание условий для взаимосвязи между их нравственным сознанием и моральным поведением, упражнения малыша в нравственных поступках. С этой целью целесообразно ставить его в ситуацию нравственного выбора, когда он должен сам решить, как ему поступать.

Особо следует подчеркнуть важную роль примера взрослого. Норма, которую он только декларирует, сам ее не соблюдая, никогда не будет влиять на реальное поведение ребенка. Она поймет, что нравственные нормы можно нарушать.

 

Список использованной литературы

1.            Баранов С.П., Болотина Л.Р., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2006. – 220 с.

2.            Буре Р.С. Формирование нравственно-ценного поведения у дошкольников. // Управление дошкольными образовательными учреждениями. – 2006. — №7. – С.61-69

3.            Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. – М.: Сфера, 2005. – 144 с.

4.            Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников: Монография. – Коломна: МГОСГИ, 2011. – 158 с.

5.            Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. — М.: Просвещение, 2006.- 87 с.

6.            Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей. — М.: Академия, 2006. – 78 с.

7.            Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие. / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192 с.

8.            Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.

9.            Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Воспитание дошкольников, 2003. – 112 с.


[1] Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников. Монография. — Коломна: МГОСГИ, 2011. – с. 80

[2] Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников. Монография. — Коломна: МГОСГИ, 2011. – с. 44

×
×