«Роль сказки в развитии речи старших дошкольников»

Автор: Альфия Хаматхановна Суфьянова

Роль сказки в развитии речи старших дошкольников

 

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. «Сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» — писал К.Д. Ушинский.

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка — дошкольника. Особым же вниманием сказка пользуется в художественно — речевой деятельности. Сказки обогащают, уточняют и активизируют словарь детей на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивают умения выражать мысли в устной форме. Это развитие осуществляются благодаря тому, что сказки написаны языком образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

Учитывая то, что сказки воздействуют на речевое развитие ребенка, мы их подбираем: для создания веселого настроения; для обогащения словаря детей; чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, и правильному словесному отражению этих состояний; для разыгрывания диалогов;  инсценировок для развития способности «видеть».

С помощью сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.

 

Сценарий тематического праздника «В мире сказок»

 

Задачи: приучать детей активно участвовать в праздниках, используя умения и навыки, полученные на занятиях; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать творческую самостоятельность в передаче образов; продолжать развивать эстетическое восприятие, эмоциональное восприятие, отзывчивость, пластику движений, выразительность речи, художественно-творческие способности; закреплять знания детей сказок.

 

Ход праздника

 

Ведущий

Однажды день и час приходит,

Все ждут с надеждой их приход.

И чудо снова происходит, нас сказка в гости позовёт!

В сказке может всё случиться, наша сказка впереди,

Сказка в двери постучится, скажет гостю: «Заходи!»

 

Выходят четыре ребёнка – герои сказок: сказочница, Мальвина, Буратино, Артемон.

Сказочница:

Тихо, тихо, рядом сядем. Входит сказочка в наш дом,

В удивительном наряде, разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены, вся земля видна вокруг

Плещут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой.

Это сказка всех торопит и зовёт нас за собой!

(обращается к другим персонажам):

— Подведём теперь итог: вот вы книжки прочитали, что вы нового узнали?

Артемон

Про диковинных зверят…как расставить буквы в ряд…

Мальвина

А ещё любой из нас скажет вам который час….

Научились рисовать, песни петь, стихи читать.

Буратино (обращается к Сказочнице)

Нам скорее отвечай, где живёт Тяни-Толкай?

Где живёт Очаровашка, по прозванью Чебурашка?

Расскажи про Вини-Пуха… И про вредную старуху

По прозванью Шапокляк. Что за зверь – 3-х главый змей?

Так ли страшен Бармалей? Чем опасен кот Баюн? Есть ли птица Говорун?

Сказочница

Расскажу вам сказку интересную – волшебную, чудесную.

Этой книге много лет, и хранит она секрет.

Чтоб её нам прочитать, заклинанье надо знать.:

«Сказка, сказка, отзовись, поскорее к нам явись!»

Кто не боится в сказке очутиться?

Мальвина

Очень сказки я люблю, с детства их читаю.

И попасть в одну из сказок я давно мечтаю!

Буратино

21 век сейчас! Сказок не бывает!

И чудес на свете нет, все об этом знают!

Артемон

Что ж тогда, друзья, вперёд! Сказка в гости нас зовёт!

Ведущая

И я вам расскажу сказку интересную, волшебную, чудесную (показывает большую книгу Сказок).

— Этой книге много лет и хранит она секрет.

Чтоб её нам прочитать, заклинанье надо знать:

«Сказка, сказка, отзовись, поскорее к нам явись!»

И как только заклинанье вместе с вами назовём

Дружно мы произнесём, сразу в сказку без сомненья

Вместе с вами попадём.

Кто не боится в сказке очутиться?

Все дети хором говорят: «Сказка, сказка, отзовись, поскорее к нам явись!»

Гаснет свет. Появляется Оле Лукойе.

Оле Лукойе (ребёнок)

Ровно в полночь – динь – дон! Раздаётся тихий звон.

Это сказка в дом приходит, хороводы тихо водит.

Если только ты не спишь: всё заметишь – поглядишь!

А теперь замрите, тихо! Сказка в гости к нам идёт! (Звучит сказочная мелодия).

Оле Лукойе

Над городом капли вечерних чернил, простую мелодию я сочинил.

Хотите, сыграю? Хотите спою? Вечернюю песню свою.

Я буду играть, а звёзды танцевать.

А звёзд на небе сколько! Как ярко светят нам.

Давайте позовём их на чудный карнавал.

Звёздочки ясные, светлые, прекрасные.

Спускайтесь к нам поскорей и танцуйте веселей!

Танец звёзд

Ведущая

А сейчас заклинанье читайте, в другую сказку попадайте!

Дети

Сказка, сказка, отзовись, поскорее к нам явись!

Появляется Кот Баюн.

Кот Баюн (ребёнок)

Мяу, здравствуйте, друзья! Кот Баюн зовут меня!

