Автор: Сауле Жакиевна Есмуханова
Есмуханова С.Ж.
БДОУ «Детский сад №263 г.Омска»
Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в сотрудничестве с семьёй средствами реализации оздоровительного проекта «Здоровячок».
В последние годы, по статистике, отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей , а это самое дорогое у каждого человека.Как же сформировать его у ребёнка и сохранить на долгие годы? Решение этой задачи зависит от ряда факторов:биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ, от возможности овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие.
Именно поэтому возникла необходимость в разработке оздоровительного проекта «Здоровячок» по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в сотрудничестве с семьёй.
Проект «Здоровячок» направлен на создание развивающей среды, способствующей развитию и пропаганде здорового образа жизни в совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и взрослых(педагогов и родителей):
-зааботиться о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
-устанавливать тесную взаимосвязь родителей и воспитателей в воспитании здорового образа жизни;
-использовать нетрадиционные технологии в сохранении и стимулировании здоровья в различных видах физкультурной и спортивной деятельности.
Данный проект осуществляется в рамках плана работы БДОУ «Детский сад №263 г.Омска». По времени проведения: долгосрочный(1 год).
Мы решили научить детей с самого раннего детства ценить, беречь и укреплять здоровье. Во-первых, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Во-вторых, осуществлять поддержку разнообразия детства, понимая значимость этого периода, который требует определённого содержания и организации мероприятий по формированию здорового образа жизни детей в условиях совместной деятельности ДОУ с семьёй воспитанников. В-третьих, оказывать психолого-педагогическую помощь семьи, повышая их компетентность в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. Учитывая то, что в дошкольном возрасте у ребёнка складывается характерный личностный стиль отношений с окружающими, стараемся формировать представление о самом себе, тем самым развиваем их самооценку. Только в этом случае можно надеяться, что наши дети будут более здоровыми и развиты не только личностно, интеллектуально, но и духовно и физически.
На подготовительном этапе обосновали актуальность темы, мотивировали её выбор. Изучили литературу, исследовали уровень заболеваемости детей, отношение детей к здоровому образу жизни, разработали план работы по оздоровлению детей и развитию ценностей и здорового образа жизни.Провели блиц-опрос детей «Что я знаю о своём здоровье», анкетирование родителей «О здоровье всерьёз».
Анализ результатов диагностики детей показал: в начале учебного года в группе 44% здоровых детей и 56% с проблемами здоровья, в основном это заболевания инфекционного характера, органов дыхания, рост которых отмечается в период межсезонья.
Результат блиц-опроса детей на начальном этапе «Что я знаю о своём здоровье» показал низкий уровень сформированности здорового образа жизни. По результатаи тестирования родителей выявлен низкий уровень сформированности здорового образа жизни в семье. Многие родители не соблюдают режим питания, нарушают режим дневного сна.Следствием нарушения сна является раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость ребёнка. Всё это приводит к ослаблению детского растущего организма.
Именно поэтому необходимо планировать работу по организации совместной деятельности родителей и детей по приобщению к здоровому образу жизни через различные формы: информирование родителей о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни.С этой целью провели традиционные и нетрадиционные формы родительских собраний по привлечению родителей к проблемам физического воспитания в оздоровления детей, для развития коммуникативных качеств, совместное посещение спортивных мероприятий.
На основном этапе осуществлялась работа с детьми и семьями воспитанников в едином образовательном пространстве «Детский сад-семья». Работа с детьми проводилась по программе Ю. В. Аристовой «Будь здоров, как Максим Орлов».
В рамках проекта проводились:
1.Организация двигательного режима: непрерывная образовательная деятельность по физической культуре-3 раза в неделю, гимнастика после дневного сна-ежедневно. Прогулки с включением подвижных игр-ежедневно. Музыкально-ритмические занятия-2 раза в неделю. Пальчиковая гимнастика, минутки шалости-3 раза в день. Оздоровительный бег, физкультура на улице-1 раз в неделю. Совместные мероприятия с родителями (соревнования, эстафеты, зимние и летние олимпийские игры).
2.Оздоровление фитонцидами: чесночно-луковые закуски в обед с октября по апрель.
3.Лечебно-оздоровительная работа: гимнастика для глаз в течении дня. Проветривание 2 раза в день, когда дети гуляют каждый день. Взбадривающая гимнастика с элементами точечного массажа после сна каждый день.
4.Закаливание с учётом состояния здоровья детей: прогулки на воздухе ежедневно в течение года. Комплексное закаливание: хождение по «дорожкам здоровья» после сна. Хождение по мокрым солевым дорожкам(Рижский метод закаливания по Змановскому), воздушные и водные процедуры. Сухое обтирание варежками после сна в течение года. Проведение подвижных игр с учётом какой-либо проблемы(на формирование правильной осанки, на преодоление плоскостопия).
Лечебно-дыхательная гимнастика-утром и вечером. Гимнастика для осанки в течение дня каждый день. Сказкотерапия с педагогом-психологом и музыкальным руководителем.
В результате отмечалось повышение уровня физической подготовленности детей. Сравнительный анализ уровня заболеваемости показал снижение случаев заболеваемости ОРВИ среди часто болеющих на 23%. Родители проявляют большую заинтересованность в данном направлении, это выразилось и в желании оказывать помощь разного рода: изготовление своими руками «дорожек здоровья», приобретения спортивного инвентаря и изготовление своими руками, участие в совместных спортивных развлечениях с детьми.
Реализация проекта требует постоянной и систематической продуманной работы по обозначенному направлению. А это значит, мы будем продолжать работу с воспитанниками , их семьями по повышению качества здорового образа жизни.