8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Технология использования музыкально-дидактических игр в развитии музыкальности ребенка — дошкольника

Автор: Паветко Нелля Ашотовна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}

 

Технология использования музыкально-дидактических игр в развитии музыкальности

ребенка — дошкольника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

муз. руководитель

МБДОУ №1

Паветко Н. А.

Цель и задачи

Цель: Актуализировать представления педагогов о влиянии игровых технологий на развитие музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Предоставить педагогам вариативность применения игровых технологий в процессе организации музыкально – творческой деятельности.

2. Создать условия для практического освоения использования игровых технологий в развитии музыкальных способностей ребенка.

Особенности развития ребенка раннего возраста от 1 до 3 лет

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от физического состояния и настроения детей. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Устойчивость внимания детей на занятиях зависит от умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей. Для этого при обучении используются приёмы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов.

Развитие речи – одно из самых важных задач психического и физического развития ребёнка. Психологи и лингвисты считают, что именно в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни речевой словарь ребёнка включает 8-10 слов, то в три года – до 1000 слов. Естественно, каждый ребёнок имеет свои индивидуальные различия развития. А педагоги и родители должны помочь детям овладеть формами родного языка, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки. На третьем году жизни ребёнка доминирующей линией развития становится речь. В этот период начинает формироваться самостоятельная речь ребёнка. На третьем году жизни речь становится средством общения ребёнка с детьми, а не только со взрослыми. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится делать примитивные сравнения, умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения ребёнка. Она становится более осмысленной и выразительной. Малыш может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Ребёнок способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

     Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных эмоциональных реакциях малыши лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Задача педагога – создать благоприятные условия для развития речи. Для этого создаются игровые ситуации с использованием наглядных средств (игрушек, картинок), драматизации, музыки и движения.

В раннем детстве несовершенство нервных процессов проявляется в преобладании процесса возбуждения над торможением. Поэтому в занятия включаются задания, несколько ограничивающие активность детей, что создаёт условия для тренировки процесса торможения.

Логоритмические упражнения для малышей раннего возраста от 1 до 3 лет

         В связи с особенностями развития детей раннего возраста основными игровыми технологиями для развития музыкальных способностей малышей являются логоритмические упражнения. Логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Логоритмика для маленьких включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение педагога, ритмические игры с музыкальными инструментами, песни и попевки с жестовым сопровождением, стихотворения, сопровождаемые движениями.

         Музыкальные игры с пением направлены на то, чтобы научить детей выполнять движения в соответствии с текстом, изменять движения одновременно со сменой музыкальных частей, создавать выразительный музыкально-игровой образ. В силу возрастных особенностей выбор игр ограничен. Сначала, в основном, это игры-догонялки, прятки или игры с выбором. Постепенно игры усложняются. Их сюжет становится более развёрнутым и включает несколько движений, которые дети выполняют в соответствии с текстом. Дети обычно начинают подпевать и проговаривать текст, выполняя одновременно движения.         

Пальчиковые игры

Разновидностью логоритмических упражнений являются пальчиковые игры. В последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео – компьютеры – телефоны). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

Движения рук на всех этапах жизни ребёнка играют важнейшую роль. О взаимосвязи движений рук с речью известно давно. Ещё И. И. Павлов доказал, что тактильные ощущения несут дополнительную энергию в речевой центр головного мозга. Около трети всей площади двигательной проекционной зоны мозга занимает проекция кисти руки, находящейся рядом с речевой моторной зоной. Современные исследования показали, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Благодаря пальчиковым играм, кроме речи, развивается и устойчивость внимания. Ребёнок учится присматриваться и выполнять действия за взрослым, а потом самостоятельно. Пальчиковые игры дают ребёнку возможность ощутить свои пальцы, ладони, эмоционально передать содержание стихотворения или песенки.

Пальчиковые игры и упражнения – это не новое, но необходимое уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Для развития музыкальных способностей наиболее эффективными являются пальчиковые игры с пением, например, пальчиковые игры опытного педагога.  Например.

