Автор: Грязева Ольга Геннадьевна
Непосредственно-образовательная деятельность с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Магнит и его волшебство»
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с понятием «магнит».
• Сформировать представление о свойствах магнита.
• Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
• Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать самостоятельные выводы, способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.
• Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, умение работать в малых группах договариваясь.
Материал: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, металлическая стружка, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами. На каждого ребенка: металл, пластмасса, резина, дерево, бумага, магниты, карандаш, таблицы для отметок.
Ход занятия
1. На столе у воспитателя коробка с «волшебной» рукавицей, деревянная лопатка, металлическая ложка, пластмассовая ложка, резиновый шарик, бумага.
— Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.
— Что это? (предметы)
— А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей) :
Надеть рукавицу, по очереди брать предметы.
— Что происходит с предметами?
ВЫВОД: Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают. Рукавица перестает быть волшебной.
— Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам) Предложить детям рассмотреть.
2. — Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями.
— А как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? (с опытов, экспериментов) И мы сегодня будем экспериментировать и изучать свойства магнита.
Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны.
— Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит? (выслушать предположения детей)
ОПЫТ: По очереди подносить магнит к предметам.
ВЫВОД: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит — это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа. Предложить детям сделать отметки на листочках бумаги.
ЗАДАНИЕ. Провести линию к магниту от предмета, который к нему притягивается
3. Физкультурная минутка.
— Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками)
А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.
— А вот и наш водоем, но что мы видим? (рыбки, гвозди, гайки…) Предложить детям выловить не рыб, а мусор. По очереди дети очищают водоем от мусора.
— Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!
4.- Какое свойство магнита вы сегодня узнали? (магнит притягивает металл)
— А еще магнит умеет «рисовать»!
— Как вы думаете, как?
ОПЫТ: Насыплем на бумагу железные опилки и положим на магнит.
— Что получилось?
ВЫВОД: Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует сквозь бумагу.
5. -Предлагаю вам решить такую задачку.
У вас на столах стоят стаканчики с водой, на дне скрепка.
— Как достать скрепку, не замочив рук?
ОПЫТ: Поднести магнит к стаканчику.
— Что произошло?
ВЫВОД: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло.
Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.
— Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений. (показ иллюстраций)
СОЦИО-ИГРА «Магнит к магниту»
— Ребята, я очень люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы, булавки, крючки — все перемешалось в шкатулке.
— Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов)
Провести игру-соревнование, предложить девочкам собрать пуговицы, а мальчикам булавки. Подвести итоги игры
. — Как еще использует человек магнит в своей жизни? (компас, магнитофон, магнитная доска…)
ИТОГ эксперимента:
Магнит притягивает железо.
Магнит действует сквозь бумагу.
Магнит действует сквозь стекло.
Железные опилки повторяют форму магнита.
С помощью магнита можно быстро отделить железо от пластмассы.
Рефлексия. Дети делятся впечатлениями о проводимых экспериментах. Что понравилось больше. Какое у них сейчас настроение.