Автор: Савельева Юлия Владимировна
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для создания предпосылок формирования гражданской позиции, поэтому с первых дней обучения в школе необходимо делать упор на работу с формированием данного качества [Гуськова, URL].
Стоит отметить, что младшие школьники эмоциональны, им необходимо давать знания о Родине, ее истории, обществе в целом, при этом опираясь на чувства младших школьников. Ребенку важно эмоционально переживать то, что рассказывает учитель о стране, важно анализировать услышанное, участвовать в подготовке к общественным мероприятиям, чтобы проживать определенные чувства [Сироткин, с.33]. Важное место в воспитательном процессе младших школьников все еще занимает игровая деятельность, что очень импонирует восприятию младших школьников [Сергеева, с.809].
Дереклеева Н.И. пишет, что целью формирования гражданской позиции младших школьников является формирование у них знаний о праве, правовых нормах как регуляторе общественного поведения [Дереклеева, C. 38]. Также автор выделяет, что за этим следуют задачи:
— воспитание нравственного сознания;
— воспитание нравственных чувств, нацеленных на осознание отношения к Родине, труду, народу;
— формирование правовой культуры;
— формирование гуманистического мировоззрения, способности к саморазвитию.
Важно искать методы эффективного гражданского воспитания младших школьников, ведь они с раннего возраста должны усвоить ценности того общества, в котором они живут. Более того, дети должны знать и, самое главное, осознавать свои права и уважать такие же права других людей. Особенностью формирования гражданской позиции младших школьников также являются учет природы самого воспитания, условия формирования гражданской позиции, под воздействием которых и протекает процесс социализации. В соответствии с принципами гражданского воспитания и общими педагогическими принципами должна выстраиваться работа по формированию гражданской позиции младших школьников [Врублевская, с.215]:
Принципы гражданского воспитания и обучения
Принципы обучения |
Принципы воспитания |
Научность |
Гуманизация |
Систематичность |
Учет возрастных особенностей |
Связь теории и практики |
Целеустремленность |
Сознательность |
Воспитание в коллективе |
Наглядность |
|
Доступность |
|
Источник: Врублевская, с.215
Результатами формирования гражданской позиции младших школьников должны быть:
— самоидентификация ребенка с образцом гражданского поведения;
— социальная активность.
Также можно наблюдать такую особенность формирования гражданской позиции младших школьников как гуманистическая направленность характера работы с детьми, так как она эффективно влияет на деятельность детей, их поведение и стиль общения, знания и кругозор. При этом важна внеурочная деятельность как часть основного образования, нацеленная на помощь ребенку начальной школы в освоении учебы, формировании учебной мотивации и расширению образовательного пространства. При этом также создаются условия для развития обучающихся и происходит выстраивание педагогического сопровождения и поддержки, способность применять теоретические знания на практике.
Важной особенностью формирования гражданской позиции младших школьников является стремление к свободной реализации отстаивания своих прав. Дети начальной школы податливы, внушаемы, доверчивы и склонны к подражанию, поэтому учитель должен подавать соответствующий пример детям для благоприятного процесса формирования гражданской позиции. В младшем школьном возрасте происходит процесс накопления знаний о положительных и отрицательных моментах жизни в социуме, взаимоотношениях между людьми и свободе выбора своего поведения. Дети начинают осознавать себя, у них формируется самооценка, они сравнивают себя с другими детьми. Более того, на данном этапе отмечается развитие самосознания, что так же благоприятно для формирования гражданской позиции младших школьников. Все это – основа для построения учебного процесса, направленного на формирования гражданственности школьников [Кулагина, с.65].
Детям младшего школьного возраста важно учиться работать в коллективе, они к этому стремятся, разделяют общие обязанности и проявляют готовность выполнять требования взрослых и овладевать знаниями, участвовать в жизни школы и общества. Также у младших школьников отмечается стремление иметь свою точку зрения, у них появляются суждения о своей значимости, развиваются социальные чувства и навыки общественного поведения, возникают коллективные связи.
Если работать с детьми в направлении формирования гражданской позиции, у них будут формироваться такие понятия как справедливость, солидарность, равенство и лидерство, ответственность. Все это формируется в коллективе и групповой внеурочной деятельности. Дети активно вступают в нравственные отношения, приобретают опыт поведения и нравственные привычки.
Отметим, что важно принять во внимание такие возрастные особенности как впечатлительность, восприимчивость, готовность к действию. При этом, влияние коллектива на младшего школьника оптимально тогда, когда каждый занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, и, более того, становится незаменимой личностью, что приводит к развитию чувства собственного достоинства, позволяющего действовать согласно нравственным принципам [Зелинский, с.32]. Важную роль также играют такие чувства детей как сопереживание и эмоциональная отзывчивость, что выступает мотивами в поведении. Поэтому важно развивать эмпатию детей для формирования гражданской позиции младших школьников.
Таким образом, важными особенностями формирования гражданской позиции младших школьников являются следующие:
— значимость переживания услышанного о стране и участия в подготовке к общественным мероприятиям, чтобы данные определенные чувства;
— важность включения игровой деятельности, что помогает восприятию младших школьников;
— использование коллективной и групповой форм работы;
— стремление к свободной реализации отстаивания своих прав;
— учет природы воспитания ребенка и условий, в которых происходит формирование гражданской позиции;
— гуманистическая направленность характера работы с детьми.
Литература
1. Врублевская Е.А. Быть гражданином / Е. А. Врублевская // Народное образование. 2007, № 5. [1,214-216]
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Нач.школа. 1-4 кл. Москва: «Вако», 2003. [2,239]
3. Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников / К.В. Зелинский, Т.П. Черникова. Москва: Планета, 2010. [3,288]
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина. Москва: Изд-во РАО, 2015. [4,176]
5. Сергеева Б.В. Педагогические условия становления гражданской позиции младших школьников / Б.В. Сергеева, О.В. Марченко // Молодой ученый. 2016. № 6 (110). [5,809-812]