Развитие смысловой стороны слова у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения на прогулке

Автор: Бронникова Дарья Николаевна

УДК 373.24

Развитие смысловой стороны слова у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения на прогулке

 

Бреннер Дарья Анатольевна

К.п.н., доцент

Филиал ФГБОУ ВО «Глазовский государственный

педагогический институт им. В.Г. Короленко»

в г. Ижевске

Бронникова Дарья Николаевна

Студент

Филиал ФГБОУ ВО «Глазовский государственный

 педагогический институт им. В.Г. Короленко»

в г. Ижевске

 

Аннотация: данная статья посвящена проблеме неразвитой речи подрастающего поколения. В статье рассмотрены понятия развития смысловой стороны слова у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение. Одним из основных направлений в развитии смысловой стороны слова является ознакомление детей с многозначными словами, разъяснение их смысла, правильное и точное использование синонимов и антонимов в связном высказывании.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, компоненты речевой системы, старший дошкольный возраст , смысловая сторона речи, речевое мышление.

The development of the semantic  side of the word in older preschool children in the process of observation on a walk                                                                            

                   Brenner Daria Anatolyevna

 Bronnikova Darya Nikolaevna

                                                                

Abstract: this article is devoted to the problem of undeveloped speech of the younger generation. The article discusses the concepts of the development of the semantic side of the word in older preschool children through observation. One of the main directions in the development of the semantic side of the word is to familiarize children with polysemous words, explain their meaning, correct and accurate use of synonyms and antonyms in a coherent utterance.

Keywords: general underdevelopment of speech, components of the speech system, senior preschool age, semantic side of speech, speech thinking.

В современных условиях развития общества, в век информационных технологий существует проблема неразвитой речи подрастающего поколения. На первый взгляд, казалось бы, что проблемы эти единичны, и многим непонятны их причины, так как все эти новшества должны способствовать развитию человечества. Однако многие педагоги отмечают, что современные дошкольники очень поздно начинают говорить, не могут излагать свои мысли, затрудняются в правильном употреблении слов.

Основная проблема заключается в том, что современные родители мало времени уделяют своему ребенку, в силу своей занятности на работе. Общение зачастую заменяется гаджетами. Неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами, планшетами), продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними влияет на речевое развитие ребенка.

Работа над смысловой стороной позволяет понять смысл слова, отобрать необходимые слова для построения речевого высказывания и понимания обращенной речи. Данная проблема изучена многими педагогами, как: М.М. Алексеевой [3],А.И. Бородич  [5],В.И. Логиновой[30],Ф.А. Сохиным [44], Е.М. Струниной [51], Е.И. Тихеевой[50],О.С. Ушаковой [51],Н.В. Щерба[54],В.И. Яшиной [3]и др.

В целях развития словаря у детей дошкольного возраста применяются различные формы, методы и приемы работы.

                                                                 

Методы и приемы

 

           
   
     
 

 

 

 

 

                          

Наглядные

Словесные

Практические

Наблюдение

Целевые прогулки

Рассматривание предметов, иллюстраций

Показ образца

Показ способов действий

Использование ИКТ

Мотивация

Художественное слово

Беседы

Словесные игры, упражнения

Консультации и беседы с родителями

Чтение худ. Литературы

Рассказывание

Обследование предметов, материалов

Опыты

Приемы экспериментирования

Работа в паре

Пальчиковые игры

Дидактические игры
Самостоятельная деятельность детей

Фотовыставки

 

                                                              

                                                                     

 Важное место в жизни ребенка в детском саду занимает прогулка. Прогулка имеет оздоровительное значение. При этом прогулка предоставляет возможность не только оздоровить детей, но и обогатить их новыми знаниями, продолжать развитие детей по основным направлениям, одним из которых является речевое развитие, в том числе и работа по расширению словаря.

В ходе опытно–экспериментальной работы нами было проведено исследование уровня развития смысловой стороны слова у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение на  базе МБДОУ детского сада №106 г. Ижевска. В исследовании участвовали 20 детей в возрасте 5 – 6 лет, выборка испытуемых происходила случайным образом.

Для выявления исходного уровня развития смысловой стороны слова у детей старшего дошкольного возраста мы использовали методику Л.В. Градусовой, Н.И. Левшиной и И.С.Дементьевой.

Выявление уровней развития смысловой стороны слова у детей старшего дошкольного возраста оценивались по следующим критериям:         — умение правильно употреблять многозначные слова, составлять предложения с многозначными словами;                                                                   — умение подбирать слова синонимы к словам, словосочетаниям, составлять предложения, небольшие рассказы со словами синонимического ряда;                     — умение подбирать слова антонимы к изолированным словам разных частей речи, словосочетаниям, составлять предложения, небольшие рассказы со словами антонимами;                                                                                                   — умение оценивать правильность употребления словосочетания и предложения по смыслу;                                                                                                     — умение определять значение слова, дать ему определение.

