Автор: Полубабина Татьяна Николаевна
Диагностика умений театрализованной деятельности у детей раннего возраста
С точки зрения психолого-педагогических исследований младший дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.
Л.С. Выготский определил игру как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра для ребенка – это реальная жизнь, где познается окружающий мир, постигаются навыки социального взаимодействия, осваиваются нормы и правила, принятые в обществе.
Всестороннее развитие ребенка младшего дошкольного возраста происходит при непосредственном участии взрослого – родителей, педагогов. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития в сугубо детских видах деятельности, а т.к. игра – это ведущий вид деятельности детей, то она должна преимущественно использоваться в образовании дошкольников.
Театрализованная игра – одна из самых доступных для детей видов деятельности. Проблема включения театрализованной деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения привлекала внимание многих исследователей.
Ученые едины во мнении, что театрализованная игра позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, предоставляя широкие возможности для интеграции образовательных областей:
Театрализованная деятельность пронизывает все режимные моменты в 1-ой младшей группе, легко вписывается как в игровую, так и в учебную деятельность.
Для успешной реализации образовательного процесса важно оценить уровень развития навыков интонационной и двигательной выразительности.
Мною были подобраны упражнения и разработана система баллов, дающие возможность оценить наличие или отсутствие навыков интонационной и двигательной выразительности для включения и развития театрализованной игры в первой младшей группе детского сада
Диагностика умений, необходимых для театрализованной деятельности у детей 1й младшей группы.
Цель: выявить уровень развития у младших дошкольников умений, необходимых для театрализованной игры.
I серия. Выявить уровень развития интонационной выразительности речи.
1. Рассказывание сказки 3 медведя.
Цель: выяснить уровень владения высотой голоса.
Материал: набор резиновых игрушек к сказке «3 Медведя».
Проведение. Воспитатель проводит инсценировку сказки 3 медведя. В процессе рассказывания сказки просит испытуемых детей сказать или прорычать голосом папы-медведя, мамы-медведицы, Мишутки фразы: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? Кто ел из моей чашки? Кто лежал на моей кровати?».
2 балла – ребенок самостоятельно, правильно передает интонации всех предлагаемых персонажей.
1 балл – ребенок передает интонации не всех предлагаемых персонажей, необходима помощь взрослого.
0 баллов – ребенок не может выполнить задание.
2. «Вой ветра».
Цель: выяснить уровень владения силой голоса.
Проведение. Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно. Он обращает внимание малышей на то, как сильно качаются деревья и задает вопрос: «Ребята, почему деревья качаются?». Дети отвечают, что деревья качает ветер. Воспитатель предлагает показать, как дует ветер. Зачитывает стихотворение:
Ветер воет.-У-у-у!
Скучно одному-у- у!
-Веселее, ветер, вей!
И найдешь себе друзей! (М.Дружинина)
Потом предлагает детям повыть, как ветер.
Затем воспитатель говорит, что сильный ветер воет громко, а слабый ветерок – тихо, предлагает детям при прочтении стихотворения повыть, как сильный ветер, как слабый ветерок.
2 балла – ребенок правильно меняет силу голоса.
1 балл – ребенок издает только тихий (громкий) звук.
0 баллов – ребенок не может выполнить задание.
3. Чтение потешки «Дай молочка, Бурёнушка».
Цель: выяснить уровень развития умения менять интонационную окраску голоса.
Проведение. Воспитатель читает потешку:
Дай молочка, Бурёнушка,
Хоть капельку – на донышко!
Ждут меня котята,
Малые ребята.
Корова:
Всем даёт здоровье
Молоко коровье.
Му-му-му!
Затем воспитатель просит детей попросить молочка у коровы.
2 балла – ребенок самостоятельно, правильно передает интонации всех предлагаемых персонажей.
1 балл – ребенок не передает интонации предлагаемых персонажей, необходима помощь взрослого.
0 баллов – ребенок не может выполнить задание.
4. «Лошадка»
Цель: выявление уровня отзывчивости детей на игровые действия со звуками.
Проведение. Воспитатель предлагает детям прокатиться на лошадке (показывает игрушку); уточняет, что когда лошадка скачет, то её копыта цокают «Цок-цок-цок!»; показывает упражнение, сидя на стульчике. Затем предлагает детям тоже прокатиться на лошадке под стихотворение.
Ехали лесочком. Цок-цок-цок!
По рытвинам, по кочкам. Цок-цок-цок!
