Краеведческие задачи на уроках математики

Автор: Позднякова Ирина Владимировна

Позднякова И. В.,

учитель математики МБОУ «Архангельская СОШ»

Губкинский район Белгородская область

 

Краеведческие задачи на уроках математики

 

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Ведь краеведение — это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры родного края. Решение краеведческих задач способствует развитию творческих способностей, логического и критического мышления, эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор, формирует

исследовательские навыки, повышает интерес к математике и истории родного края

Воспитание любви к Родине, родному краю было бы недостаточным, если бы не привлекался краеведческий материал, связанный с историей Белгородского края. Информацию по краеведению молено найти в школьной и сельской библиотеке, администрации сельского округа, школьном музее, Интернете.

Используя информацию о животном и растительном мире, протяженности территориальных                                   границ,        площади      территорий,

протяженности рек местного характера можно составить задачи:

1.    Площадь Белгородской области 27090 км2, шестая часть ее занята населёнными пунктами, пятая часть занята лесами, водоёмами, целинными степями. Остальную долю занимают пахотные земли. Найдите площадь пахотных земель области.

2.    Красную книгу Белгородской области занесено 125 видов растений, грибов, лишайников, а животных на 158 видов больше. Сколько всего видов растений и животных в Красной книге нашей области?

3 В 1783 году, академик Иноходцев предположил, что в Курской губернии (в её состав ранее входила и наша область) залегают магнитные руды. Но лишь в 1959 году была добыта первая руда на Лебединском руднике. Сколько лет прошло с момента обнаружения до первой добычи?

Задачи, посвящённые Курской битве:

4.   Госкомитет Обороны СССР 8 июня 1943 года принял постановление в срок с 15 июня по 15 августа, для переброски грузов к фронту, построить новую железную дорогу Старый Оскол — Ржава, протяжённостью 95 км. Но уже 16 июля по этой стальной магистрали пошли первые эшелоны фронту. На сколько дней опередили график строители? Сколько суток (часов) велось строительство дороги?

5.   За 32 дня наши девушки и их ровесницы, вместе с другими строителями, со стариками и бабами из окрестных деревень уложили 80 000

кубометров грунта. Сколько кубометров грунта в среднем укладывали строители за один день?

При изучении темы «Площадь» предлагаются задачи с использованием краеведческого материала, происходит знакомство со старинными мерами длины, площади, массы.

6.  В парке «Победы» на берегу реки Везелица находится музей-диорама «Курская битва». Длина живописного полотна, на котором изображена картина битвы 67 м, а ширина 16 м. Найдите площадь полотна.

В настоящее время много внимания уделяется духовному воспитанию детей. Ведь история нашего края неотделима от истории православия, поэтому на уроках математики можно решить следующие задачи:

7.  2 (15 по новому стилю) октября 1703 г. Смоленская икона Пресвятой Богородицы, находящаяся над вратами крепостной стены города Белгорода, просияла неземным светом и от него сама собой зажглась свеча. Икона впоследствии прославилась многими чудесами и исцелениями. В каком году отмечалось 300-летие прославления чудотворной Белгородско-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы? Сколько лет прошло с этого дня теперь?

8.      В 1630 году строится Белгородская оборонительная черта. В Белгороде установлен вечевой колокол в 75 пудов. Звон его был слышен на много вёрст и предупреждал об опасности. Пересчитайте вес колокола в килограммах, если 1 пуд = 16 кг. 380 г.

9.  Для золочения куполов храма Петра и Павла, возведённого недалеко от Прохоровского поля, использованы пластинки золота. На 1 м шло 5 г золота. Каков вес золота, затраченного на золочение маковки храма, если площадь его поверхности 160 м2?

Решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.

Решение на уроках математики задач, содержащих информацию о городе, селе повышает интерес к предмету. Когда умение решать задачу сплетается с историей, задача становиться более значимой и может стать по- настоящему интересной каждому ученику.

Местный материал можно использовать для составления различных видов заданий: математических задач, уравнений, примеров, ребусов и т.д.

Возможно проведение математических экскурсий со следующей тематикой:

• математика вокруг школы;

•математика в селе Архангельском;

•математика в библиотеке.

Изучение краеведения с помощью математических задач становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

Применение краеведческих материалов при изучении математики имеет целый ряд положительных моментов:

— обеспечивает рост интереса к предмету;

        способствует снятию психологических проблем и трудностей, возникающих при изучении математики, боязни не понять материал, быть неуспешным;

     способствует духовно-нравственному, патриотическому, гражданскому воспитанию учащихся;

      у учащихся формируются ключевые компетенции — универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности;

        закрепляются вычислительные навыки, формируется логическое мышление, шлифуются навыки контроля;

-повышается результативность уроков, а следовательно, растёт качество знаний.

Решение задач с использованием краеведческого материала позволяет углубить знания учащихся по краеведению, способствует популяризации краеведческой литературы, формированию навыков творческой и поисковой деятельности.

 

Литература

1.          Крупицы опыта: Формирование ценностного отношения к

культурному наследию        региона в контексте краеведческого

образования: сборник статей и опытно-экспериментальной работы в муниципальной общеобразовательной школе № 45 г. Белгорода\под ред.Т.Г. Питиновой. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. — 138 с.

2.          Атлас «Природные ресурсы и экологическое состояние Белгородской области»: учебно-справочное картографическое пособие

3.                 Белгородоведение:     Учебник для общеобразовательных

учреждений/под ред. В.А. Шаповалова.- Белгород: Изд-во БелГУ,2002 410 с, ил.

4.          Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011.-223с.: ил. — (Работаем по новым стандартам).

 

×
×