«Традиции и культура родного края»

Автор: Гиллер Валерия Александровна

Введение

Меня зовут Валерия Гиллер, я родилась и живу в маленьком городе под чудесным названием Лянтор, в переводе с хантыйского означает «Снежное озеро». Учусь в детской школе искусств №1, на отделении «Фортепиано».  В нашем городе проживает более 25 национальностей. У меня есть друзья: татары, кумыки, азербайджанцы, украинцы, молдаване, башкиры, белорусы. И все мы как одна сплочённая, единая семья живём на прекрасной Югорской земле. Недавно в нашем городе проходил фестиваль «Созвездие наций», я тоже там выступала и открыла для себя  много интересных песен, задорных танцев. Но больше всех мне понравилась хантыйская песня в исполнении Веры Кондратьевой. Я не знаю хантыйский язык, но и без слов было понятно, что песня, про завораживающую красоту родного края. Я решила больше узнать о культуре и музыке народа, моего родного края.

Актуальность: Проблема культурного наследия всегда вызывала большой интерес у всех людей. И это неудивительно, так как мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры коренных народов. Актуальность исследования обусловлена возросшим вниманием общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира.

Гипотеза исследования: песенный фольклор ханты и манси богат, самобытен, оригинален, отражает могущество, силу и красоту суровой северной природы.

Объект исследования: Музыкальная культура хантыйского и мансийского народов

Предмет исследования: Самобытность искусства народов Югры.

Цель работы: Познакомить с музыкальной культурой народов Югры.

 

Задачи:

1.                 Изучить литературу по теме

2.                 Систематизировать материал

Методы:

Ø    Обзор литературных источников

Ø    Наблюдение

Ø    Анализ и обобщение

Практическая значимость – результаты исследования могут быть использованы на уроках толерантности.

Основная часть

Глава I

Образ жизни коренных народов.

Ханты и манси – одни из наиболее музыкально-одарённых народов Югры. Их с рождения окружает мир музыки, мир танца и песни. Сразу же после рождения ребенка бабушка или мама сочиняет специально для него песню или танец. Вначале это пожелание, чтобы малыш рос здоровым и крепким, затем будут добавляться слова или движения о его жизни и достижениях, постепенно превращаясь в его «личную песню» или в «личный танец».

Музыка народов ханты и манси неотъемлемо связана с природой, в ней можно услышать шелест листьев, вой ветра, бег оленя и многое другое. Поэтому главная идея изучения музыки народов ханты и манси в том, чтобы дети смогли передать свои мысли, чувства и впечатления музыкальными звуками, развить в них музыкальную отзывчивость, заложить основы творческой деятельности.

Музыкальная культура малых народов Севера

Всё духовное богатство народа отражается в фольклоре. В песнях, легендах, сказках, преданиях, пословицах. В них проявляется внутренний мир народа, наполненный образами и душой многих поколений. Культура и история коренных народов Югры, их обычаи и обряды неразрывно связаны с устным народным творчеством и представлены обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами. Чтобы понять народ, на земле которого мы живём, нужно познакомиться в первую очередь с фольклором. Шаманская музыка – кайнеэрыг — форма музыкального общения с духами. Классические жанры: монсь (сказка), ар (песня), путур (рассказ), монсюпты (загадка). Все эти жанры ярко отражаются на народных праздниках.

Праздники угорских народов.

Первый праздник по календарю обских угров — Вороний День «Вурна Хатл» — изначально праздновался в день прилёта ворон, позднее стал отмечаться 7 апреля. Прилёт вороны у обских угров связывался с приходом весны и тепла. Именно эти птицы прилетают первыми и начинают вить гнёзда, громко каркают, как бы пробуждая природу. В хантыйских и мансийских преданиях ворона выступает покровительницей женщин и детей. На вороньем празднике кто – то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне: — «Говорят, давным–давно ворона была белой и жила с людьми в чуме. Но вот настали трудные времена, и людям самим стало нечего есть, не то чтобы кормить живность. И отправилась ворона на поиски пищи. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь и вернулась обратно. Встретили её люди и глазам не поверили: улетела белая, а прилетела чёрная. А когда узнали что ворона ела падаль, и вовсе выгнали. Потому что как бы тяжело не было, а до низости такой опускаться нельзя. Люди погнали ворону, а она всё равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И люди всё равно рады ей, потому что ворона первая вестница весны». В этот день устраивались соревнования в силе и ловкости, а также музыкальные соревнования, кто больше мелодий сыграет на санквылтапе – поющий кораблик  (народный струнный музыкальный инструмент, оснащённый пятью струнами). Вороний день —  это древний хантыйский и самый почитаемый праздник.

