Диагностика умений театрализованной деятельности у детей раннего возраста

Автор: Полубабина Татьяна Николаевна

Диагностика умений театрализованной деятельности у детей раннего возраста

С точки зрения психолого-педагогических исследований младший дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Л.С. Выготский определил игру как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра для ребенка – это реальная жизнь, где познается окружающий мир, постигаются навыки социального взаимодействия, осваиваются нормы и правила, принятые в обществе.

Всестороннее развитие ребенка младшего дошкольного возраста происходит при непосредственном участии взрослого – родителей, педагогов. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития в сугубо детских видах деятельности, а т.к. игра – это ведущий вид деятельности детей, то она должна преимущественно использоваться в образовании дошкольников.

Театрализованная игра – одна из самых доступных для детей видов деятельности. Проблема включения театрализованной деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения привлекала внимание многих исследователей.

Ученые едины во мнении, что театрализованная игра позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, предоставляя широкие возможности для интеграции образовательных областей:

Театрализованная деятельность пронизывает все режимные моменты в 1-ой младшей группе, легко вписывается как в игровую, так и в учебную деятельность.

Для успешной реализации образовательного процесса важно оценить уровень развития навыков интонационной и двигательной выразительности.

Мною были подобраны упражнения и разработана система баллов, дающие возможность оценить наличие или отсутствие навыков интонационной и двигательной выразительности для включения и развития театрализованной игры в первой младшей группе детского сада

Диагностика умений, необходимых для театрализованной деятельности у детей 1й младшей группы.

Цель: выявить уровень развития у младших дошкольников умений, необходимых для театрализованной игры.

I серия. Выявить уровень развития интонационной выразительности речи.

1. Рассказывание сказки 3 медведя.

Цель: выяснить уровень владения высотой голоса.

Материал: набор резиновых игрушек к сказке «3 Медведя».

Проведение. Воспитатель проводит инсценировку сказки 3 медведя. В процессе рассказывания сказки просит испытуемых детей сказать или прорычать голосом папы-медведя, мамы-медведицы, Мишутки фразы: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? Кто ел из моей чашки? Кто лежал на моей кровати?».

2 балла – ребенок самостоятельно, правильно передает интонации всех предлагаемых персонажей.

1 балл – ребенок передает интонации не всех предлагаемых персонажей, необходима помощь взрослого.

0 баллов – ребенок не может выполнить задание.

2. «Вой ветра».

Цель: выяснить уровень владения силой голоса.

Проведение. Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно. Он обращает внимание малышей на то, как сильно качаются деревья и задает вопрос: «Ребята, почему деревья качаются?». Дети отвечают, что деревья качает ветер. Воспитатель предлагает показать, как дует ветер. Зачитывает стихотворение:

Ветер воет.-У-у-у!

Скучно одному-у- у!

-Веселее, ветер, вей!

И найдешь себе друзей! (М.Дружинина)

 

Потом предлагает детям повыть, как ветер.

Затем воспитатель говорит, что сильный ветер воет громко, а слабый ветерок – тихо, предлагает детям при прочтении стихотворения повыть, как сильный ветер, как слабый ветерок.

2 балла – ребенок  правильно меняет силу голоса.

1 балл – ребенок издает только тихий (громкий) звук.

0 баллов – ребенок не может выполнить задание.

3. Чтение потешки «Дай молочка, Бурёнушка».

Цель: выяснить уровень развития умения менять интонационную окраску голоса.

Проведение. Воспитатель читает потешку:

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку – на донышко!

Ждут меня котята,

Малые ребята.

Корова:

Всем даёт здоровье

Молоко коровье.

Му-му-му!

 

Затем воспитатель просит детей попросить молочка у коровы.

2 балла – ребенок самостоятельно, правильно передает интонации всех предлагаемых персонажей.

1 балл – ребенок не передает интонации предлагаемых персонажей, необходима помощь взрослого.

0 баллов – ребенок не может выполнить задание.

4. «Лошадка»

Цель: выявление уровня отзывчивости детей на игровые действия со звуками.

Проведение. Воспитатель предлагает детям прокатиться на лошадке  (показывает игрушку); уточняет, что когда лошадка скачет, то её копыта цокают «Цок-цок-цок!»; показывает упражнение, сидя на стульчике. Затем предлагает детям тоже прокатиться на лошадке под стихотворение.

Ехали лесочком. Цок-цок-цок!

По рытвинам, по кочкам. Цок-цок-цок!

Ой, вы кочки, кочки. Цок-цок-цок!

А как проехали лесок, потеряли колесо!

