Картотека наблюдений , прогулок Лето

Автор: Галлиулина Лилия Анатольевна

Прогулка № 31.
Наблюдение за цветником
Цель: расширять представления о цветнике весной;
закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Назовите садовые цветы.
Назовите полевые цветы.
Где они растут?
Какие цветы вам нравятся? Почему?
Есть ли у вас дома цветы? Какие?
Как вы за ними ухаживаете?
Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?
Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?
Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели?
Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?
Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?
Прогулка № 32.
Наблюдение за бабочкой
Цель: расширять знания о бабочке, ее происхождении, строении,
размножении и пользе; способствовать развитию экологического мышления;
воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку. Не птица, а с крыльями. Не пчела, а
над цветами летает. (Бабочка.)
Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки: и
желтые лимонницы, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные
белянки, и переливницы, и перламутровки. В Древнем Риме люди верили,
что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. У бабочки две
пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому их называют
чешуекрылыми. Тело бабочки покрыто чешуйками и волосиками. У них
короткие усики и большие глаза. Когда она пьет капельки нектара с цветов,
хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спирально. Перелетая
с Цветка на цветок, бабочка собирает нектар и опыляет их. Летом самка
откладывает яички в почву. Через некоторое время из них появляются
личинки — гусеницы. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются,
и появляются взрослые бабочки, которых называют мотыльками. Бабочки
тутового шелкопряда, питающиеся листьями тутового дерева, дарят людям
тончайшие нити, из которых получают шелк.
Прогулка № 33.
Наблюдение за радугой
Цель: продолжать формировать представление детей о радуге как части
неживой природы.
Ход наблюдения
Загадка.
Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
Рассказ. Когда идет дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга.
Радуга видна, когда лучи солнца, проходят сквозь дождевые капли. Чем
крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В радуге семь цветов – красный,
оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Они
располагаются всегда в одном и том же порядке.
Приказало солнце – стой.
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет.
Рухнул мост, а щепок нет.
Вопросы.
Когда исчезнет радуга?
Когда может появиться радуга?
К какой природе относится радуга?
Нарисуйте на асфальте цветными мелками — радугу.
Прогулка № 34.
Наблюдение за березой
Цель: способствовать обобщению представлений о строении, росте и
развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам;
расширять представления детей о частях растений; воспитывать интерес к
растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к
растениям.
Ход наблюдения
Рассматривание березы
Подойти к березе. Полюбоваться красотой кроны, послушать, как над
головой шуршит листва, через нее пробиваются лучи солнца. Береза
особенно мила нашему народу. Она нарядна, красива. Ее называют
березонькой белоствольной, русской красавицей. Березе посвящено много
стихотворений, песен, сказок. Береза очень полезна. Из почек изготовляют
лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова
считаются ценным топливом. Березовые почки любят птицы. Из древесины
делают фанеру, мебель, лыжи.
Приметы: капельки росы утром висят на кончиках листьев – к дождю.
Загадка:
Стоит Аленка, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
(Береза.)
Прогулка № 35.
Наблюдение за сезонными изменениями
Цель:
— закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
— учить выделять изменения в жизни растений и животных в летнее время;
— формировать представление о летних месяцах.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
— Какое сейчас время года?
— Как вы догадались, что лето?
— Перечислите характерные признаки лета.
— Почему летом стало теплее?
— Что делает человек летом?
Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Что же это? Это лето
Наконец спешит к нам в дом.
Певчих птиц разноголосье!
Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья
И грибы в тени дубрав.
Сколько вкусных сладких ягод
На поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год
Витаминов запасу!
— Сколько месяцев длится лето?
-Как называется первый летний месяц?
Существует очень много пословиц и поговорок об этом месяце:
— В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко;
— В июне первую ягоду в рот кладут, вторую домой несут.
— Если в июне ночи теплые, тогда можно ожидать изобилия плодов.
Июнь – первый месяц лета. В июне самые длинные дни и самые короткие
ночи, это тепло и свет; это месяц рослых трав, пестрых лугов. Это время,
когда начинают спеть ягоды.
В высоких травах стрекочут кузнечики; над цветущим лугом летают пчёлы и
бабочки. В июне начинается сенокос, в полях зреет пшеница, рожь, ячмень и
овес. Много дел и у птиц, в гнездах появляются птенцы.
Прогулка № 36.
Наблюдение за солнцем
Цель: формировать представление о том, что Солнце является источником
