Особенности формирования гражданской позиции у детей младшего школьного возраста

Автор: Савельева Юлия Владимировна

Младший школьный возраст является сенситивным периодом для создания предпосылок формирования гражданской позиции, поэтому с первых дней обучения в школе необходимо делать упор на работу с формированием данного качества [Гуськова, URL].

Стоит отметить, что младшие школьники эмоциональны, им необходимо давать знания о Родине, ее истории, обществе в целом, при этом опираясь на чувства младших школьников. Ребенку важно эмоционально переживать то, что рассказывает учитель о стране, важно анализировать услышанное, участвовать в подготовке к общественным мероприятиям, чтобы проживать определенные чувства [Сироткин, с.33]. Важное место в воспитательном процессе младших школьников все еще занимает игровая деятельность, что очень импонирует восприятию младших школьников [Сергеева, с.809].

Дереклеева Н.И. пишет, что целью формирования гражданской позиции младших школьников является формирование у них знаний о праве, правовых нормах как регуляторе общественного поведения [Дереклеева, C. 38]. Также автор выделяет, что за этим следуют задачи:

— воспитание нравственного сознания;

— воспитание нравственных чувств, нацеленных на осознание отношения к Родине, труду, народу;

— формирование правовой культуры;

— формирование гуманистического мировоззрения, способности к саморазвитию.

Важно искать методы эффективного гражданского воспитания младших школьников, ведь они с раннего возраста должны усвоить ценности того общества, в котором они живут. Более того, дети должны знать и, самое главное, осознавать свои права и уважать такие же права других людей. Особенностью формирования гражданской позиции младших школьников также являются учет природы самого воспитания, условия формирования гражданской позиции, под воздействием которых и протекает процесс социализации. В соответствии с принципами гражданского воспитания и общими педагогическими принципами должна выстраиваться работа по формированию гражданской позиции младших школьников [Врублевская, с.215]:

Принципы гражданского воспитания и обучения

Принципы обучения

Принципы воспитания

Научность

Гуманизация

Систематичность

Учет возрастных особенностей

Связь теории и практики

Целеустремленность

Сознательность

Воспитание в коллективе

Наглядность

 

Доступность

 

Источник: Врублевская, с.215

           Результатами формирования гражданской позиции младших школьников должны быть:

            — самоидентификация ребенка с образцом гражданского поведения;

            — социальная активность.

Также можно наблюдать такую особенность формирования гражданской позиции младших школьников как гуманистическая направленность характера работы с детьми, так как она эффективно влияет на деятельность детей, их поведение и стиль общения, знания и кругозор. При этом важна внеурочная деятельность как часть основного образования, нацеленная на помощь ребенку начальной школы в освоении учебы, формировании учебной мотивации и расширению образовательного пространства. При этом также создаются условия для развития обучающихся и происходит выстраивание педагогического сопровождения и поддержки, способность применять теоретические знания на практике.

Важной особенностью формирования гражданской позиции младших школьников является стремление к свободной реализации отстаивания своих прав. Дети начальной школы податливы, внушаемы, доверчивы и склонны к подражанию, поэтому учитель должен подавать соответствующий пример детям для благоприятного процесса формирования гражданской позиции. В младшем школьном возрасте происходит процесс накопления знаний о положительных и отрицательных моментах жизни в социуме, взаимоотношениях между людьми и свободе выбора своего поведения. Дети начинают осознавать себя, у них формируется самооценка, они сравнивают себя с другими детьми. Более того, на данном этапе отмечается развитие самосознания, что так же благоприятно для формирования гражданской позиции младших школьников. Все это – основа для построения учебного процесса, направленного на формирования гражданственности школьников [Кулагина, с.65].

Детям младшего школьного возраста важно учиться работать в коллективе, они к этому стремятся, разделяют общие обязанности и проявляют готовность выполнять требования взрослых и овладевать знаниями, участвовать в жизни школы и общества. Также у младших школьников отмечается стремление иметь свою точку зрения, у них появляются суждения о своей значимости, развиваются социальные чувства и навыки общественного поведения, возникают коллективные связи.

Если работать с детьми в направлении формирования гражданской позиции, у них будут формироваться такие понятия как справедливость, солидарность, равенство и лидерство, ответственность. Все это формируется в коллективе и групповой внеурочной деятельности. Дети активно вступают в нравственные отношения, приобретают опыт поведения и нравственные привычки.

Отметим, что важно принять во внимание такие возрастные особенности как впечатлительность, восприимчивость, готовность к действию. При этом, влияние коллектива на младшего школьника оптимально тогда, когда каждый занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, и, более того, становится незаменимой личностью, что приводит к развитию чувства собственного достоинства, позволяющего действовать согласно нравственным принципам [Зелинский, с.32]. Важную роль также играют такие чувства детей как сопереживание и эмоциональная отзывчивость, что выступает мотивами в поведении. Поэтому важно развивать эмпатию детей для формирования гражданской позиции младших школьников.

Таким образом, важными особенностями формирования гражданской позиции младших школьников являются следующие:

— значимость переживания услышанного о стране и участия в подготовке к общественным мероприятиям, чтобы данные определенные чувства;

— важность включения игровой деятельности, что помогает восприятию младших школьников;

— использование коллективной и групповой форм работы;

— стремление к свободной реализации отстаивания своих прав;

— учет природы воспитания ребенка и условий, в которых происходит формирование гражданской позиции;

— гуманистическая направленность характера работы с детьми.

 

Литература

1.                   Врублевская Е.А. Быть гражданином / Е. А. Врублевская // Народное образование. 2007, № 5. [1,214-216]

2.                   Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Нач.школа. 1-4 кл. Москва: «Вако», 2003. [2,239]

3.                   Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников / К.В. Зелинский, Т.П. Черникова. Москва: Планета, 2010. [3,288]

4.                   Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина. Москва: Изд-во РАО, 2015. [4,176]

5.                   Сергеева Б.В. Педагогические условия становления гражданской позиции младших школьников / Б.В. Сергеева, О.В. Марченко // Молодой ученый. 2016. № 6 (110). [5,809-812]

×
×