8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Влияние развития мелкоймоторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Актуальность темы самообразования

Автор: Грезина Светлана Владимировна

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность темы моего самообразования определяется  тем, что уровень  развития  интеллекта  ребенка находится  в  прямой  зависимости  от  развития  мелкой  моторики.  Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это  объясняется  тем,  что  участки  мозга,  отвечающие  за  развитие  речи  и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем  развитие  речи.  Это  происходит  потому,  что  при  выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые  активизируют  клетки  мозга,  отвечающие  за  формирование  речи  ребенка.  Вот  почему  следует  начинать  заниматься  развитием  мелкой моторики  с  самого  раннего  возраста.  Этим  вы  будете  воздействовать  на активные точки, связанные с корой головного мозга. Еще  В.  А.  Сухомлинский  писал,  что  «истоки  способностей  и  дарований  находится на кончиках пальцев». Поэтому  развитие мелкой моторики является одним из действенных способов интеллектуального и речевого развития.

Для повышения своей профессиональной компетентности поставила следующие задачи: 

1.  Изучить методическую литературу  и опыт  передовых педагогов по данной теме. 

2.  Создать  предметно  –  пространственную  развивающую  среду  в  группе  (разработка  картотеки   различных игр, игровых упражнений для развития мелкой моторики у  детей младшего дошкольного возраста). 

3. Разработать и реализовать перспективные планы работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. 

4.  Провести  мониторинг  с  целью  определения  уровня развития мелкой моторики  у детей младшего дошкольного возраста. 

5.  Повысить  педагогическую  компетентность  родителей  и  педагогов учреждения по теме «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста».

Для организации работы по данной теме мною была подобрана и изучена необходимая методическая литература  и  опыт  других  образовательных  организаций.

В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной. Около трети всей площади двигательной проекции  занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне.  Исследованием  мелкой  моторики  рук  дошкольников  занимались  такие  ученые  как,  М.М. Кольцова, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова и др.  М.М. Кольцова говорит о том, что хорошо развитая мелкая моторика рук оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка. Проведя несколько исследований и наблюдений, она пришла к выводу, что если движений пальцев рук соответствует возрасту, то и развитие речи в пределах нормы, а если же развитие пальцев рук отстает, то и соответственно отстает речевое развитие, хотя общая моторика при этом, может быть в норме. Также, М.М. Кольцова подчеркивала то, что связь функции кисти рук и речи настолько тесна и значительна, что тренировку пальцев рук, возможно, рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей [2]. 

А.В. Запорожец говорил: «Чтобы рука ребенка стала в функциональном отношении подлинно человеческой рукой,   превратилась бы в “орудие орудий”, ребенок должен научиться использовать ее безграничные возможности, в соответствии с бесконечным многообразием окружающих условий. На этом пути одним из важнейших этапов является возникновение хватания видимого предмета». Мелкая моторика пальцев рук – «совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций» [1]. 

Рассмотрим различные направления, способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук. 

Первое направление — пальчиковые игры и упражнения. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались  сжатие,  растяжение,  расслабление  кисти  руки,  а  также  использовались  изолированные движения каждого из пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к рисованию и письму (кисти рук становятся подвижными, гибкими, исчезает скованность движений) [4]. Продолжительность пальчиковых  игр  зависит  от  возраста  детей. Для  младшего  дошкольного  возраста  рекомендуется проведение игр до 3-5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста до 10 минут в день.  В  ходе  пальчиковых  игр  вырабатывается ловкость,  координированность,  концентрация внимания. 

Второе направление – игры с прищепками. Вариантом развития мелкой моторики рук, закрепления сенсорных навыков и пространственных представлений являются и игры с прищепками. Главная цель использования прищепок – это развитие тонких движений пальцев рук [3]. 

За  основу,  в  практическом  использовании  данного  направления  мы  взяли  книгу  Ю.А. Фадеевой, Г.А. Пичугиной, И.И. Жилиной «Игры с прищепками: Творим и говорим», в которой предложена система упражнений, основанная на принципе постепенного усложнения действий и речевого материала. 

Третье направление – музыкально-ритмические упражнения. Эти упражнения используются у детей с большой любовью, вызывают веселое настроение, так как строятся на разнообразных движениях, имеют интересные игровые задачи, элемент занимательности, соревнования. 

