«О ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ»

Автор: Корнева Инна Юрьевна

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

«О ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ»

Корнева Инна Юрьевна, преподаватель

МБУ ДО «ДШИ им. В.П. Рудина»

п. Ракитное Ракитянского района

Разучивание произведения музыкально развитым и достаточно подготовленным учеником начинается с самостоятельного прочтения нотного текста и преодоления исполнительских трудностей.

Весь процесс этой работы у учащихся старших классов может быть условно разделен на такие этапы:

1. Знакомство с произведением и разбор нотного текста;

2. Тщательная проработка звуковых и технических деталей;

3. Подготовка к исполнению на эстраде.

Начинающий ученик должен быть поставлен в такие условия, при которых фазы изучения и исполнения произведения максимально сближены.

Известно, что как только ученик (даже средних способностей) разобрался в тексте и элементарных игровых приемах, он старается играть наизусть. Такое стремление вырваться из оков нотного текста вполне закономерно: уже внутренне слыша музыку, ученик хочет почувствовать радость собственного исполнения.

Для практического осуществления задачи сближение фаз разучивания и исполнения произведения серьезное значение приобретает целенаправленная работа с учащимися по ознакомлению с произведением, его разбору и усвоению, привитию элементарных навыков чтения с листа.

Ведь ознакомление является своего рода творческим зарядом, прокладывающим пути к плодотворной работе над произведением.

Формы ознакомления должны быть достаточно гибки. Начиная с несамостоятельного ознакомления (впервые месяцы занятий), проходя стадию постепенного включения в этот процесс, учащийся уже к концу второго класса почти самостоятельно может осваивать новое произведение.

На самом раннем этапе в процесс ознакомления входит яркое исполнение произведения педагогом. Этому исполнению предшествуют или сопутствуют доступные ученику пояснения.

Ознакомление с произведением, осуществляемое педагогом с постепенным включением в этот процесс ученика, подготавливает последнего к более осознанному разбору и изучению произведения. Причем если ознакомление с музыкой в значительной мере проводится педагогом, то в начальную стадию его изучения – разбор – все больше вовлекается ученик. Чем систематичнее обучает педагог начинающего навыкам разбора текста, тем самостоятельнее и продуктивнее ученик работает над ним в дальнейшем.

Приступая к разбору произведения учащихся должен уяснить для себя характер основных компонентов музыкальной ткани — особенности мелодии, сопровождения, голосов, раскрыть смысл исполнительных указаний в тексте, касающихся динамики, артикуляции, темпа и т. п. Разбор партии каждой руки в отдельности не следует затягивать, лучше как можно ранее переходить к разбору обеими руками. Ведь целью такого (пусть даже замедленного) разбора является слышание звуковой взаимосвязи разных слоев музыкальной ткани. Для облегчения его начальной фазы временно можно допустить прочтение лишь основного в тексте – звуковысотности и метроритма. При этом большое внимание должно быть уделено вопросам аппликатуры. Аккуратное выполнение учащимся обозначенной аппликатуры может удовлетворять лишь на первых этапах обучения. Постепенно он должен научиться свободно ориентироваться в аппликатуре, сознавая ее роль в раскрытии выразительности произведения.

С течением времени, чаще всего к концу второго класса, владение техническими закономерностями аппликатуры становится почти полностью автоматизированным процессом. Ученик, видя в нотах любую из названных технических фигур, схватывает соответственно ей аппликатурную группу в целом. Этому содействует также систематическая игра гамм и арпеджио. С первого года обучения ребенок начинает в аппликатурных приемах, направленных на выразительность интерпретации мелодии и ритма. Уже с первых лет занятий успешное изучение произведений, особенно на ранней его стадии, во многом зависит от ориентированности учащегося в чтении нот с листа. Учить читать с листа – значит приобщать ребенка к музыке, развивать его музыкальное мышление.

Чтение с листа опытного концертмейстера основано на слиянии трех процессов — зрительного восприятия нотного текста, его внутреннего слушания и звукового воплощения на инструменте. Таким образом, развитая способность чтения с листа может быть выражена такой формулой: «вижу  –  слышу – исполняю».

Однако при прочтении начинающим незнакомой музыки внутреннее слушание почти вовсе отсутствует. В этом случае чтение с листа основано лишь на зрительно-двигательной связи «вижу ноты – играю», а слуховой компонент передвинуть на последние место.

Уже после первых месяцев обучения ребенок пробует записывать нотами самые несложные попевки из знакомых ему мелодий. Такой записи предшествует слуховое выявление им звуковысотной направленности мелодического движения. Педагог напевает мелодию или проигрывает ее на фортепиано. Прислушиваясь к исполненному, ученик начинает постепенно различать особенности рисунка мелодии. Сам подбор мелодий, в которых преобладает поступенное изложение, помогает ученику естественно услышать линии мелодического движения и ее отдельные изгибы.

Благодаря таким систематическим занятиям у ученика постепенно развивается внутреннее слушание разных мелодий, которые он впоследствии начинает узнавать по их графическому начертанию на нотоносце.

Ученик, глядя в ноты, должен быстро схватить зрением наиболее типичные фигуры нотного рисунка. Подобная зрительная тренировка – одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа. Для этой цели педагог предлагает ученику показать карандашом целостные цепи поступенно идущих подряд нот (вверх или вниз), не требуя от него прочтения самих названий нот.

Если в первом классе чтение с листа ограничивалось главным образом одноголосными мелодиями, то уже со второго класса ученик может прочитать несложную двуплановую  гомофонно-гармоническую фактуру.

В процессы слухового и зрительного охвата комплексов прочитываемых нот включаются и соответствующие им аппликатурные приемы.

Одновременно с подготовкой слуховых, зрительных и двигательных навыков практикуется и целостное прочтение текста с листа. Оно обеспечивается предварительным просмотром фактуры произведения, направленным на выявление мелодии, сопровождения, ритмического рисунка, повторности фигур техники, аппликатурных групп. Допустимо и предварительное проигрывание отдельных трудных или неудобных мест. Первое целостное проигрывание текста может быть не полностью безостановочным  (имеются в виду временные остановки перед прочтением каждого следующего эпизода). Неоднократно проигрывая произведение с листа, особенно важно, пользуясь замедленным темпом, минимально контролировать зрением свои действия на клавиатуре. Этим вырабатывается более углубленное слушание читаемого текста, успешная автоматизация аппликатурных навыков, что ускоряет развитие необходимого умения читать с листа.

 

×
×