И..в  я-му! Бух!..

 

2 балла – ребенок, правильно соотносит действия со словами стихотворения.

1 балл – ребенок выполняет однообразное движение, не меняя его в соответствии со словами стихотворения.

0 баллов – ребенок не может выполнить задание.

5.Упражнение «Веселый дождик»

Цель: выяснить уровень ощущения ритма.

Проведение. Воспитатель показывает ребенку зонтик и спрашивает: «Когда нам нужен зонтик?» Ребенок предположительно отвечает: «Что когда идет дождь». Воспитатель предлагает ребенку изобразить капающий дождь (постучать пальцем по столу), а затем  читает ребенку стихотворение, в ходе которого сам простукивает капающий дождь:

Дождик капнул на ладошку-

Кап-кап,  кап-кап-кап!

На цветок и на дорожку-

Кап-кап,  кап-кап-кап!

Застучал по крыше он-

Кап-кап,  кап-кап-кап!

И раздался чистый звон-

Кап-кап,  кап-кап-кап! (Н. Френкель)

 Затем педагог просит ребенка повторить ритм постукивания.

2 балла – ребенок самостоятельно, правильно передает заданный ритм капающего дождя.

1 балл – ребенок не передает заданный ритм капающего дождя, нуждается в помощи взрослого.

0 баллов – ребенок не может выполнить задание.

За выполнение I серии ребенок мог получить максимально 10 баллов.

Уровни развития интонационной выразительности речи

Высокий уровень – 7-10 баллов.

Средний уровень – 4-6 баллов.

Низкий уровень – 0-3 балла.

II серия. Выявить уровень развития двигательной выразительности.

1. «Зайчики и мишки»

Цель: выявить уровень развития у детей умения имитировать движения знакомых персонажей.

Проведение. Воспитатель показывает детям игрушки: зайчика и медведя. Спрашивает: «Кто это?», «Где живут эти звери?». Предлагает детям попрыгать, как зайчик, и потопать, как медведь. Затем предлагает сделать эти движения под изменяющуюся музыку.

2 балла – ребенок самостоятельно, правильно передает образ животного, меняет движения при смене музыки.

1 балл – ребенок передает образ одного животного, при изменении музыки движение не меняет, нуждается в помощи взрослого.

0 баллов – ребенок не может выполнить задание.

2.Пальчиковая гимнастика «Сорока-сорока».

Цель: выявить уровень развития у детей умения сопровождать чтение или рассказ игровыми действиями.

Проведение. Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они кашу. Затем рассказывает потешку «Сорока-сорока» и показывает соответствующие движения пальчиковой гимнастики, а затем предлагает детям повторить движения.

Сорока-сорока-

Кашу варила,               Водим по ладони пальцем. 

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,                   Загибаем пальцы от мизинца поочередно.

А этому не дала.            Показываем большой палец.

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Печь не топил,

Каши не варил.              Грозим ему указательным пальцем другой руки.

2 балла – ребенок самостоятельно, правильно выполняет движения в ходе прочтения стихотворения.

1 балл – ребенок правильно выполняет часть движений, нуждается в помощи взрослого.

0 баллов – ребенок не может выполнить задание.

За выполнение II серии ребенок мог получить максимально 4 балла.

Уровни развития двигательной выразительности.

Высокий уровень – 4 баллов.

Средний уровень – 2-3 балла.

Низкий уровень – 0-1 баллов.

·                     Список литературы

1.                  Винникова, Г.И. Занятия с детьми 2-3: первые шаги в математику, развитие движения/ Г.И. Винникова. – М.: ТЦ Сфера, 2018.–128с.

2.                  Выготский, Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.  –  91 с.

3.                  Грузова, М.Ю. Занятия с детьми2-3 лет. Музыкальное и художественное развитие /М.Ю. Грузова. – М.: ТЦ Сфера, 2017.–96с.

4.                  Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет /Н.Ф. Губанова. – М.: ВАКО, 2011. – 256 с.

5.                  Колдина, Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3. Методическое пособие /Д.Н. Колдина. – М.: ТЦ Сфера, 2014.–144с.

6.                  Маханева, М.Д. Игровые занятия с детьми 1-3 лет: Книга для педагогов и родителей /М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера,  2019. – 96с.

7.                  Сорокина, Н. Ф. Кукольный театр для самых маленьких / Н.Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 221с.

8.                  Тумайкина, Ю. И. Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе воспитателя первой и второй младших групп детского сада /Ю.И.Тумайкина// Образование и воспитание. – 2019. –№2.– С.19-21.

×
×