света и тепла.
Ход наблюдения.
За летним тёплым солнцем
Выгляни скорей в оконце
И подставь свои ладошки,
Чтоб поймать зайчат лукошко.
На травинке дремлют мошки
И улитка греет рожки,
Из-под листиков букашки
Тянут к солнышку мордашки.
Любит солнце паучок,
Червячок, жучок, сверчок,
Любят солнышко цветы,
Научись любить и ты!
Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него
распространяется свет и тепло. Летом оно греет сильнее, поэтому дети
гуляют раздетыми (в облегченной одежде, в головном уборе). Воспитатель
предлагает отметить, что солнце стоит днем высоко — на улице жарко;
утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится
долго, ночи коротки.
Воспитатель задает детям вопросы:
— Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце?
— Почему вы чувствуете, что лето уже наступило?
— Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?
— Где можно спрятаться от палящих лучей солнца?
Исследовательская деятельность
Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв
деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время
проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы
нагреваются быстрее, чем в тени.
Прогулка № 37.
Наблюдение за летним дождем
Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в
неживой природе.
Ход наблюдения.
Жарко солнышко пылало,
Млела знойная земля.
Ночью туча набежала,
Ждали дождика поля.
Рады, рады все травинки,
И колосья, и цветы,
Что веселые дождинки
Звонко льются с высоты.
Дождик шумный и прохладный,
Песня, полная чудес!
На рассвете дышит жадно
Напоенный влагой лес.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за первым летним дождем.
Летний дождик тёплый, крупный. Если подует сильный ветер, дождь будет
падать косо. Птички не поют, спрятались от дождя. Воспитатель предлагает
прислушаться, как шумит дождь, стучат его капли по крыше домов, веранды.
Спрашивает у детей, полезен ли дождь для растений? Предлагает
понаблюдать за растениями сада, огорода после дождя.
Воспитатель задает детям вопросы:
— Откуда берется дождь?
— Куда деваются лужи?
— Зачем нужен дождь?
Обращает внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный
— ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой.
Исследовательская деятельность
Предложить детям бросить в лужу камушек, что произошло с камушком?
Почему он на дне лужи? Затем предложить опустить в лужу бумажный
кораблик. Почему кораблик остался на поверхности лужи?
Цель: формировать умение мыслить, рассуждать, доказывать.
Прогулка № 38.
Наблюдение за муравьями
Цель: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их
жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.
Ход наблюдения
Муравей — трудяга, редкий,
Все в лесу об этом знают,
Целый день таскает ветки,
Труд он очень уважает!
Ну, а если кто ленится —
Муравей с таким не дружит,
Все обязаны трудится!
Лодырь — никому не нужен!
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Он — работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
— Как выглядят муравьи?
— Как они передвигаются?
— Куда ползут муравьи? Что несут?
— Чем питаются?
— Как называется муравьиный дом?
— Какие враги есть у муравьев?
Воспитатель предлагает понаблюдать за движением цепочки муравьев.
Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10
раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь,
голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень
подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи —
великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество
насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.
Исследовательская деятельность
Опыт с муравьями: на тропинке, где проходят муравьи, насыпать тонким
слоем песок. Муравьи обязательно обогнут его и вернутся на проторенную
тропинку.
Прогулка № 39.
Наблюдение за неживым объектом – рассматривание на клумбе цветов.
Цель: учить детей любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать
их красоту, беречь прекрасные творения природы.
Ход наблюдения
Наша клумба — загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье,
Всем, кто к ней ни подойдёт.
Сколько здесь цветов душистых!
Сколько нежных лепестков:
Шелковистых и пушистых.
Тонких, гибких стебельков.
Столько красок уместилось,
Просто глаз не оторвать!
Будто радуга спустилась,
К нам цветы разрисовать.
Воспитатель обращает внимание детей на цветы, растущие на клумбах,
предлагает узнать, какие из цветов знакомы детям, знакомит с новыми.
Спрашивает, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать).
Помогает детям выделить основные части растений, назвать: «Стебель,
листья, цветок». Объясняет, что есть цветы, которые растут только одно лето,
их называют однолетними. Но есть и многолетние цветы (пионы, флоксы,
золотой шар), их корни зимуют в почве.
Воспитатель задает детям вопросы:
— Для чего сажают цветы?
— Как называются цветы, растущие на клумбе?
— Какие мы с вами посадили цветы весной?
— Какие цветы вам больше всего нравятся?
— Какие цветы вы еще знаете?
— Для чего нужны растениям листья, корень?
— Можно ли их срывать с клумбы?
— Что нужно для того, чтобы красивые были цветы?
— Что помогает цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)
Исследовательская деятельность
Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга)

×
×