Медвежий праздник. В культуре народов ханты медведь считается священным зверем и младшим братом человека. Это самый красочный праздник и связан он с успешной охотой на медведя, поэтому у него нет точной даты. Длительность праздника зависит от того, кого убили охотники, если это самец, то праздник длится более 5 дней. Самка – 4 дня, а медвежата 2-3 дня. Праздновать повторно можно только через 7 лет. На празднике брали шкуру медведя, украшали кольцами, лентами, платками, сложив их в передние лапы животного, надевали маску и танцевали ритуальный танец возле медведя, желательно чтобы в руках был лук и стрелы. Данный танец сопровождается музыкой под бубен. После режется мясо, часть отдают воронам, другую часть варят.

День Оленевода. Этот праздник относительно новый. Его справляют в феврале – марте. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище здесь – разнообразные гонки на оленях – рысь, махом, стоя на нартах, и на оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность.

Глава II

Музыкальные инструменты народов ханты:

Народное искусство ханты и манси, их обряды и праздники неразрывно связаны с музыкальной культурой этих народов. Его невозможно сохранить, утеряв искусство игры на национальных инструментах: нарсъюхе, турмане, бубне, нэрнэйив («Скрипка»), тарыгсыплувйив («Журавль»).

Нарсъюх (в переводе обозначает поющее дерево) — национальный струнный щипковый инструмент, напоминающий форму лодки. Полукруглое днище выдалбливается из дерева, сверху крепится деревянная пластинка — дека. Современные мастера используют металлические струны; раньше же натягивали оленьи жилы. Струны натянуты параллельно корпуса. Данный инструмент является самым популярным из всех инструментов в музыкальной культуре ханты и манси.

Бубен — ударный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками. Подобные музыкальные инструменты распространены почти у всех народов. Бубен — непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов. Женщинам запрещалось прикасаться к этому священному инструменту. Хантыйские и мансийские бубны изготавливаются из выделанной и выдержанной кожи молодого оленя.

Тумран — хантыйский губной язычковый инструмент из кости. Тумран состоит из тонкой костяной пластинки, длиной 13-14 см и шириной около 1,5 см, в которой сделана прорезь, образующая язычок. С правой стороны тумрана привязана веревочка. Играющий на тумране дергает за веревочку, привязанную к правому краю инструмента — язычок колеблется и одновременно с помощью дыхания извлекается звук. На тумране играть достаточно сложно. Чтобы извлечь мелодию, необходимо уметь создавать правильное колебание язычка и владеть особой техникой дыхания. Тумран — хантыйский инструмент.  Как правило, на тумране играли женщины. Известная в нашем городе и далеко за её пределами певица Вера Кондратьева тоже использует этот инструмент на своих концертах.

Заключение

В результате исследования мы выяснили, что народ ханты в наше время можно разделить на две группы. Первая это: ханты, сохраняющие традиции, образ жизни и культуру, проживающие на стойбищах (их так и называют «стойбищными»); Вторая группа – ханты, постоянно живущие в городах нашего автономного округа, по образу жизни они совсем не отличаются от представителей других народов. Отношение этих групп к сохранению и возрождению традиционной культуры также не одинаково.

Также мы узнали, что у стойбищных хантов рыболовство, охота и оленеводство являются традиционными занятиями и системой обеспечения.

 В классе просмотрели мультфильм «Ханты – люди Большой реки»

Мы живём на прекрасной земле древних народов ханты и манси, людей со своей очень богатой и самобытной историей, так давайте будем бережливей и внимательней к культуре и традициям народа Ханты!

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992.- С.126

2.     Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.)

3.     В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.:

4.     Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

5.     Финно- угорская газета «Музыкальный этномир»

 

Интернет – ресурсы

1.     https://youtu.be/XrZ6CXp7ITY

2.     http://nazaccent.ru/geo/hanti/

3.     http://fugazeta.ru/muzykalnye-instrumenty-narodov-yugry/

4.     http://modern-j.ru/domains_data/files/18/Kulikova%20I.M.-1%20Osnovnoy%20razdel.pdf

5.     https://www.youtube.com/watch?v=c-SsGWv3Uk8

6.     https://iskusstvo-zvuka.livejournal.com/1510.html

7.     https://altbasket.ru/interesnye-fakty-o-hantah-nauchno-issledovatelskii-proekt-byt-i/

 

8.     http://knowledgeblog.ru/blog/43945047739/15-fotografiy-iz-zhizni-hantyi-i-mansi—velikih-narodov-ohotnik/

 

×
×