Пальчиковая игра.

Вышло солнце из-за тучи

(Руки поднимаем вверх, пальцы растопыриваем в разные стороны.)

Смотрит в нашу комнату.

(Ладонью правой руки делаем «козырек» — приставляем ко лбу.)

Все захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку

 

Из современных методик можно брать некоторые пальчиковые игры Желеновых. Например.

Пальчиковая игра «Паучок».

(1)Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
(2)Дождик с неба вдруг полил,
(3)Паучков на землю смыл.
(4)Солнце стало пригревать,
(5)Паучок ползёт опять,
(6)А за ним ползут все детки,
(7)Чтобы погулять на ветке.
Одна из ручек (или рука взрослого) — веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены.
Вторая ручка — паучок, который гуляет «по ветке».
1 — «Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу.
2 — Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
3 — Хлопаем ладонями по коленям.
4 — Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
5 — Действия как в первом куплете
6 – «Паучки» ползают по голове.

Пение

Игровые технологии во время пения нужно активно использовать для развития музыкальных способностей малышей раннего возраста. Пение доставляет малышам радость. Они сначала с удовольствием слушают песни в исполнении взрослых. Потом начинают подпевать, а затем и полностью исполнять песню. На первом этапе в репертуар детей включают песенки-звукоподражания, которые побуждают малышей произносить знакомые слоги. Помогает детям активно включиться в пение песни передача жестами её содержания. Дети первой младшей группы уже способны инсценировать и даже исполнять с солистами простые песни. Например.

 «Зима» (сл.Н.Френкель, муз. В. Карасевой)

1.    Вот зима, кругом бело

Много снега намело.

Утром Ваня санки взял,

По дорожке побежал.

2.    А в саду у нас гора,

Все катаются с утра.

Крикнул Ваня: «Берегись!»

Покатился с горки вниз (показ как саночки катятся с горки)

Выполнять движение можно много раз —  детям нравится этот игровой момент.

«Пирожки» (сл. Н. Кукловской, муз.А. Филиппенко)

1.    Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочке

Испеку два пряничка.

2.    Кушай, кушай мамочка

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову

Пирожками угощу.

Выполнять движение по тексту песни.

Музыкально-ритмические движения

Музыкальное движение решает многие задачи: формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, развивается двигательная сфера, внимание и память, чувство ритма. Применение игровых технологий помогают малышам освоить музыкально-ритмические движения легко и весело. Например. 

Карусели (музыка – белорусская полька «Бульба»)

На полу лежит большой обруч. Воспитатель спрашивает детей: кто из вас хочет покататься на карусели? Вышедшие дети (5 человек) берутся за обруч правой рукой, приподнимая его над полом, левую руку отставляют в сторону. Начинают «кататься» — медленно идут друг за другом на полной ступне. Воспитатель и остальные дети группы поют песенку:

Еле, еле, еле, еле,

Закружились карусели,

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом, бегом.

Дети легко и весело бегут, продолжая держаться за обруч (на весь проигрыш поют «ля-ля-ля»).

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите

Раз , два, раз , два,

Вот и кончилась игра.

 С окончанием музыки «карусели» останавливаются. Затем, взявшись за обруч левой рукой, «катаются» в другую сторону.

Текст к упражнениям и пляскам помогает детям правильно выполнять движения, легко производить их смену, прислушиваться к пению взрослых и самостоятельно действовать в соответствии с текстом. Очень быстро дети начинают подпевать взрослым.

Танцы и упражнения с предметами учат детей манипулировать с флажками, ленточками, цветами, листьями и т.п. Упражнения выполняются по подражанию. Благодаря способности подражать, дети овладевают способами действия с предметами, речью, осваивают правила поведения. Например.

