ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Автор: Величко Екатерина Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

Е.И. Приходченко

(научный руководитель: д. п н., профессор, профессор кафедры дошкольного и начального педагогического образования ГОУ ВПО «ДонНУ»)

 

Е.А. Величко

(студент группы З-НО-18/1-Б ГОУ ВПО «ДонНУ»)

 

 

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день обретает особую значимость. Младших школьников нужно знакомить с этическими нормами и развивать моральные качества, формировать положительное отношение к ним.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс формирования и развития личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры. Оно представляет собой согласованность индивидуальных свобод и общественного порядка. Закон «Об образовании» делает упор на воспитании взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, правовой культуры, бережного отношения к природе, трудолюбия, ответственности.

Духовные нормы – это основа для формирования совести, чести, демократичности, гуманизма, достоинства, гражданственности. Среди педагогических задач важнейшей выступает воспитание чувства любви к Родине, уважения к семье, бережное отношение к обычаям и традициям своего народа, родному и государственному языку, традициям других национальностей, осознанному отношению к себе, обществу и окружающему миру.

Нравственность несёт в себе ценности и идеалы, которые отражают степень развития отдельного человека, и народа в целом. Будучи основой личности, нравственностью определяется характер жизненной позиции и результаты деятельности. Духовно-нравственное воспитание детей должно основываться на привитии им духовных, моральных, эстетических ценностей, которые будут способствовать формированию положительной, и всесторонне развитой личности. Именно духовно–нравственное воспитание как компонент всего воспитательного процесса младших школьников позволяет сформировать гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры. В основу современных занятий по духовно–нравственному воспитанию должны закладываться компоненты, необходимые для прогресса общества и государства.

Начальное общее образование направлено на формирование духовно-нравственной культуры личности для развития его гражданственности.

Основные принципы такого воспитания младших школьников, следующие:

— наличие духовного ориентира – совершение поступков на основе доброго умысла;

— гуманистический – формирование умения сочувствовать, положительного отношения к окружающему миру и людям;

— естественнонаучный – выработка понимания происходящих социальных процессов;

— культурологический – развивается и прорабатывается в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями народа;

— государственный – процесс воспитания осуществляется согласно законодательству Донецкой Народной Республики.

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог организует его. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира – это характерный признак духовной жизни детской личности. Слово учителя – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы.

Важной частью в работе учителя по формированию нравственного развития являются определение основных методов воспитания. Рассмотрим некоторые из них. Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного развития. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов. Как форма познания действительности такое произведение расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Знакомясь с художественной литературой, учащиеся познают с такие нравственные понятия, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Искусство, любое, каждый его вид создает особыми средствами художественную картину мира, которую человек воспринимает как особую реальность. Читатель, особенно маленький, представляет себе героев, сочувствует, или, наоборот, гневается и может даже отождествлять себя с ними. Но не просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально- нравственный опыт «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Главным условием решения задач нравственного развития учащихся на уроках литературного чтения является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений. Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства. Но читатель должен суметь их извлечь, перевести на свой язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературного чтения может организовать учитель. «Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. А самое главное – необходимо, чтобы работа учителя была системно организована по двум приоритетным направлениям: нравственному и эстетическому. Поскольку нравственное развитие – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого – организация полноценного восприятия учениками художественного текста – это путь, средство решения этой цели. Надо так организовать учебный процесс, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по их нравственным правилам».

На уроках литературного чтения анализируются, через изучение произведений, такие понятия, как добро, зло, совесть, смирение. Формируются многие нравственные качества: дружба, сочувствие, ответственность. Чтение и анализ сказок, басен, рассказов, стихотворений из учебных книг дают возможность детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают вопросы о дружбе, трудолюбии, справедливости, гуманности и патриотизме, честности, верности и т.д. Уроки литературного чтения являются достаточно богатым источником переживаний, личного, интеллектуального и эмоционального опыта внутреннего поведения.

В этой связи нами была проведена экспериментальная работа. Исследованием было охвачено 46 учеников: 2 «А» класс (22 человека) – экспериментальная группа, и 2 «Б» класс (24 человека) – контрольная группа. Целью экспериментальной работы было внедрение модели формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения. Для диагностики уровня сформированности нравственных ориентиров был предложен фрагмент диагностики по методике М.И. Шиловой «Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)» и анкета «Оцени поступок» (Е.А. Курганова и
О.А. Карабанова).

Результаты анкетирования по методике Е. А. Кургановой и
О. А. Карабановой показали, что во 2 «А» классе 27% (6 чел.) учащихся с высоким уровнем сформированности нравственных ориентиров, 42% (9 чел.) со средним уровнем и 31% (7 чел.) с низким уровнем, а во 2 «Б» 33% (8 чел.) с высоким уровнем, 45% (11 чел.) испытуемых со средним уровнем, и 9% (5 чел.) с низким уровнем сформированности нравственных ориентиров. Наглядно полученные результаты представлены в виде диаграммы на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Сравнение результатов исходного уровня сформированности нравственных ориентиров экспериментальной и контрольной группы (по методике Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой)

В экспериментальной группе была реализована модель, направленная на формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения с включением примеров нравственного поведения литературных героев в изучаемых произведениях.

Анализ контрольного анкетирования показал, что во 2 «А» классе 55% (12 чел.) учеников с высоким уровнем сформированности нравственных ориентиров, 36% (8 чел.) со средним уровнем и 9% (2 чел.) с низким уровнем, а в 2 «Б» 37% (9 чел.) с высоким уровнем, 50% (12 чел.) со средним уровнем и 13% (3 чел.) испытуемых с низким уровнем сформированности нравственных ориентиров.

Динамика овладения уровнем сформированности нравственных ориентиров младшими школьниками по сравнению с исходным уровнем наглядно представлена на рисунке 1.2.

По представленным данным видно, что у второклассников как экспериментального, так и контрольного класса повысился уровень сформированности нравственных качеств. Однако у экспериментальной группы полученные значения выше. По сравнению с исходным уровнем наблюдаем у экспериментальной группы повышение уровня сформированности нравственных ориентиров на 28% (высокий уровень), на 6% учеников перешли со среднего на высокий уровень, и на 22%, снижение низкого уровня.

 

 

 Рисунок 1.2 – Сравнительные результаты контрольного анкетирования по окончанию экспериментальной работы (конец января 2023 года)

Таким образом, анализ результатов обобщающего эксперимента по реализации модели формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения показал, что реализованная методика повышает уровень нравственных качеств младших школьников. Посредством сравнения с констатирующим этапом исследования, у значительного процента детей экспериментальной группы повысился уровень нравственных качеств. Это доказывает эффективность методики, а также целесообразность подобранного комплекса методов и приемов, направленных на формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.

 

Список литературы

1.                  И. С. Артюхова Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;

2.                  Л.И.Божович, Т.Е. Конникова Нравственное формирование личности школьника в коллективе. — М., 2000г.

3.                  Е.Н. Лагодина Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.

4.                  И.С. Марьенко Нравственное становление личности. — М., 1985г.

5.                  Н.М.Трофимова Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6.

6.                  О.В.Шарапова Особенности нравственного воспитания на уроках чтения / О. В. Шарапова // Начальная школа. – 2020. – № 1 – С. 42-45

 

×
×