Особенности формирования предметных образовательных результатов в пропедевтическом курсе химии

Автор: Галлямова Ландыш Данисовна

В настоящее время современное общество людей предъявляет новые требования к системе образования. И в следствие, одной из главных задач процесса обучения школьников является их адаптация к жизни в мире высоких технологий. Важное значение для решения этой задачи имеет обучение химии, обладающая прикладной значимостью. Одной из актуальных задач педагогической науки является разработка частных методик достижения предметных образовательных результатов как в урочное время, так и во внеурочное (в пропедевтическом курсе), в том числе и выбор средств и педагогических технологий, обеспечивающих эффективность этого процесса.  До недавнего времени, при выполнении задачи всеобщего среднего образования, преподавание химии в общеобразовательных учреждениях велось по единым программам и учебно-методическим комплектам, соответствующие линейному построению курса химии. И единые учебные программы не могли их реализовать.

   Важнейшим компонентом Федеральных государственных образовательных стандартов является ориентация на результаты образования.

Во всех образовательных учреждениях по основной образовательной программе должны определяться цель, задачи, планируемые результаты, содержание образовательного процесса, реализация которого может осуществляться как в урочное, так и во внеурочное время, учитывая санитарно-эпидемиологические нормы [1].

При изучении учебных предметов, дополнительных учебных курсов и программ определяются основные планируемые результаты, которые делятся на предметные, метапредметные и личностные результаты.

Предметные образовательные результаты –  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Формальность предметного результата освоения содержания учебных предметов основной школы, к сожалению, остается одной из центральных проблем образования, и химическое образование здесь не исключение.

Пропедевтика – это введение в какую-либо науку, подготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета [2].

Пропедевтическая химическая подготовка обучающихся проходит в начальной школе (1-4 классы) и в средних классах (5-7 классы) основной школы. Отдельные элементы химических знаний на этих этапах обучения могут быть включены в интегрированные курсы «Окружающий мир» (начальная школа), «Естествознание» (5-7 классы) либо в курсы биологии и физики. На данных этапах обучения вводимые знания по химии необходимы для формирования целостной картины о мире. В процессе пропедевтических курсов обучающиеся должны получить представления о составе и свойствах некоторых веществ, первоначальные сведения о Периодической системе Д.И. Менделеева, о химических элементах, их символах, о химических формулах веществ, химических явлениях и реакциях и др. Данные знания, полученные в начальной и основной школах, позволяют в общеобразовательном систематическом курсе сократить время на изучение химии в урочное время, быстрее перейти к рассмотрению химических явлений на основе учения о строении вещества [3].

Существует множество различных программ пропедевтических курсов по химии: Н.Ф. Воловой, Трухиной, Габриелян [4]. Особенность изучаемых курсов состоит в том, что изучение первоначальных химических понятий на год раньше дает возможность разгрузить достаточно сложную по содержанию, с большим объемом учебной информации программу по химии в 8-м классе. Обучающимся предоставляется время для привыкания к химическому языку, химической символике, приобретения практических умений, что способствует более осмысленному использованию ими ключевых понятий и выработке экспериментальных навыков в 8-м классе. Образовательный курс является источником знаний, позволяет полнее учесть интересы обучающихся, следовательно, сделать изучение предмета более интересным, соответственно, получить более высокие результаты обучения.

При изучении пропедевтических курсов по химии можно использовать различные педагогические инновационные технологии:

1.           Игровые технологии: дискуссии, сюжетно-ролевые игры, соревнования, инсценировки.

2.           Технология группового обучения: эта форма хорошо применима при проведении сюжетно-ролевых игр, соревнованиях, а также при проведении обобщенных уроков.

3.           Технология проблемного обучения. Создание проблемной ситуации разными способами и решение проблем учащимися — одна из главных задач урока. Обучение методом проблемного обучения более эмоционально, что повышает интерес к обучению, обеспечивает прочность знаний.

4.           Для формирования первичных химических понятий большое значение играет химический эксперимент, который позволяет учителю химии формировать одновременно теоретические и практические знания во время пропедевтического курса.

5.           На занятиях также были использованы различные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

Научно-методические рекомендации для учителей химии:

1. Метод перечисления и приведения конкретных примеров. Для формирования достаточно сложных понятий, когда запас знаний у обучающихся еще невелик, можно использовать методику перечисления фактов или явлений, относящихся к данному понятию, с последующим высказыванием самими обучающимися соответствующего суждения. Например, формируя и уточняя понятия вещество и тело, можно использовать следующий подход. Учитель показывает обучающимся две группы предметов: первая группа — стеклянная трубка, медная трубка, стальная трубка, резиновая трубка, пластмассовая трубка и другие трубки из различных веществ. Вторая группа — стеклянный стакан, стеклянная трубка, стеклянная пластинка, стеклянная колба и другие предметы из стекла. Далее учитель просит рассмотреть и назвать каждый предмет (тело) и вещество, из которого состоит тело. Затем ученики называют перечень физических тел и химических веществ, из которых состоят данные тела, и дают развернутый ответ на вопрос: «Чем отличается понятие тело от понятия вещество?»

2. Метод историзма. Вводный курс предоставляет обширный материал для применения принципа историзма, который дает возможность ставить проблемные ситуации перед обучающимися, но, главное, знакомит их с методологией науки и творчеством выдающихся личностей. Например, при изучении понятия атом, учитель ставит вопрос: «Как древние философы могли прийти к выводу, что материя (все, что нас окружает) состоит из мельчайших частиц-атомов?». Путем эвристической беседы учитель подводит обучающихся к выводу: основой древнефилософских воззрений было наблюдение за явлениями природы и умозрительные рассуждения.

3. Расширение знаний; формирование мировоззрения и развитие обучающихся. При изучении темы физические и химические явления учитель предварительно ставит вопросы: «Что такое явление?», «На какие группы можно разделить явления?», «Какие явления (формы движения материи) изучает химия?» «Какова суть этих явлений?»

4. Формирование понятий через опыт – наблюдение – составление таблицы – самостоятельные выводы обучающихся. Приступая к изучению признаков химических реакций, учитель ставит проблемный вопрос: «Химия изучает химические явления (химические реакции); следовательно, мы должны уметь и знать каковы …

Для решения проблемы учитель предлагает ученикам начертить в тетрадях таблицу (учитель может использовать доску, кодоскоп или мультимедийные возможности). Далее учитель последовательно проводит ряд опытов, ученики наблюдают и оформляют таблицу. На основе опытов ученики путем эвристической беседы делают вывод о типе явлений и перечисляют признаки химических реакций.

5. Постановка проблемы перед изучением теоретического материала. Изучая определенный закон, учение или теорию, необходимо предварительно показать обучающимся, что, во-первых, открытие имеет определенные предпосылки; во-вторых, решает определенные проблемы, в-третьих, — закон имеет теоретическое и практическое значение. Например, при изучении закона постоянства состава учитель может поставить вопрос: «Получить, например, оксид меди можно различными способами, будут ли полученные вещества обладать одинаковым составом, свойствами, идентичностью???»

6. Работа с учебником. Научить учащихся работать с учебником на первых порах эффективнее, если тема в учебнике расписана с применением определенного алгоритма, например, составление формулы по валентности, решение расчетных задач и т. д.

7. Применение различных педагогических технологий, подходов, форм и приемов. Для достижения поставленных перед пропедевтическим курсом предметных результатов, учителю химии необходимо использовать различные технологии, средства, приемы, методы.

Таким образом, внедрение пропедевтического курса по химии в 7 классах положительно влияет на уровень сформированности предметных образовательных результатов обучающихся. 

×
×