Классный час на тему: «Хлеб –великое чудо Земли»чудо

Автор: Съедина Марина Николаевна

Классный час на тему: «Хлеб –великое чудо Земли» в 4 классе.

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ СОШ №45 города Белгорода

 Съедина Марина Николаевна.

Цель – воспитывать у детей патриотизм и патриотические качества, любовь к своей стране.

Задачи:

1)    формирование уважительного отношения к хлебу и людям, которые принимают участие в его создании.

2)    воспитание бережного отношения к хлебу.

3)    познакомить детей с основными событиями, происходящими во время блокады Ленинграда.

2) сформировать представление первоклассников о трудностях блокадного Ленинграда.

3) воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.

4) воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

5) воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям.

Хлеб – великое чудо Земли

 

Цели: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, которые принимают участие в его создании; воспитание бережного отношения к хлебу.

                                                   Ход классного часа

  1. Постановка цели классного часа.

Учитель:

— Отгадайте, о чем пойдет речь на нашем классном часе?

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра – на столе.

                       (Хлеб.)

-Сегодня мы будем говорить о хлебе, о его ценности и пользе.

      2. Основная часть.

Учитель:

-Хлеб считался и считается самым ценным богатством на земле. Люди летают в космос, бороздят просторы морей, рек, океанов, строят дома, учат детей, а хлеб остается хлебом.

 

Ученики:

Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

 

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

 

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

 

И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

 

Учитель:

-Хлеб, который похож на тот, что мы едим появился 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. На Руси хлеб называли в старину жито, от слова жить, хлеб-кормилец.  За свою жизнь человек съедает около15 тонн хлеба, приблизительно целый вагон. Чтобы испечь одну булку нужно примерно 10.000 зёрен.

-Сколько же это зернышек? (Очень много.)

-А знаете ли вы сколько людей разных профессий трудятся, чтобы на наших столах появился хлеб. (Люди 120 профессий.)

-Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Сначала хлеб надо вырастить. Для этого всю весну и лето трудятся хлебороб, агроном и хлебопашец. Собрав урожай зерна, надо очистить его от сорняков и примесей, перетереть зерна в муку. Сейчас эту работу выполняют машины под

руководством людей на мукомольных заводах, а раньше крестьяне мололи муку на мельницах и жерновах. (Учитель показывает иллюстрации.)

-Потом мука поступает на хлебопекарный завод, где специалисты выполняют разные операции: следят за тем, как выпекается хлеб в жарких печах, вылавливают бракованные изделия на конвейере, упаковывают хлеб, укладывают в передвижные контейнеры, везут на специальных машинах в магазины.

Ученики читают стихотворение С. Погореловского «Хлеб».

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

 

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

 

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

 

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

 

Викторина: «Кто хлеб растит?»

Учитель:

-Ранней весной в поле выезжают трактора. Ими управляют… (трактористы).

-Какую работу делает тракторист на тракторе?  (К трактору прицепляют плуг, он пашет землю; если прицепить борону, он рыхлит ее, прокладывает межи; если прикрепить сеялку: сеет зерно в землю).

-Какие машины используются для уборки хлеба? (Комбайны).

-Кто работает на комбайне? (Комбайнер).

— Какую работу делает комбайнер на комбайне? (Жнет колосья, обмолачивает их).

-А кто вывозит зерно с поля? (Шофер на грузовой машине).

-Как назвать одним словом всех людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы).

Учитель:

-Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите, как много у нас представлено сортов хлеба.

— Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: Мир народам, хлеб голодным». В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневевшего хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам, чтобы победить.

Ученики:

Был хлеб всегда в почете на Руси –

Ее просторов главное богатство.

Его ты хочешь цену знать? –

Спроси,

Тебе ответить могут ленинградцы.

Они припомнят город без огней,

Когда враги стояли на пороге,

И долгих девятьсот блокадных дней…

Снарядов свист… Воздушные тревоги…

 

Мела метель колючая, мела…

За нею голод шел в дома по следу…

И не было ни хлеба, ни тепла –

Была лишь вера твердая в победу!

 

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря “священным даром” назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

Учитель:

— А как в вашей семье относятся к хлебу?

— Что вы делаете с хлебом, который остался не съеденным?

-Послушайте стихотворение.

Ученица:

Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла.

Мальчишка вслед глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

Учитель:

— Как вы думаете, почему заплакала старушка? Это люди, которые испытали голод, прошли трудные военные годы. Для них в то тяжелое время кусочек хлеба был гранью между жизнью и смертью. Они знают цену хлеба не понаслышке, умеют ценить и беречь его.

— Нередко куски хлеба валяются на дороге или среди мусора, дети играют с хлебом за столом. А у крестьян, которые сами растили хлеб, было правило: «Каждую крошку — в ладошку». Хлеб берегли, не давали пропасть, понимали его истинную цену.

 

Учитель:

— Вспомним народную мудрость о хлебе — пословицы.

Конкурс «Доскажи пословицу»

Не шуба греет, а … (хлеб).

Не будет хлеба, не будет и … (обеда).

Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).

У кого хлебушко у того и …(счастье).

Хлеб всему … (голова).

 

  1. Итог классного часа. Рефлексия.

-О чем мы сегодня говорили на нашем классном часе?

-Послушаете эти строки.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

-Давайте и мы с вами будем бережно относиться к хлебу, до конца доедать его за обедом, а оставшимися крошками угощать птиц.

 

Составление сиквейна  к слову «Хлеб»

1. Хлеб.

2. Душистый, родной.

3. Кормит, ласкает, согревает.

4. Счастье и радость приносит в дом.

5. Жизнь. 

 

План составления сиквейна

1. Одно существительное — главная тема рассказа

2. Два прилагательных — главная мысль теста

3. Три глагола — действия темы рассказа

4. Одна фраза —  смысл рассказа

5.  Одно слово — Заключение ассоциация с первым словом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×