Четвертое направление — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность, по мнению И.А. Грошенкова требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, необходимо не только определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать свое внимание на руке [1]. В практике мы используем: лепку из пластилина и глины, рисование карандашами, обведение контуров, штриховку, раскрашивание картинок, 

В целом, понимается особое значение включение заданий на развитие мелкой моторики, но интерес представляет то, что в деятельности педагога важную роль играет его творчеств

 Таким образом, значение развития мелкой моторики  для детей младшего дошкольного возраста очень велико: 

1. Повышает тонус коры головного мозга. 

2. Развивает речевые центры коры головного мозга. 

3. Стимулирует развитие речи ребенка. 

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. 

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики. 

6. Развивает чувство ритма и координацию движений. 

7. Подготавливает руку к письму. 

8. Поднимает настроение ребенка. 

 Образовательные  области,  затрагиваемые  при  развитии  мелкой моторики:     познание (окружающий мир, конструирование), коммуникация (овладение средствами общения), социализация (игры), художественное творчество (рисование, лепка, аппликация), чтение художественной литературы (стихи, потешки, сказки), физическая культура (массаж, пальчиковая гимнастика). 

Основные цели и задачи мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста: 

1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

3.  Совершенствовать  движения  рук,  развивая  психические  процессы (произвольное  внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей) 

 Свою    работу по теме самообразования   решила  построить  по  следующим направлениям: 

1.  Для  работы  с  детьми  разработала  и  использую  перспективное  планирование  по  развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в младшей возрастной группе, картотеку игр и игровых упражнений, которые  применяю  в  непосредственно  образовательной  деятельности  по   различным образовательным областям и в режимных моментах. 

 Игры и игровые упражнения подбирала по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. 

  • В своей работе с детьми  я  широко  использую пальчиковое  рисование, которое  способствует  развитию  зрительно-двигательной  координации,  совершенствуется  кисти  и  пальцев  рук, воспитанию  чувства  прекрасного;  развитию  воображения, самостоятельности,  настойчивости,  аккуратности,  трудолюбия,  умению доводить  работу  до  конца;  формированию  изобразительных  умений  и навыков.  Также лепка развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление,  понятие  о  цвете,  форме  предметов  и,  кроме  того,  благотворно влияет на нервную систему. Массаж ладоней и пальчиков рук — оказывает тонизирующее действие  на ЦНС, улучшает функции рецепторов. 

  • Игры с крупными бусинами и прищепками развивают у детей логику, воображение, внимание,  усидчивость;  зрительно  –  моторную  координацию,  тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей. 

  • Игры  с  игрушками:  вкладыши  —  способствуют  развитию  мелкой моторики  рук,  самостоятельности,  внимания,  цветового  восприятия, целостного восприятия предмета, логического и мышления. Ребенок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия.  Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а  также  знакомятся  с  различными  геометрическими  фигурами  и различными цветами.   

  • Шнуровки для развития сенсомоторной координации, мелкой моторики рук; развивают  пространственное  ориентирование,  способствуют  пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; способствуют развитию речи; развивают творческие способности, глазомер,  внимание, происходит  укрепление  пальцев  и  всей  кисти  руки,  а  это    в  свою  очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.

  • Конструкторы  и  наборы  строительных  материалов  —  игрушки способствующие    интеллектуальному  развитию  детей,  формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в  воображении  ребенка  некие  идеалы  цветов  и  форм.  Так  же  вовлекают  наглядно-образное мышление и память. 

  • Пирамидки  –  эта  игрушка  помогает  развивать  мелкую  моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а  также цветов. 

  Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие.                          

 2.  Для  воспитателей  подготовила  и  провела  консультацию  по  теме:  «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»;  буклет    «Игры для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

3. Работа с родителями воспитанников проходила через проведение родительского собрания на тему «Как  развить  мелкую моторику детей», оформление наглядно-информационные  консультаций:  «Значение развития мелкой моторики для формирования речи»,  «Развитие познавательных способностей  через формирование мелкой моторики у дошкольников».

По итогам проведенной работы был проведен мониторинг уровня развития мелкой моторики у воспитанников младшей группы, который дал положительную оценку проделанной работе.

Литература:

1. Грошенков И.А. О преподавании рисования во вспомогательной школе. / Методические рекомендации и планирование. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. 48 с. 

2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг/М. М. Кольцова, М.С. Рузина. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 224 с. 

3. Фадеева  Ю. А.  Игры  с  прищепками:  творим  и  говорим.  /  Ю.А.  Фадеева,  Г.А.  Пичугина,  И.И. Жилина. М.: ТЦ Сфера, 2011. 64 с. 

4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». СПб.: Лань, 1999. 32 с.

×
×