Рад, что сказку вы открыли, про меня вы не забыли!

Каждый день из года в год, службу Кот Баюн несёт.

В ваши сны пускаю сказки, закрывайте, дети, глазки.

Да и мне пора поспать, возле дуба суток 5.

Ведущая

Вы, ребятушки, не спите. И кота вы разбудите.

Ребята, топайте дружней, чтоб проснулся кот быстрей!

Кот Баюн

Мяу, и не зачем так шуметь! Я же кот, а не медведь!

Ведущая

Я прошу нас извинить, что пришлось вас разбудить!

Нас интересуют чудеса и сказки.

Кот Баюн

Сказки гуляют по свету, ночь, запрягая в карету.

Сказки живут на полянах, бродят на зорьке в туманах.

Мир, одарив чудесами, сказки плывут над лесами.

На подоконник садятся. В окна, как в речке глядятся.

Ведущая

Чтобы в сказку нам попасть, надо веселей шагать!

В сказку верить, в чудеса, помогает доброта.

Кот Баюн

Песни очень я люблю, и когда не сплю, пою.

Только вот беда какая, позабыл я все слова.

Кажется, начало знаю….Вот пустая голова!

Вот послушайте: «От улыбки станет всем светлей. Даже красному яблоку заката.

Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь.

Учит нас какой – то рыжий там Антошка».

Ведущая

Всё, Баюн ты перепутал. Так и быть поможем мы.

Хором дружно подпевайте, нам помощники нужны.

Песня «Улыбка»

Кот Баюн

Мяу, спасибо вам друзья. Всем про дружных ребят расскажу я.

Про меня не забывайте, чаще книжки открывайте (кот уходит).

Ведущая

Что ж, друзья, пора опять нашу книжку открывать.

Заклинанье не забыли?  Хорошенько изучили?

Все

Сказка, сказка, отзовись, поскорее к нам явись!

Ведущая

Вижу в книге водоём. Рыбы и медузы в нём.

Вот сидит какой-то дед, в рыбью чешую одет.

То не дед, а водяной, он капризный, хитрый, злой!

Ясно мне, на дно морское мы, друзья, спустились.

В царстве злого водяного с вами очутились.

Водяной (ребёнок)

Ох, и плохо мне, ох, и скучно мне! Уж сижу сто лет на морском я дне.

Дети книг не открывают, про меня они не знают.

Говорят у них кумир – Чёрный плащ и Алладин!

Страха нет передо мной, Водяной я, Водяной!

Требую начать веселье, волшебство и превращенье!

Вы нам воду не мутите, поскорей нас удивите!

Ведущая

Для начала, Водяной, побеседуй-ка, со мной! Я загадку загадаю, а ты думай головой.

Доброе, хорошее, на всех людей глядит, а людям на себя глядеть не велит (солнце). (Водяной думает)

Ведущая

Ну, ребята, помогайте, выше руки поднимайте.

Да Водяному загадку отгадать помогайте.

Ведущая

Ну что, удивили тебя наши ребятишки, девчонки и мальчишки!

Водяной

Удивили, умные и шумные! Но прошу вас, помогите! Танец дружный подарите!

 

Танец «Зонтики»

Водяной

Я теперь совсем другой, подружились вы со мной.

Ведущая

А сейчас заклинанье читайте, в другую сказку попадайте (переворачивает страницу книжки).

(Свет гаснет. Звучит музыка «Бабушка – Ягушка»)

Ведущая

Ой, смотрите – А, избушка! Встала задом наперёд. А в избушке той старушка, Бабушка – Яга живёт. Эй, избушка, отзовись, Бабушка – Яга, проснись!

Баба Яга (ребёнок)

Кто посмел меня будить, ко мне близко подходить!

Батюшки, огни горят, вижу полный зал ребят. Раскрасавцы удалые, молодые, озорные!

Ведущая

Здравствуй, бабушка.

Баба Яга

Здравствуйте! Что по свету рыщите? От работы ли бегаете? Или работу ищете?

Ведущая

Наши ребятки ходят в детский сад.

Любят трудиться, умеют писать и считать.

И в сказку попали к вам не случайно.

Вы можете нам чудеса показать?

Баба Яга

Ой, красавица моя! Нет чудес-то у меня!

Хватит добренькою быть. Надо мне вас проучить!

Не выполните мои задания – в лягушек превращу.

1.    Вспомните названия сказок, в которых Баба – Яга помогает героям.

2.    Станцуйте летку-еньку.

Ведущая

Мы все задания твои выполнили, отправляться нам пора.

Баба Яга

Подождите, не уходите. Со мной станцевать вы не хотите?

Танец «Бабка-Ёжка»

Баба Яга

Спасибо вам, ребята. А теперь я спешу, друзья. В новой сказке ждут меня.

