Автор: Снежана Андреевна Катунина
В статье рассматривается формирование межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности. Рассматриваются различные методики для межличностных отношений школьников начального звена.
Ключевые слова: младший школьник, межличностные отношения, разнообразие внеурочная деятельность.
На сегодняшний день учителя сталкиваются с серьезной проблемой взаимоотношений детей, как со сверстниками, так и со взрослыми. Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих «без присмотра», возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей.
Многие учителя вынуждены больше времени уделять заботе о дисциплине в классе, и, к сожалению, приходится признать, что милым и дружелюбным детям достается все меньше и меньше учительского внимания. Нередко педагоги говорят о своеобразном замкнутом круге: им приходится работать с все большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать все более строгие порядки.
Проблема межличностных отношений детей со сверстниками достаточно подробно изучалась (М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смирнова, В.Г.Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.). В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к младшим школьникам.
Поскольку ведущей в этом возрасте традиционно считается учебная деятельность, то исследования, касающиеся данного возрастного периода, были направлены преимущественно на изучение психологических способностей, связанных с ней: познавательных способностей ребёнка, компонентов учебной деятельности, рефлексии и т.п. Общение и отношения со сверстниками исследовались в основном в рамках учебной деятельности, как эффективные средства её организации .
Но, помимо общения на уроке, младшие школьники вступают в достаточно сложные межличностные отношения между собой внеурочное время, и психологические особенности этих отношений остаются не изученными.
Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с личностно- ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более внимательное отношение к психологическому благополучию детей. Кроме того, данные по этому вопросу сделают более полной психологическую характеристику младшего школьного возраста.
«Межличностные отношения — это субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия». Наиболее общее определение понятию «межличностные отношения» дано Я. Л. Коломинским, который под данным термином понимает «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения».
Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.
В первое время обучения школьник воспринимает одноклассников «через учителя» и обращает на них внимание, когда во время уроков преподаватель оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. Вот почему в начале обучения у учащихся отсутствует нравственная оценка своих товарищей, нет подлинных межличностных отношений, отсутствуют коллективные узы. Связи и отношения начинают складываться в процессе учебной деятельности и совершенствуются в общественной жизни. Учитель начинает давать школьникам индивидуальные и групповые общественные поручения. Постепенно выделяется классный актив. Процесс этот сложный и противоречивый, очень часто активные дети захватывают инициативу в общественной жизни, но мотив их деятельности — желание показать себя, выделиться. Учителю рекомендуется вовлекать в общественную жизнь всех учеников, чтобы сформировать актив класса именно из ребят с общественными интересами, ответственных и инициативных.
На втором-третьем году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется. Эти изменения в первую очередь связаны с новым отношением к учебе и личности учителя, причем личность учителя становится менее значимой, но зато устанавливаются более тесные контакты с товарищами, одноклассниками, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в общественной жизни, связанной с играми, соревнованиями, походами. Постепенно в классном коллективе деловые связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Они начинают все глубже осознавать те или иные стороны личности сверстников.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети III — IVклассов глубже осознают те или иные качества личности, характера.
Исходя из этого был подобран ряд методик благодаря которым Вы можете узнать уровень межличностных отношений вашего класса: для определения психологического климата в коллективе нужно провести анкетирование ( рекомендую В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой),затем использовать наблюдение, после чего провести социометрическое анкетирование (Д. Морено) для выявления круга лидеров и отвергнутых детей.
Благодаря этим методикам вы увидите уровень межличностных отношений в вашем классе и можете сразу начать коррекцию в своей воспитательной работе. Для более удачного формирования межличностных отношений у младших школьников рекомендую использовать внеурочную деятельность для развития межличностных отношений детей посредством формирования положительных личностных качеств учащихся, развития навыков общения, формирования адекватной самооценки и повышения уровня развития группы как коллектива.
Вы можете использовать: упражнения на развитие общения: «Мы все вместе», «Магнит», Бумажный человек» «Игра- пантомимы», «Таинственные голоса»; упражнения на развитие эмоций: «Что чувствует?», «Ярлыки эмоций», «Кукла эмоций», «Противопоставление эмоций», «Иногда я счастлив», «Эмоциональная фотография»; упражнения на развитие сотрудничества и внимания: «Гамак», «Спиной к Спине», « Мы слиплись» «Пузыри в корзине», «Музыкальные истории» , «Переходим мост», «Совместное рисование»; упражнения на развитие доброты и заботы: «Нежные прикосновения, «Купоны доброты», «Колодец желаний», «Великодушный» «Ловец снов» «Сказать приятное». А так же в ходе работы использовать игровые методы, театрализованную деятельность, наблюдение и метод групповой дискуссии.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что в процессе работы по сплочению детского коллектива и формированию в нём межличностных отношений, нужно четко перед собой ставить цель и реальные задачи с которыми справится легко, как учитель, так и ребенок. Среди учащихся класса будет преобладать положительное эмоциональное отношение к товарищам, развиваться положительные мотивы поведения, которые будут характеризовать личность учеников, если учитель будет уделять большое внимание воспитательной работе с классом, а не только учебной. Включать в работу состав всего класса в целом в различных конкурсах, олимпиадах и других увлекательных видах деятельности . Классный руководитель должен не выставлять на показ только «любимчиков» и «звезд», тем самым убивая желания слабого ученика, а наоборот давать шанс всем показать себя, пусть он проиграет, но в глазах у учителя и сверстников он поднимется в своем понимании.