Методическая разработка «Сюжетно — ролевая игра, как важнейшее условие развития речевых навыков дошкольников»

Автор: Мананникова Алена Александровна

Методическая разработка «Сюжетно — ролевая игра, как важнейшее условие развития речевых навыков дошкольников»

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1.

 Психолого-педагогические основы развития связной речи детей   

 

 дошкольного возраста……………………………………………………………4

 

1.1  Особенности  развития связной речи дошкольников среднего

 возраста………………………………………………………………………4

  

1.2 Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе     

       сюжетно-ролевых игр……………………………………………………….5

 

 Глава 2

Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр…………………………………..9

 

Заключение………………………………………………………………………14

 

Литература……………………………………………………………………….16

 

Приложение………………………………………………………………………17

 

 Введение

 

     Тема данной работы – развитие речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. В данной работе я хочу рассмотреть как игра, в частности сюжетно-ролевая влияет на развитие речи детей.

   Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника.  

 Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребен­ка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоя­тельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохра­нились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятель­но, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

    Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения.

   Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Е. А. Аркин, П. А. Рудик, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и другие авторы. Степень изученности данной темы в психолого-педагогической литературе достаточно высока.

 

Вывод: речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Система занятий с использованием сюжетно-ролевых игр значительно улучшает развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста.

 

 

 

Глава 1.  Психолого-педагогические основы развития связной речи детей дошкольного возраста

 

1.1 Особенности  развития связной речи дошкольников среднего возраста

     Интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера, эмоций, личности в целом непосредственно зависят от речи. Развитие речи — одно из важнейших направлений работы, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке. Речь детей развивается в единстве с формированием его мышления. В период среднего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.

    На четвёртом году жизни, ребёнок начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними. Дети этого возраста обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, т. е. обозначается словом. К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но они легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей, в основном, носит ситуативный  характер. Со стороны произношения речь еще недостаточно чиста и правильна.

      У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание. Увеличение активного словаря (от 2500 до З000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов; отражения временных и пространственных отношений. Для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка), слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Свое высказывание пятилетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще мало. Рост словаря употребление ребенком более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут»,  вместо «хотят»). Итак, к пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей, они все чаще и чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической, диалогической речью.

1.2 Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр

     Игра — одно из замечательных явлений жизни. Всматриваясь в детские игры, К.Д.Ушинский пришёл к выводу, что «для дитяти игра — действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее, а понятнее она потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт…»

Исследования отечественных и зарубежных учёных — философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К.Г.Юсупов, В.И.Истомин, В.И.Устименко, Д.Н.Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, её роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре.  Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

      Основой сюжетно-ролевой игры явля­ется мнимая или воображаемая ситуация, которая заклю­чается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре). Но самое главное — в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.   

  Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через сюжетно – ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей. Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей.

Сюжетно – ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает звукам транспортных средств, голосам зверей, поведению людей.

К четырём годам у детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. В сюжетно-ролевой игре ребёнок создаёт образ, а для создания образа необходимо слово. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, с все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

      Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детский уголок превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли  врача, продавца  и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

      Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь. Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития.

     Все виды сюжетно-ролевой игры способствуют развитию связной речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Применение сюжетно-ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников. Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать.

Вывод: сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

 

Глава 2. Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр

 

Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности  в сопровождении  педагога.

Задачи:

1.Развитие связной диалогической речи.

2.Развитие коммуникативных навыков.

3.Расширение и активизация словарного запаса детей.

      Речь отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладение словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи, уровень диалогической речи, рассказывание.

     Мною был  проведен  мониторинга. В основу его были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей:

·        выявление объема активного словаря,

·        выявление состояния звукопроизношения,

·        выявление состояния контекстной речи,

·        выявление состояния грамматического строя речи.

Для изучения развития устной речи детей применяла  следующие задания:

    Методика № 1«Какой?» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметы хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют. Например, мяч, ложка, чашка, рукавица.

Методика проведения: исследование проводится индивидуально. Ребенку дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть. В ходе игры задают вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, надавить, смять и т.д. спрашивают: «Какой….?»,чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их.

Методика№2:«Назови что видишь» (Г.А.Урунтаева,Ю.А.Афонькина)

Цель: выявить состояние звукопроизношения.

Материал: предметные картинки.

Методика проведения: картинки подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р, Рь, Л, Ль, Й. Каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребенком.