Ведущая

Ну что ж и нам пора прощаться.

И в другую сказку отправляться. Нам сказки дарят чудо, а без чудес нельзя.

Они живут повсюду и нам они друзья.

Что ж, друзья, пора опять нашу книжку открывать.

Дети говорят заклинание.

Буратино (ребёнок)

Говорят, я очень странный, человечек деревянный.

Всюду нос сую свой длинный. Я кто, скажите….(Буратино).

Буратино

Правильно! Зовусь я Буратино, сбежал я от Мальвины.

Надоело воспитание – это просто наказание!

А ещё убежал от лисы и кота. И теперь – я свободен – вот красота!

Ой, как народу много здесь! Это поле чудес?

Ведущая

Нет, Буратино. Это детский сад. Праздник здесь у всех ребят.

Танец «Сели – встали»

Буратино

Весело у вас, забавно, в общем, очень, очень славно!

Емеля (ребёнок)

К вам приехал на веселье русский парень я – Емеля!

Парень очень смелый, бравый! Развесёлый и удалый!

А теперь, ребятки про меня загадка: все от мала до велика

Меня знают на Руси. И уж точно каждый знает, как скажу слова одни.

Вёдра сами зашагают, печь ведёт меня сама. Что за сказка, угадайте!

И слова какие в ней. Поскорее вспоминайте, отвечайте хором мне.

Емеля

Верно, верно говорите, вижу грамотный народ. А музыку – то любите?

А играть умеете? Так что же вы робеете?

На сапожки вы вставайте, танец дружно затевайте!

Танец «Сапожки»

Ведущая

Славно здесь повеселились, славно здесь мы прорезвились!

Мы от танца отдохнём, присядем и играть начнём.

Игра «Что умеют наши ручки»

Дети показывают ладошками ответы.

— Что делают ручки, когда мы встречаемся.

— Что делают ручки, когда мы прощаемся.

— А если оленя хотим показать.

— А если как зайки хотим поскакать.

— А воду ладошками как набирают.

— А как покажите на скрипке играют.

— А в двери как будем ладошкой стучать.

— А как показать, если надо молчать.

— А как будем строго пальцем грозить.

— Как можно ладошкой себя похвалить.

Ведущая

Молодцы! Весёлая вышла, ребята, игра. Давайте же скажем ладошкам: «Ура!».

А вот жители сказочной страны любят смотреть на мир через разноцветные стекляшки. От этого сразу становится очень весело, все радостно танцуют и поют.

Танец «Разноцветная игра»

Карлсон (ребёнок)

Привет, друзья, а вот и я! Узнали верно, вы меня!

Я тут близко пролетал, песни ваши услыхал.

Подкрепиться бы!

Банку целую варенья съесть могу я без труда.

А варенье настроенье повышает мне всегда!

Я найду слова везде, и на небе и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке!

Песня «Слово на ладошке»

Карлсон

Подружился я с вами крепко! Даже не хочется улетать

Я весёлый, симпатичный Карлсон! Повторять люблю не зря!

Жизнь прекрасна, жизнь прекрасна! Если все кругом – друзья!

«Песня о дружбе»

 

Ведущая

А сейчас, загадки отгадайте и скорее отвечайте!

Те загадки не простые, все отгадки в них чудные.

Из волшебных сказок. Загадки без подсказок.

Сейчас откроем нашу волшебную книгу, а вы слушайте внимательно.

1.    На чём летает Баба Яга?

2.    Чем машут волшебники, когда произносят заклинания?

3.    Какой предмет лежит дома на полу, а в сказках летает?

4.    Если она лежит на столе, еда появляется сама.

5.    Обувь, помогающая передвигаться очень быстро.

6.    Она всех может сделать невидимыми.

7.    С её помощью творили чудеса: старик Хоттабыч, Карабас – Барабас,    

Черномор.

8.    В ней жил Джинн, друг Алладина.

9.    Что нужно сломать, чтобы победить Кащея Бессмертного.

10.  Этот предмет помогал Ивану освещать конюшню.

Ведущая

Вы, ребята, молодцы. Все сплошные мудрецы!

Мы сегодня говорим: «Спасибо книга наша. Нет любимее тебя, интересней, краше! За то, что учишь добру нас и ласке. За песни, стихи, за загадки и сказки. За весь разноцветный и сказочный мир, спасибо! Спасибо! Тебе говорим!»

     Пусть в каждой сказке победит добро! Пусть будут всюду радостные лица. А если загрустите, волшебство к вам с новой сказкой в двери постучится!

Вас мне жалко огорчать. Сказку надо бы кончать. А за то, что вы старались очень вас благодарю и подарки подарю – яблонька свои дары принесла для детворы, чудо-печка удивила, сладких плюшек подарила.

×
×