Формирование естественнонаучной грамотности школьников как профилизация на уровне основного общего и среднего общего образования в рамках внеурочной деятельности

Автор: Новикова Татьяна Александровна

Новикова Татьяна Александровна

 

МБОУ «Лицей №32» г. Белгорода

«Формирование естественнонаучной грамотности школьников как профилизация на уровне основного общего и среднего общего образования в рамках внеурочной деятельности»

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.  Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

Одним из видов функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность личности. Опыт учащегося при изучении природных явлений и является источником формирования его естественнонаучной грамотности. Результаты международных исследований качества естественнонаучного образования показали, что российские школьники при наличии достаточно высоких предметных знаний и умений испытывают значительные затруднения при выполнении компетентностно ориентированных и контекстных заданий, которые требуют применения предметных и межпредметных знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме (графики, диаграммы, таблицы, схемы, рисунки, фотографии и т.д.).

Естественно-научная грамотность является составной частью функциональной грамотности, она предполагает наличие у человека стремления участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющих отношение к естественным наукам и технологиям, и сформированности следующих компетенций:

 понимать особенности естественно-научного исследования;

 интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Реализация концепции профилизации образовательной среды дает возможность формировать и развивать у учащихся современное миропонимание и мировоззренческую культуру, умения экстраполировать полученные знания на социокультурные установки; способствует формированию профессиональной мотивации будущего специалиста.

Профилизация — это новое в педагогике слово. Проанализируем его задачу и основные параметры. Предназначением данного процесса является помощь детям в правильном подборе будущей специальности. В российском образовании направления профилизации предлагаются на старшей ступени обучения.

После модернизации отечественного образования в российские школы были введены стандарты второго поколения на каждой ступени обучения. В частности, для обучающихся девятых классов вводится обязательная предпрофильная подготовка. Ребятам (на выбор) предлагается несколько элективных курсов по разным учебным дисциплинам (междисциплинарные курсы). Школьники, подбирая один либо несколько подобных элективов, получают реальную возможность определиться с последующим направлением. Ранняя профилизация — это возможность подобрать те учебные дисциплины, которые потребуются школьнику для поступления в конкретное учебное заведение.

Профилизация обучения — это серьезный и ответственный процесс, который предполагает заинтересованность всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов, ребенка. Прежде чем приступать к углубленному изучению каких-то отдельных предметов, необходима серьезная подготовительная работа. В частности, важна диагностика (предварительное тестирование), по результатам которой можно выявить предрасположенность подростков к определенным научным сферам. Анализ полученных результатов позволяет выявить предрасположенность школьника к практическому изучению профильных дисциплин (школьных предметов).

Министерство просвещения РФ осознает значимость ранней диагностики, поэтому был разработан специальный портал «ПроеКтория». Ребята 7-11 классов получают прекрасную возможность включиться во всероссийские открытые уроки. Так как профилизация образования — это активный творческий процесс, старшеклассникам предлагаются кейсы по различным направлениям. Крупные компании подключаются к работе.

Ребята, решая задания по экологии, биологии, медицине, физике, химии, одновременно получают дополнительную информацию о тех профессиях, в которых потребуются данные предметы.  Он ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии, биоинформатика, медицинская визуализация, биомеханика, биоматериалы и биоинженерия, системный анализ, 3D-моделирование. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».

В настоящее время существует ряд подходов к реализации профильного обучения, ключевыми из которых являются интеграция ресурсов и сетевое взаимодействие. Интеграция образовательных ресурсов предполагает объединение и использование ресурсов общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного, среднего и высшего профессионального образования, что актуализирует осуществление преемственности школьного и вузовского образования, использования в старших классах форм и методов обучения, характерных для высшего образования. В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений профильное обучение учащихся конкретной образовательной организации осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе центров дистанционного обучения.

Профильное обучение может быть организовано как система дополнительных занятий по разработанной тематике со специально отобранными участниками, а может осуществляться в процессе обучения на уровне ООО и СОО в образовательной организации по специально разработанным программам и индивидуальным учебным планам.

Предпрофильная подготовка – гибкая система, зависящая от множества факторов: от особенностей социально-образовательной среды, кадрового потенциала, профессионально-образовательных потребностей семьи и личности учащегося.

Реализация целей современного образования наравне с ведущей учебной деятельностью способствует введенная в новый стандарт внеурочная деятельность школьников, которая объединяет все виды деятельности кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Нужно учитывать, что внеурочная деятельность – это не только дополнение к основному общему образованию, которое компенсирует пробелы в знаниях учащихся и обогащает знания преуспевающих. Прежде всего, данная деятельность должна быть творческой, помогать учащимся раскрыть свои возможности, удовлетворить потребности, вычленить свое «я». Здесь ребенок самостоятелен, он самореализуется. Это дает возможность реализации внеурочной деятельности в области воспитания и образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и в 6-9-х классах организуется по направлениям развития личности на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Основным инструментом развития функциональной грамотности является использование различных учебных заданий. Важным моментом является необходимость создать интерактивную образовательную среду, где учащийся может самостоятельно получить информацию. Цифровые образовательные ресурсы в данном случае являются неотъемлемой частью образовательного процесса, предоставляя учителю возможность использовать готовые задания и обеспечивая ученику определенную долю самостоятельности в обучении.

Далее, для разработки контекстных, практикоориентированных и ситуационных заданий необходимо: 1. Продумать связь предмета с любой профессией, выбрать тему урока, на котором будет это задание, прояснить для себя его цель и компетентности. 2. Наметить уровень сложности заданий.         3. Подобрать источники информации в разных формах: рисунки, графики, таблицы данных, минитексты, диаграммы и т.п. 4. Сформулировать само задание (фабула, сюжет). 5. Определить и указать форму ответа на вопрос задания. 6. Продумать форму, методы и критерии оценивания результатов.

Формирование естественно-научной грамотности,  как профилизация учащихся,   возможно в рамках комплексной подготовки учителей к реализации новых видов педагогической деятельности, которая должна быть направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, а также на освоение ими новых видов предметных и метапредметных умений. Учителю, как организатору процесса обучения, необходимо всесторонне рассматривать на урочных и внеурочных занятиях различные аспекты формирования естественно-научной грамотности, учитывая при этом возможность построения индивидуальной траектории обучения и воспитания обучающихся. Это является актуальным как с точки зрения подготовки школьников к международным и национальным исследованиям, так и с точки зрения формирования компетенций, направленных на адаптацию обучающихся к жизни в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.    Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Учебное исследование в пространстве урока при изучении естественно-научных дисциплин // Исследователь/Researcher. – 2020. – №2 (30). – С. 195-201.

2.    Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А.;

3.    Леушина И.С., Темербекова А.А. Кейс-проектирование как средство развития метапредметных результатов обучающихся // Вестник Марийского государственного университета. – 2019. – №4 (36). – С. 495-501.

4.    https://pkiro.ru/wp-content/uploads/2022/03/estestvennonauchnaya-gramotnost.pdf

5.    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-instrumentariy-dlya-formirovaniya-estestvenno-nauchnoy-gramotnosti-u-shkolnikov

 

×
×