«Особенности воспитания патриотических чувств у старших дошкольников на примере ВОВ»

Автор: Трушкина Марина Александровна

Статья на тему 

 

 

«Особенности воспитания патриотических чувств у старших дошкольников на примере ВОВ»

 

 

Разработала и провела:

воспитатель Трушкина М.А.

 

 

Январь 2021г

 

 

   Тема: «Особенности воспитания патриотических чувств у старших дошкольников на примере ВОВ»

 

        Цель: усилить педагогическую компетентность и творческий потенциал воспитателя детского сада для воспитания патриотизма у дошкольников, а также развивать взаимодействие между педагогами детского дошкольного учреждения.

        Задачи: 

— систематизировать знания воспитателей детского сада в вопросах патриотического воспитания дошкольников;

— развивать полученные знания и умения в различных видах игровой и творческой деятельности;

— воспитывать любовь к Родине и родному краю в целях патриотического воспитания;

— расширять познавательный потенциал воспитателей детского сада.

        Актуальность: Воспитание патриотизма у дошкольников имеет огромное значение, поскольку оно, в том числе, формирует у ребёнка чувство гражданственности и ответственности за свою Родину. Кризисные явления в экономике, культуре, политике, а также в других сферах жизни способствовали усилению негативных тенденций в патриотическом воспитании дошкольников. Однако именно патриотическое воспитание выступает главным направлением воспитательного процесса в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. В свете последних событий в России и в мире особенно важно воспитывать и развивать личность ребёнка в патриотическом ключе. В этой связи, проблема воспитания патриотизма  как у дошкольников, так и у детей более взрослого возраста, становится важнейшей и актуальной проблемой. Новые подходы к решению этой проблемы представляют собой составные элементы единого воспитательного процесса, куда входят и социальная адаптация ребёнка, и его жизненное самоопределение, и развитие его полноценной личности.

 

      

План статьи:

 Актуальность выявленной проблемы.

Тема Великой Отечественной войны

 Презентация «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста»

Консультация  « Дети  и дошкольные  работники блокадного Ленинграда»

 Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

 

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как берегли и защищали ее наши предки, наши деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Наша обязанность – помочь сохранить память об исторических фактах, героических поступках защитников нашей Родины.Основная цель работы по патриотическому воспитанию на основе событий Великой Отечественной войны – формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.

Конечно, патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных, занятий. Это — результат длительного, систематичного и целенаправленного воспитания.

Проводя работу по патриотическому воспитанию, воспитатель должен руководствоваться следующими принципами построения образовательного процесса:

проводить связь от близкого к отдаленному;

опираться на собственный опыт детей, реальные дела и события в их семьях, детском саду, городе, стране;

привлекать к работе родителей воспитанников;

материал, подобранный педагогам для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.

 

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, и патриотические чувства у него проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей с самого раннего возраста.

В гражданском воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Как и без знания традиций своего народа нельзя воспитать настоящего человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Проблема патриотического воспитания современного дошкольника чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества, так как в последнее время наблюдается постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания.

Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, а также невозможно привить ему положительные качества, сформировать чувство собственного достоинства.

 

 

27 января – День снятия Блокады Ленинграда. 

900 дней мужества Ленинград находился в блокадном кольце.

В нашей логопедической   группе  вначале был проведён  опрос: «Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени?». При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов, на которые мы постарались ответить вместе в ходе  проектной деятельности:

 

Чтение  художественной литературы  под редакцией «Русское слово» —  сборник  рассказов  «Все  для Победы», солдатская сказка К. Паустовского «Похождение жука – носорога» ,пронзительная сказка «Как Сережа на войну ходил», повесть-сказка «Крайний случай» замечательного детского писателя Ильи Турчина, рассматривание  иллюстраций и старых фотографий.

Совместно с детьми и родителями был оформлены стенды:  «Наша память жива»,«900 дней Мужества»,  «Блокадный хлеб».

Сбор  архивного  материала из фонда семей об участниках ВОВ (письма, фотографии, ордена).

Были проведены тематические беседы «Подвиг  ленинградцев», «Дети блокады», «125  блокадных  грамм».

Показ презентаций «Они защищали Родину», «Дети войны»,  видеороликов «Дедушка ,расскажи мне о войне», «Блокадный Ленинград».

С детьми был проведен литературно-музыкальный досуг «Чтоб в мире больше не было войны!». 

Дети читали стихи, исполняли  военные песни: «Ленинградцы» Исаака Шварца, «Бьется в тесной печурке огонь» текст написан А. Суриковым, «Солнечный круг» Аркадия Островского на слова Льва Ошанина. Дети слушали музыкальные произведения военных лет и танцевали  вальс  .

Изобразительная деятельность : изготовление открыток на военную тематику и плаката «Мы за мир!»

Консультация   для родителей  « Дети  и дошкольные  работники блокадного Ленинграда»

Таким образом воспитание патриотических чувств – это результат длительного, систематического и целенаправленного воспитания.

Одним из воспитательных средств, которое позволяет сплотить национальные (государственные) интересы ребёнка, являются народные праздники и обряды. Народные праздники – это многогранное общественное явление, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающегося из поколения в поколение, вызывающее в душе человека радости и веселье.

Как подчёркивают учёные, народные праздники и обряды имеют свои отличия: коллективизм, переживание людьми одинаковых эстетических чувств, выявление и показ способностей, яркая, игровая форма проведения, эстетическое оформление и другое. Приобщение детей к участию в праздниках родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, получить разностороннее воспитание, в том числе и  патриотическое.

Литературные произведения, которые можно почитать  в детском саду и порекомендовать родителям для прочтения с детьми старшего дошкольного возраста:

Солдатская сказка К. Паустовского «Похождение жука – носорога». Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил, наконец, старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!

Пронзительная сказка «Как Сережа на войну ходил» о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.

Повесть-сказка «Крайний случай» замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921-2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прослушают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

Семенцова Валентина Николаевна – автор книги «Лист фикуса. Рассказы о войне» – принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют «Детьми блокады». В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

 

 Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

Нужно всегда помнить, что воспитатель является для детей образцом для подражания и поэтому педагогу важно вести себя безупречно с тем, чтобы показывать пример подрастающему молодому поколению. Воспитатель обучает детей правилам жизни в социуме, расширяя их кругозор и формируя у них духовные и нравственные качества. Патриотическое воспитание детей педагог, как правило, реализует в совместной деятельности с родителями и ближайшими родственниками своих воспитанников, которая базируется на основе главного принципа — координации совместных усилий детского образовательного учреждения и семьи.

Для достижения целей патриотического воспитания педагоги ДОУ совместно с родителями детей проводят: общие собрания, семинары, индивидуальные консультации, праздники, Дни открытых дверей, разнообразные досуговые занятия, в том числе совместно оформляют фотостенды на тему патриотического воспитания.

 

 

×
×