Автор: Грезина Светлана Владимировна
Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность темы моего самообразования определяется тем, что уровень развития интеллекта ребенка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга. Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находится на кончиках пальцев». Поэтому развитие мелкой моторики является одним из действенных способов интеллектуального и речевого развития.
Для повышения своей профессиональной компетентности поставила следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
2. Создать предметно – пространственную развивающую среду в группе (разработка картотеки различных игр, игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста).
3. Разработать и реализовать перспективные планы работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
4. Провести мониторинг с целью определения уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов учреждения по теме «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста».
Для организации работы по данной теме мною была подобрана и изучена необходимая методическая литература и опыт других образовательных организаций.
В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне. Исследованием мелкой моторики рук дошкольников занимались такие ученые как, М.М. Кольцова, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова и др. М.М. Кольцова говорит о том, что хорошо развитая мелкая моторика рук оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка. Проведя несколько исследований и наблюдений, она пришла к выводу, что если движений пальцев рук соответствует возрасту, то и развитие речи в пределах нормы, а если же развитие пальцев рук отстает, то и соответственно отстает речевое развитие, хотя общая моторика при этом, может быть в норме. Также, М.М. Кольцова подчеркивала то, что связь функции кисти рук и речи настолько тесна и значительна, что тренировку пальцев рук, возможно, рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей [2].
А.В. Запорожец говорил: «Чтобы рука ребенка стала в функциональном отношении подлинно человеческой рукой, превратилась бы в “орудие орудий”, ребенок должен научиться использовать ее безграничные возможности, в соответствии с бесконечным многообразием окружающих условий. На этом пути одним из важнейших этапов является возникновение хватания видимого предмета». Мелкая моторика пальцев рук – «совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций» [1].
Рассмотрим различные направления, способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук.
Первое направление — пальчиковые игры и упражнения. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к рисованию и письму (кисти рук становятся подвижными, гибкими, исчезает скованность движений) [4]. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста рекомендуется проведение игр до 3-5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста до 10 минут в день. В ходе пальчиковых игр вырабатывается ловкость, координированность, концентрация внимания.
Второе направление – игры с прищепками. Вариантом развития мелкой моторики рук, закрепления сенсорных навыков и пространственных представлений являются и игры с прищепками. Главная цель использования прищепок – это развитие тонких движений пальцев рук [3].
За основу, в практическом использовании данного направления мы взяли книгу Ю.А. Фадеевой, Г.А. Пичугиной, И.И. Жилиной «Игры с прищепками: Творим и говорим», в которой предложена система упражнений, основанная на принципе постепенного усложнения действий и речевого материала.
Третье направление – музыкально-ритмические упражнения. Эти упражнения используются у детей с большой любовью, вызывают веселое настроение, так как строятся на разнообразных движениях, имеют интересные игровые задачи, элемент занимательности, соревнования.
Четвертое направление — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность, по мнению И.А. Грошенкова требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, необходимо не только определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать свое внимание на руке [1]. В практике мы используем: лепку из пластилина и глины, рисование карандашами, обведение контуров, штриховку, раскрашивание картинок,
В целом, понимается особое значение включение заданий на развитие мелкой моторики, но интерес представляет то, что в деятельности педагога важную роль играет его творчеств
Таким образом, значение развития мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста очень велико:
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
Образовательные области, затрагиваемые при развитии мелкой моторики: познание (окружающий мир, конструирование), коммуникация (овладение средствами общения), социализация (игры), художественное творчество (рисование, лепка, аппликация), чтение художественной литературы (стихи, потешки, сказки), физическая культура (массаж, пальчиковая гимнастика).
Основные цели и задачи мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста:
1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
3. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей)
Свою работу по теме самообразования решила построить по следующим направлениям:
1. Для работы с детьми разработала и использую перспективное планирование по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в младшей возрастной группе, картотеку игр и игровых упражнений, которые применяю в непосредственно образовательной деятельности по различным образовательным областям и в режимных моментах.
Игры и игровые упражнения подбирала по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
-
В своей работе с детьми я широко использую пальчиковое рисование, которое способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется кисти и пальцев рук, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Также лепка развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему. Массаж ладоней и пальчиков рук — оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.
-
Игры с крупными бусинами и прищепками развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.
-
Игры с игрушками: вкладыши — способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и мышления. Ребенок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
-
Шнуровки для развития сенсомоторной координации, мелкой моторики рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; способствуют развитию речи; развивают творческие способности, глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.
-
Конструкторы и наборы строительных материалов — игрушки способствующие интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память.
-
Пирамидки – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие.
2. Для воспитателей подготовила и провела консультацию по теме: «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»; буклет «Игры для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».
3. Работа с родителями воспитанников проходила через проведение родительского собрания на тему «Как развить мелкую моторику детей», оформление наглядно-информационные консультаций: «Значение развития мелкой моторики для формирования речи», «Развитие познавательных способностей через формирование мелкой моторики у дошкольников».
По итогам проведенной работы был проведен мониторинг уровня развития мелкой моторики у воспитанников младшей группы, который дал положительную оценку проделанной работе.
Литература:
1. Грошенков И.А. О преподавании рисования во вспомогательной школе. / Методические рекомендации и планирование. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. 48 с.
2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг/М. М. Кольцова, М.С. Рузина. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 224 с.
3. Фадеева Ю. А. Игры с прищепками: творим и говорим. / Ю.А. Фадеева, Г.А. Пичугина, И.И. Жилина. М.: ТЦ Сфера, 2011. 64 с.
4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». СПб.: Лань, 1999. 32 с.