Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Федоровых Маргарита Геннадьевна

                                                           «Главное и вечное для всех —

                                                             дети и их воспитание.

                                                             Высшая великая мудрость

                                                             жизни народов  — именно в этом!»                                                                                                                                          

                                                                                         Г.Н.Волков

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие и краеведение. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно – нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на этнокультурных и краеведческих ценностях родного края.

         Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиции, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного поколениями.

         Педагогические явления пронизывают все сферы народной жизни. Нетрудно заметить элементы педагогики и на свадьбе, и на молодёжных праздниках, и в каждодневных вечерах, и в подвижных играх, и в труде.

Много ценных и интересных педагогических мыслей содержится в устном творчестве народа. В памятниках народной педагогики говорится об уважении  к родителям, о верности и справедливости, об уважении к труду, заботливом отношении к старым и старшим. В кратких изречениях народной мудрости, созданных много лет назад, имеются уже определенные способы и приемы обучения и воспитания, даже педагогические требования к организации обучения подрастающего поколения.

Поэтому необходимо тщательно изучать и использовать в работе с детьми дошкольного возраста традиции и обычаи своего народа.  К. Д. Ушинский говорил: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

В отношении установления преемственной связи современного воспитания с традициями народной педагогики один из виднейших исследователей этнопедагогики  Г.Н. Волков выделил 4 уровня:

1.Наиболее простой и наиболее близкой народной педагогике —  интуитивно-эмпирический. Он часто присущ даровитым непрофессионалам, воспитателям по призванию (Что называется от Бога). Это люди, глубоко впитавшие  в детстве дух народных традиций, хорошо чувствующие его и действующие  в соответствующих рамках последовательно, хотя и неосознанно. Характерна простота применяемых средств, действенность методов, житейская мудрость в педагогических решениях.

2.Эмпирико-целевой. Это люди, (педагогический коллектив) которые ставят чётко воспитательную цель, приобщенную к народному художественному творчеству, традициям общения и поведения, традиционной бытовой культуре.

3.Системно-эмпирический. Отдельный педагог, (педагогический коллектив),выстраивают достаточно стройную, последовательную систему воспитательной работы  с интуитивно- эмпирическим выходом на преемственную связь с прогрессивными традициями воспитания и обучения детей.

4.Самый идеальный, но труднодоступный. Это системно-целевой подход. Здесь имеется целевая задача – возрождение национальной культуры, установления глубокой преемственной связи, воспитательной работы с прогрессивными народными традициями – ставится и решается предельно осознанно, с опорой на этнографию, фольклористику, теорию культуры.

Исходя из вышеуказанных уровневых  отношений, можно сделать один очень важный и практически значимый  вывод о необходимости скорейшего перехода именно к системно-целевому подходу и использования народных традиций в деле воспитания наших детей. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях  или взаимствованных у другого народа. Систематичность и целенаправленность в работе являются условиями эффективности воспитательного  процесса.

Изучение марийского языка, марийских народных традиций позволяет сделать вывод о том, что народ мари всегда стремился к развитию всех сторон личности ребенка (умственной, нравственной,  физической, эстетической) и подходил к делу воспитания как к единому целостному процессу.  Так, в арсенале народной педагогики были загадки и народные приметы – как средства умственного воспитания детей. Сказки марийского народа были призваны содействовать решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания.

К комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения можно отнести многочисленные марийские обычаи и традиции. Таким образом, дети, изучающие марийский язык изучают культуру, быт родного края.

В нашей дошкольной группе «Росинка» при МОБУ «Сенькинская СОШ», дети не изучают марийский язык, как предмет, но понимают его и воспринимают на бытовом уровне, знакомятся с историей и культурой марийского народа. С марийским языком дети знакомятся по книге под редакцией З.К. Ивановой «Йочасадыште марий йылмым туныктымаш»». В целях ознакомления детей с культурой, бытом родного края  создан музейный уголок,  под названием «Кудо» (Горница).