Ой, вы кочки, кочки. Цок-цок-цок!
А как проехали лесок, потеряли колесо!
И..в я-му! Бух!..
2 балла – ребенок, правильно соотносит действия со словами стихотворения.
1 балл – ребенок выполняет однообразное движение, не меняя его в соответствии со словами стихотворения.
0 баллов – ребенок не может выполнить задание.
5.Упражнение «Веселый дождик»
Цель: выяснить уровень ощущения ритма.
Проведение. Воспитатель показывает ребенку зонтик и спрашивает: «Когда нам нужен зонтик?» Ребенок предположительно отвечает: «Что когда идет дождь». Воспитатель предлагает ребенку изобразить капающий дождь (постучать пальцем по столу), а затем читает ребенку стихотворение, в ходе которого сам простукивает капающий дождь:
Дождик капнул на ладошку-
Кап-кап, кап-кап-кап!
На цветок и на дорожку-
Кап-кап, кап-кап-кап!
Застучал по крыше он-
Кап-кап, кап-кап-кап!
И раздался чистый звон-
Кап-кап, кап-кап-кап! (Н. Френкель)
Затем педагог просит ребенка повторить ритм постукивания.
2 балла – ребенок самостоятельно, правильно передает заданный ритм капающего дождя.
1 балл – ребенок не передает заданный ритм капающего дождя, нуждается в помощи взрослого.
0 баллов – ребенок не может выполнить задание.
За выполнение I серии ребенок мог получить максимально 10 баллов.
Уровни развития интонационной выразительности речи
Высокий уровень – 7-10 баллов.
Средний уровень – 4-6 баллов.
Низкий уровень – 0-3 балла.
II серия. Выявить уровень развития двигательной выразительности.
1. «Зайчики и мишки»
Цель: выявить уровень развития у детей умения имитировать движения знакомых персонажей.
Проведение. Воспитатель показывает детям игрушки: зайчика и медведя. Спрашивает: «Кто это?», «Где живут эти звери?». Предлагает детям попрыгать, как зайчик, и потопать, как медведь. Затем предлагает сделать эти движения под изменяющуюся музыку.
2 балла – ребенок самостоятельно, правильно передает образ животного, меняет движения при смене музыки.
1 балл – ребенок передает образ одного животного, при изменении музыки движение не меняет, нуждается в помощи взрослого.
0 баллов – ребенок не может выполнить задание.
2.Пальчиковая гимнастика «Сорока-сорока».
Цель: выявить уровень развития у детей умения сопровождать чтение или рассказ игровыми действиями.
Проведение. Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они кашу. Затем рассказывает потешку «Сорока-сорока» и показывает соответствующие движения пальчиковой гимнастики, а затем предлагает детям повторить движения.
Сорока-сорока-
Кашу варила, Водим по ладони пальцем.
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала, Загибаем пальцы от мизинца поочередно.
А этому не дала. Показываем большой палец.
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Печь не топил,
Каши не варил. Грозим ему указательным пальцем другой руки.
2 балла – ребенок самостоятельно, правильно выполняет движения в ходе прочтения стихотворения.
1 балл – ребенок правильно выполняет часть движений, нуждается в помощи взрослого.
0 баллов – ребенок не может выполнить задание.
За выполнение II серии ребенок мог получить максимально 4 балла.
Уровни развития двигательной выразительности.
Высокий уровень – 4 баллов.
Средний уровень – 2-3 балла.
Низкий уровень – 0-1 баллов.
1. Винникова, Г.И. Занятия с детьми 2-3: первые шаги в математику, развитие движения/ Г.И. Винникова. – М.: ТЦ Сфера, 2018.–128с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 91 с.
3. Грузова, М.Ю. Занятия с детьми2-3 лет. Музыкальное и художественное развитие /М.Ю. Грузова. – М.: ТЦ Сфера, 2017.–96с.
4. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет /Н.Ф. Губанова. – М.: ВАКО, 2011. – 256 с.
5. Колдина, Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3. Методическое пособие /Д.Н. Колдина. – М.: ТЦ Сфера, 2014.–144с.
6. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детьми 1-3 лет: Книга для педагогов и родителей /М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96с.
7. Сорокина, Н. Ф. Кукольный театр для самых маленьких / Н.Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 221с.
8. Тумайкина, Ю. И. Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе воспитателя первой и второй младших групп детского сада /Ю.И.Тумайкина// Образование и воспитание. – 2019. –№2.– С.19-21.