Разноцветные флажки (музыка – мелодия русской народной песни «Ах вы, сени»)

Дети сидят на стульях возле стены, воспитатель – в середине зала, держа в руках четыре флажка разного цвета. Предлагает одному из детей взять флажок и потанцевать. Остальные дети хлопают в такт мелодии.

1.     Желтый, желтый, ярко-желтый у меня в руке флажок.

        С желтым, желтым, ярко-желтым потанцую хорошо.

Воспитатель поет песенку (дети могут подпевать ему). Ребенок, остановившись возле воспитателя и взяв флажок в правую руку, энергично размахивает им над головой.

Ля-ля-ля (всю вторую часть музыки).

Продолжая держать флажок в поднятой руке, ребенок бежит на полной ступне или на носочках вокруг воспитателя. С окончанием музыки отдает ему флажок.

Затем воспитатель берет флажки по числу детей и говорит: «А теперь я раздаю всем флажки разного цвета. Тебе красный, тебе синий, а тебе зеленый» и т.п. (раздавая, обязательно напоминает ребенку, какого цвета флажок тот получил.)

Дети, держа флажки в правой руке, встают возле своих стульев, поют вместе с воспитателем.

2.     Разноцветные флажки у ребят у наших.

      С разноцветными флажками весело попляшем!

Высоко подняв флажки, размахивают ими над головой. На проигрыш («Ля-ля-ля» (все кружатся на месте).

3.     С разноцветными флажками дружно мы шагаем

С разноцветными флажками ля-ля-ля, ля-ля-ля!

С разноцветными флажками весело играем

С разноцветными флажками ля-ля-ля, ля-ля-ля!

Подняв флажок, дети идут по кругу за воспитателем. С окончанием музыки останавливаются и машут флажками над головой, затем опускают руки.

Ритмико-гимнастические упражнения способствуют развитию мышц шеи, туловища, плечевого пояса, ног, выработке координации движений, привитию определённых танцевальных навыков.

Музыкально-дидактические игры

Неоценимую пользу на музыкальных занятиях в детском саду приносят музыкально-дидактические игры. Дети увлекаются игрой, ее сюжетом, звуком, возможностью перевоплотиться в различных героев.

Музыкальные игры сначала ставят своей целью активизировать детей, привлечь их к совместной деятельности. На музыкальное занятие можно прилететь на самолете, приехать на поезде, приплыть на корабле.

Коммуникативные игры способствуют формированию положительного микроклимата в детском коллективе, позволяют ребёнку комфортно чувствовать себя среди сверстников, учат вступать в контакт с другими малышами. Коммуникативные игры позволяют детям избавиться от неуверенности в себе, формируют положительное отношение к сверстникам. Например.

Музыкальная игра «Зайчики».

Здесь используется 2 вида музыки, что позволяет научить детей ориентироваться – под тихую музыку они учатся сопоставлять характер музыки с происходящим. Под 1 музыку зайчики «скачут на месте»  Под громкую музыку зайчики скачут с продвижением вперед. (например, использование рус. нар. мел «Я рассею свое горе»)

Оркестр

Игровые технологии помогают детям эффективно осваивать игру на различных музыкальных инструментах. Например:

Музыкальная игра с колокольчиком «Тихие и громкие звоночки» (слова Ю. Островского, музыка Р. Рустамова)

Ты звени, звоночек тише,

Пусть тебя никто не слышит.

Ты сильней звони звонок,

Чтобы каждый слышать мог.

Логоритмические игры с музыкальными инструментами эффективно содействуют пониманию смысла рифмовки-подсказки, развивают устную речь, учат детей манипулировать с детскими шумовыми инструментами. Например.

Игра на ложках (музыка рус. нар. мел. «Калинка»)

Вывод; 

Первоочередная задача для музыкального руководителя сделать обучение, развитие, воспитание детей раннего возраста интересным и незаметным для самих детей.

Игра является ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников. В своей работе следует использовать как традиционные методы, опробованные в работе многих талантливых педагогов, так и новые методики, соответствующие веяниям времени и потребностям современных детей.

 

×
×