В данный момент  организованы 3 группы: младшая, средняя и старшая подготовительная. Все эти группы посещают мини-музей. Музей содержит много интересной и  познавательной информации: имеются наглядные пособия для ознакомления  детей с родным краем. Особую ценность имеют старинные предметы быта, куклы в национальных  костюмах, выставки народных поделок, вышитые старинные и современные платья для девочек и рубашки для мальчиков, старинные украшения для женщин, старинные марийские музыкальные инструменты, панно, карта с Флагом и Гербом республики Марий Эл, альбомы, книги о родном крае, брошюрки о достопримечательностях  марийской столицы и марийского края.

Содержание образовательного процесса сопровождается перспективным планом работы по ИКН. Работа проводится в форме беседы, показа экспонатов, кружковой работы, рассматривания альбомов и картин. Музейный уголок знакомит  детей с историей родного края. Данная работа проводится как на русском, так и на марийском языках. 

В дошкольной группе много времени уделяется на проведение календарно-обрядовых праздников таких, как «Рождество», «Масленица», «Пасха» и др. Через календарно-обрядовые праздники мы прививаем детям интерес к культуре и быту родного края, обычаям и традициям марийского народа. Изучаем вне занятий народные игры, песни, пляски, забавы и заклички, загадываем загадки, учим пословицы и поговорки на марийском языке, объясняем их смысл и их необходимость при разговорной речи.

Также мы с детьми выезжаем на экскурсии по музеям города: посещаем марийский национальный музей им. Т.Евсеева, музей народно-прикладного искусства, музей изобразительных искусств… Проводим экскурсии по родному краю (д. Сенькино). Продолжается работа над социальным проектом под названием «Вот моя деревня, вот мой дом родной!»  Цель проекта: знакомство детей и родителей с историей возникновения деревни, её  достопримечательностях, объектах промышленности и сельского хозяйства, знаменитых людях и участниках войны, проживающих в д. Сенькино.  Проводим викторины, конкурсы по теме: «Знаешь ли ты свой родной край?», где дети активно участвуют, получают много интересной и полезной информации о родном крае. «Древо родословной», в этом конкурсе дети составляют совместно с родителями древо своей семьи, познают своих близких и дальних родственников. Дошкольники неоднократно выступали в Сенькинском доме культуры с марийскими  номерами: читают стихи, поют песни, танцуют. Принимали активное участие на общешкольных мероприятиях, ставили сценки и сказки на родном языке.

Таким образом, воспитатели прививают детям интерес к национальной истории и культуре, воспитание патриотических чувств по отношению к своей малой родине, любовь и уважение к близким и родным через элементы краеведения. Прививая национальные традиции в дошкольном возрасте, мы сохраняем чувство гордости за свой народ, за свою Родину и ценностное отношение к культуре и быту,  что немалой доле помогает дальнейшему изучению родного языка.

Работа по краеведению с детьми дошкольного возраста в дальнейшем будет продолжена и при поступлении детей в школу. В школе дети изучают марийский язык более углублённо с начальных классов.

            Библиографический список использованной литературы:

1. Г. А. Сапеев. «Этнография марийского народа». Йошкар–Oла, 2001г.

2.З.К.Иванова, Л.И.Кошкина. «Йочасадыште марий йылмым туныктымаш». Йошкар–Oла, 1996г.

3. С. С. Сабитова. «Марийский фольклор». Йошкар–Oла, 1992г.

4. А. Е. Китиков. «Марийские народные загадки». Йошкар–Oла, 2006г.

5. Т. Е. Евсеев. «Калык ойпого». Йошкар–Oла, 1994г.

6.А. Н. Куклин. «История Марий Эл в географических названиях». Йошкар–Oла, 2010г.

7.М. Кудряшов. «Юзо пасу». Йошкар–Oла, 2006г.

8.В. А. Акцорин. «Марийский фольклор». Йошкар–Oла, 1991г.

9. «Использование традиций марийского народа в нравственно–патриотическом воспитании дошкольников». Методические рекомендации. (Г.А.Калашина, О.Ю.Долгушева, под редакцией А. Никитиной). Йошкар–Oла, 2006г.

10.Г. Н. Волков. «Этнопедагогика». Москва, 1999г.

×
×