На основе данных критериев были выделены уровни развития смысловой стороны слова у детей старшего дошкольного возраста:

Высокий уровень: ребенок умеет употреблять слова, строить словосочетания и предложения с заданным многозначными словами, составляет предложение из трех или более слов; правильно подбирает синонимы, составляет предложения, демонстрируя понимание смысловых различий слов синонимического ряда; дает правильные ответы по смыслу и грамматической форме при подборе антонимов; подбирает по два-три слова разных частей речи близких по смыслу заданному слову; замечает неточности в заданных предложениях, высказываниях; определяет значение слова по характерной функции, родовому понятию; при составлении небольших рассказов  включает в рассказ прилагательные синонимы, антонимы, глаголы, наречия. Задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает уверенно, аргументируя свой ответ. Задание выполняет самостоятельно и за короткое время.

Средний уровень: ребенок умеет составлять словосочетания с многозначными словами, составляет словосочетания из двух слов; составляют двухсловные предложения или словосочетания с использованием слов синонимического ряда; при выполнения задания на подбор синонимов к словосочетаниям объясняет смысла словосочетания в целом без подбора синонима; правильно подбирает антонимы по смыслу, но в другой грамматической форме; подбирает по одному слову разных частей речи близких по смыслу заданному слову; замечает неточности в заданных предложениях и высказываниях, но не может предложить правильный вариант ответа; вместо определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном; при составлении рассказов использует контекстуальные (ситуативные) синонимы, которые понятны лишь в данном контексте. При выполнении заданий не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ. Задание выполняет за более длительное время, нуждается в небольшой помощи взрослых.

Низкий уровень: у ребенка не сформировано умение составлять словосочетания, предложения, используя многозначные слова, повторяет предъявляемое слово; со словами синонимического ряда составляет словосочетания с одним и тем же существительным; при выполнения задания на подбор синонимов заменяет имя существительное без подбора синонима; при подборе антонимов использует слова с частицей «не»; при подборе слов близких по смыслу заданному слову называет слова с отрицанием «не»; не замечает смысловых неточностей в заданных предложениях и высказываниях; не может дать определения значению слова; составляет рассказ, не соотнося его с заданием. Для выполнения задания требуется много времени. Ребенок нуждается в помощи взрослых.

Мы провели сравнительный анализ результатов детей контрольной и экспериментальной группы, который представлен на Рисунке 1.

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов детей КГ и ЭГ на констатирующем этапе

Сравнительный анализ позволил нам выявить, что уровень развития смысловой стороны слова у детей и контрольной и экспериментальной группы практически одинаков, а именно:

— и в контрольной и в экспериментальной группе у большинства детей выявлен средний уровень развития смысловой стороны слова (50% в КГ и 60% в ЭГ);

— и в контрольной и в экспериментальной группе у значительного количества детей наблюдается низкий уровень развития смысловой стороны слова (40% в КГ и 30% в ЭГ);

— и в контрольной и экспериментальной группе в меньшинстве дети с высоким уровнем развития смысловой стороны  слова (10% в КГ и 10% в ЭГ).

Таким образом, в ходе диагностики мы выявили средний уровень развития смысловой стороны слова у детей и контрольной и экспериментальной группы. Результаты диагностики, проведенной на констатирующем этапе эксперимента, является недостаточным для детей в ЭГ и КГ по развитию смысловой стороны слова у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдений на прогулке. Таким образом, это дает нам основание для проведения формирующего эксперимента. На формирующем этапе эксперимента для развития смысловой стороны слова у детей старшего дошкольного возраста мы будем использовать наблюдение на прогулке.

В ходе формирующего этапа эксперимента нами была разработана картотека прогулок, подготовили дидактический материал, материалы и оборудование, необходимые для проведения наблюдений на прогулках.

На основном этапе были проведены прогулки. Каждая прогулка включала следующие структурные компоненты:

— наблюдение;

— трудовая деятельность;

— подвижные игры;

— индивидуальная работа;

— самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

Наблюдения были организованы  по следующим темам:

1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

2. Наблюдение за погодой, природными явлениями.

3. Наблюдение за продолжительностью дня.

4. Наблюдение за изменениями участка детского сада, огорода, цветника.

5. Наблюдение за животными и птицами зимой.

6. Наблюдение за деревьями и кустарниками.

7. Наблюдение за трудом взрослых, одеждой.

8. Наблюдение за автотранспортом, зданиями.

Наблюдения проводились ежедневно, их продолжительность составляла от 15 до 25 минут.

Мы провели сравнительный анализ результатов детей контрольной и экспериментальной группы, который наглядно представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнительный анализ результатов у детей КГ и ЭГ на контрольном этапе

Сравнительный анализ показал положительную динамику в развитии  детей и контрольной и экспериментальной группы.

Но если в контрольной группе на 10% уменьшилось количество детей с низким уровнем и на 10% увеличилось количество детей со средним уровнем, то в экспериментальной группе положительная динамика была значительно выше, а именно: на 10% уменьшилось количество детей с низким уровнем, на 20% уменьшилось количество детей со средним уровнем и на 30% увеличилось количество детей с высоким уровнем.

Таким образом, мы можем говорить об эффективности системы работы по развитию смысловой стороны слова у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдений на прогулках.

Список литературы

1.                  Акимова Е.В. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / Е.В. Акимова, Л.В. Комиссарова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 10-12.

2.                  Вострухина Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет / Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192 с.

3.                  Гербова В.В.Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. — М.: Юрайт, 2019. – 67 с.

×
×