Методика № 3: «Опиши картинку» (Эльконин Д.Б.)

Цель: определить умение составлять связный рассказ

Материал: серия сюжетных картинок.

Методика проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок и просят рассказать, что изображено на ней, например такую серию:

1. «Мальчик вскапывает землю».

2. «Мальчик сеет».

3. «Мальчик поливает цветы».

4. «Мальчик собирает цветы».

Методика № 4: «Образуй слова».

Цель: выявить умение образовывать множественное число имен существительных.

Материал: предлагается 10 картинок  с изображением предметов в единственном числе, например, книга, шапка, кукла, диван, ухо.

Методика проведения: исследования проводятся индивидуально, детям предлагалось назвать приведенные им картинки  во множественном числе.

 

Проанализировав полученные данные,  я  выбрала  методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:

·        индивидуальная игра воспитателя с ребенком и коллективная игра, при этом воспитатель исполняет главную роль.

Использовала и проводила специальные, как занятия игры, которые носят обучающий характер. Это такие игры как: «Оденем куклу Лизу», «Уложим куклу Лизу спать», «Маша заболела», «У мишутки день рождения» и другие. Они рассчитаны на совместную игру педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками и предметами заменителями. Здесь я выступала инициатором проведения игры: начинала игру, продумывала её ход и диалог между персонажами. Старалась вовлечь ребёнка в игру, вызвать его на разговор, добиться максимальной его активности. Обучающие игры проводила как фронтально, так и индивидуально.

·        внесение образных игрушек; прием ролевой игры с продолжением, разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

 Использование театра «Би-бо-бо» — способствовало развитию у детей способности принимать на себя роль животного. Таких детей я старалась заинтересовать и привлечь, и неоценимую помощь в этом оказал театр «Би-бо-бо». Би-бо-бо широко использовала практически во всех режимных моментах. Для развития у детей способности принять на себя роль животного в своей практике использовала и такие игры как: «Лиса», «Медвежата», «Кошка», «Лошадка», «Ежиха» и другие.  Перед каждой из выше перечисленных игр рассматривала с детьми иллюстрации животных, читала стихи, небольшие рассказы, показывала повадки животных, просматривали с детьми мультипликационные фильмы и сказки о этих животных, слушали песенки. А затем просила рассказать о каждом животном, т.е. составить связанный рассказ.

·        Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.

Использовала драматизации знакомых детям сказок, таких как: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят»; инсценирование  и разучивание стихотворений К.И.Чуковского «Телефон», «Кто колечко найдёт» — С. Маршака и другие. Данную работу планировала и проводила на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и в совместной деятельности, широко используя для этого театр на фланелеграфе, настольный театр, театр «Рукавичку».

Одним из приёмов  развития речи являются  проведение бесед и составление творческих рассказов на тему «Профессия»: «Мой папа — строитель»,  «Моя мама-врач». При составлении рассказов акцентирую внимание на его последовательное изложение. Обязательно задаю вопрос,  «Какие предметы используются в данной профессии?» и прошу образовать из предмета единственного числа множественное число. Настольно-печатные игры  «Профессии», способствуют пополнению словарного запаса детей.

 

·        Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр.

Существенное значение в формировании игровой деятельности оказывает организация предметно игровой среды. Поэтому для развития у детей игровых умений в группе были созданы различные игровые зоны, такие как: «В гостях у Айболита», «Парикмахерская», «Дом». Познакомила детей с каждой из игровых зон с игрушками и инструментами необходимыми при игре в том или ином уголке. При организации игры в «Парикмахерскую» и «Больницу» — знакомила детей с деятельностью врача, парикмахера, водила детей на экскурсию в медицинский кабинет, читала отрывки из таких произведений как: «Доктор Айболит» — К.Чуковского, «Стёпка-растрёпка» — С. Чёрного.

·        В течение двух лет провожу консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка и её влияние на развитие речи ребёнка», на которых использую результаты мониторинга.

 Заключение

           Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников. Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.

    Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей. Таким образом, через игру активно развивается связная речь ребенка.

Развитие речи — процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка – дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.

Список литературы:

 

1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой — Новосибирск, 1994.

2.Венгер П.А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии № 3, стр. 163-165.

3. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для  дошкольников. Москва, 2011.

4.Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.

5.Стародубова Н.А.Теория и методика развития речи дошкольников,М.-2006

6. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1996

5.Эльконин Д.Б. Психология игры, М., -1999

×
×