НРАВСТВЕННОЕВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Автор: ВЕРЕЩАГИНА ЕВГЕНИЯ СЕРГЕЕВНА

Детство- время развития всех сил ребенка, как телесных, так и душевных, время приобретения знаний об окружающем мире. Дошкольникам доступно чувство любви к ближнему, сверстникам, к родному городу, к родной природе, к своей Родине. Духовно-нравственное воспитание требует использовать разнообразные формы работы с детьми. Одной из них, делающей общий результат наиболее эффективным, является ознакомление дошкольников с художественной литературой и народным творчеством. Дети раннего возраста только начинают вступать в жизнь, познавать окружающее, поэтому их память по скорости развития опережает другие способности. Они непроизвольно запоминают все яркое, красивое, необычное. Так же они легко запоминают потешки, стихи, загадки.

Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме. Учат доброте, сопереживанию С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, дружить и приходить на помощь друзьям.

В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, эта игра в узнавание, отгадывание – любима и интересна ребенку. Выбирая тематику загадок младшем дошкольном возрасте, опираюсь на опыт детей, это должны быть предметы и объекты окружающего мира.

Необходимый элемент духовной жизни ребёнка-сказка Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Дети соотносят себя с положительными героями, проявляют себя справедливыми, сочувствуя и помогая слабым и наказывая зло.

Огромную воспитательную ценность имеют стихи, сказки К. И. Чуковского; А. Барто; Л. Воронковой; С. Прокофьева.

Широко используются рассказы Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», Т. А. Шарыгиной «Три дочери», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой», В. Сухомлинского «Если бы у меня был ковёр-самолёт» В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршака «Если вы вежливы»,и др. которые способствуют формированию нравственных качеств. способствуют формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается. Воспитать бережное отношение к природе, к животным.

Решение основных задач педагогической работы будет возможным, если педагог сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.

×
×