Автор: Суфиянов Фаиль Фанисович
Цель: Изучение возможностей использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
1. Познакомить с особенностями, назначением ЦОР, а также возможными вариантами применения на уроке.
2. Показать практическую значимость ЦОР для организации работы.
3. Формировать умения информационно – поисковой деятельности, используя при этом информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Актуальность.
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы.
ИКТ, ЦОР — важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Современная модель обучения иностранному языку с помощью ИКТ и ЦОР :
• В центре обучения – обучающийся
• Роль преподавателя — научить учиться
• В основе УД – сотрудничество
• Суть технологии — развитие коммуникативной компетенции обучаемых и способности к самообучению
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это информационный источник, который содержит графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную информацию, направленный на достижение образовательных и воспитательных задач учебного процесса
Использование ЦОР предполагается несколькими способами:
• педагог может вести урок на основе содержания готовых цифровых образовательных ресурсов (используя Интернет-ресурсы);
• педагог может самостоятельно разработать ЦОР и использовать на своем уроке;
• педагог может организовать самостоятельную познавательную деятельность.
Использование ЦОР уместны на всех этапах урока
от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания (тесты-тренажеры, презентации, обучающие компакт-диски, учебные проекты, рефераты). Многопланов спектр целей использования ЦОР и создания новых.
Использование ЦОР: сочетание современных технических средств и новых современных форм преподавания (например, интерактивные методики обучения).
Дидактические задачи, решаемые при использовании ЦОР:
· Знакомство с лингвострановедческим материалом, культурными ценностями и традициями страны изучаемого языка
· Пополнение активного и пассивного словарного запаса современной лексикой английского языка и разговорными выражениями
· Совершенствование письменной речи различного уровня при составлении ответа своим собеседникам или при написании каких-либо индивидуальных текстов, рефератов, сочинений
· Формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка на основе использования «живого» общения, а не только вопросов, которые затрагивает учебник
· Совершенствование умения аудирования на основе аутентичного аудио и видео с носителями языка
· Формирование навыков чтения текстов различной степени сложности, развитие умения анализировать эти тексты
· Активизация мыслительной деятельности учащихся
· Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении
С помощью ЦОР на уроке английского языка мною решается целый ряд задач:
• предъявлять новый учебный материал (изложить его кратко и наглядно),
• повторять и закреплять пройденные лексические единицы (быстро и продуктивно);
• проводить промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний (особенно при самоконтроле и взаимоконтроле);
• создать игровые учебные ситуации, максимально приближенные к реальным (особенно актуально в начальном звене учащихся);
• помочь учащимся основательно подготовиться к сдаче ВПР, ЕГЭ, ГИА.
Хочу представить несколько вариантов использования ЦОР:
1. Starfall- детский веб-сайт, обучающий базовым навыкам чтения и письма на английском языке. Он учит детей читать с помощью игр и акустики. Методы, используемые на веб-сайте, основаны на исследованиях Г. Рейда Лайона из Национального института здравоохранения и Эдварда Дж. Камэнуи из Университета штата Орегон. Созданный в 2002 году, веб-сайт является бесплатным в использовании и не использует рекламу для получения дохода. Вместо этого расходы на его эксплуатацию покрываются за счет средств Blue Mountain Arts, а также за счет средств, полученных от распечатки его рабочих тетрадей.
2. Мультитран — один из наиболее полных и самых популярных автоматических онлайновых словарей Рунета. Наиболее полно представлены англо-русско-английская, немецко-русско-немецкая и французско-русско-французская части словаря.
3. Learningapps.org — является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме
4.Олимпис» -Международный дистанционный конкурс. В ноябре 2021 года пять обучающихся приняли участие в Международном дистанционном конкурсе «Олимпис 2021 — осенняя сессия», основной целью которого является повышение интереса и мотивации учеников к изучаемому предмету.
Конкурс «Олимпис» это не олимпиада, надо выполнить 24 интересных задания различного типа, имеющих разную степень сложности.
5. Online Test Pad- это образовательный онлайн-сервис для создания тестов, опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий.
Программный продукт Online Test Pad (рус. Онлайн Тест Пад) предоставляется бесплатно и может быть использована через Интернет из облака разработчика. Имеется возможность создания выделенной площадки для организации выделенного процесса тестирования.
Преимущества ЦОР для получения образования в условиях ФГОС:
· возможность восполнить дефицит источников учебного материала
· развитие навыков и умений информационно-поисковой деятельности
· объективное оценивание знаний и умений в более короткие сроки
· создание условий для развития культуры общения, умения работать в сотрудничестве
· способствование готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию
· приобретение опыта творческой деятельности
Подготовка к любому уроку с использованием ЦОР кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, работ, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок: необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.