Автор: Фицева Александра Викторовна
«Формы и методы работы воспитателя с обучающимися и родителями по безопасному использованию сети ИНТЕРНЕТ»
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем».
Для организации воспитательной работы во внеурочное время и внедрения дистанционного образования в лицее успешно используются социальные сети. В рамках популярных из них Вконтакте, Viber есть странички ГБОУ БИЮЛИ. Администраторами данных ресурсов являются заместители директора, учителя, воспитатели. Использование педагогами социальной сети раскрывает дополнительные возможности взаимодействия воспитателя и классного руководителя с обучающимися во внеурочное время:
Продвижение идей здорового образа жизни (участие в онлайн-марафонах «В здоровом теле-здоровый дух!», «Соблюдаем ПДД-сохраняем жизнь!», «Выходные — без автомобиля»).
Опрос среди обучающихся об участии в онлайн — конкурсах, акциях, проводимых в рамках Всероссийских проектов (Всероссийская акция «Этнографический диктант», «Географический диктант», Экологический диктант», «Химический диктант», «День приветствий», историческая викторина «День народного единства»).
Распространение информации о внеклассных мероприятиях (онлайн-встречи с выпускниками-студентами Вузов, онлайн-экскурсии).
Внедрение элементов дистанционного образования (предоставление ссылок для доступа к видеоурокам, учебным материалам).
В соцсети созданы собственные «беседы» для обучающихся класса, что позволяет не только мгновенно обмениваться информацией, но и общаться на разнообразные темы.
Таким образом, цифровизация позволяет формировать информационно-образовательную среду лицея, как педагогическую систему нового уровня, направленную на создание условий организации эффективного развития личности каждого ребенка в ходе образовательного процесса.
Для преодоления негативного воздействия сети Интернет на детей, в нашем образовательном учреждении проводится целенаправленная воспитательная работа педагогов совместно с родителями, выработана единая стратегия безопасности. Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.
На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями. Формирование навыков информационной безопасности и культуры осуществляются не только на уроках информатики, но и на других предметах (например, обществознания, права, ОБЖ), а также и во внеурочной деятельности.
С родителями проводится постоянная разъяснительная работа, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательного учреждения.
Формы работы с родителями могут быть разнообразны:
-
выступления на родительских собраниях,
-
индивидуальные беседы,
-
информация на сайте лицея,
-
встречи со специалистами,
Разработаны специальные методические рекомендации для родителей по обеспечению информационной безопасности в сети Интернет. Для изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков разработаны анкеты, позволяющие проанализировать современную ситуацию в образовательной среде. Анкетирование предполагается проводить в форме анонимного опроса.
Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны сети Интернет. Обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы современного образовательного учреждения.
Рекомендации для родителей (законных представителей)
по безопасности в сети Интернет
-
Составьте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
-
Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.
-
Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
-
Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
-
Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
-
Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
-
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
-
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.
Список литературы:
-
Фадеева С. В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков // Народное образование. 2011. N 8. С.276-280.
-
Смирнова И. Зависимость от виртуального мира: как уберечь подростков от этой напасти?//Директор школы. 2004. N 6. С.95-99.
-
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/09/27/internet-i-deti
-
http://www.podelkidetkam.ru/deti-i-internet-sovety-detskogo-psixologa