8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

сценарий музыкального лектория

Автор: Воронова Галина Васильевна

Здравствуйте, дорогие друзья!

Наша встреча посвящена творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина. Мы узнаем насколько музыкальны его стихи, услышим, как его строчки переплетаются в лирические музыкальные кружева.

 «Эх, песня, песня! Есть ли что в мире чудесней?» Эти строки есенинских стихов с полным правом можно поставить эпиграфом к нашей встрече «С.Есенин – песенный поэт России».

Трудно найти поэта, который с такой предельной искренностью и беспощадной прямотой выразил бы себя в своих стихах, превратив их в исповедь и дневник. Он жил, чтобы петь «засосал меня песенный плен» и пел, чтобы жить «пусть вся жизнь моя за песню продана».

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Любовь к песне у него пробудилась рано. В доме пели все, но лучшей песенницей считалась мать — Татьяна Федоровна. Наделенная от природы умом, красотой, чудесным песенным даром, она замечательно исполняла русские народные песни: и шуточные и обрядовые. Топила ли печку, пряла — она всегда пела. Сергей и его сестры незаметно для себя приобщились к русской песенной культуре. Свою любовь к матери, заботу Есенин выразил в стихотворении «Письмо матери». Виль Липатов положил его на музыку.

 

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по — прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький мой дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По — весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

 

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй, того, что не сбылось,

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться за меня не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

 

Пели и складывали песни отец Александр Никитич, дед со стороны матери Федор Андреевич Титов. Да и сам поэт любил напевать каждое свое стихотворение, собирал частушки, народные сказания, пел их, аккомпанируя себе на гитаре, балалайке или гармошке, которую ласково называл «тальянкой».

Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело!

Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?

Не шуми, осина, не пыли, дорога.

Пусть несется песня к милой до порога.

Свои стихи Сергей начал слагать рано. Толчки давала его бабушка Наталья Евтеевна, человек добрый и ласковый. Она рассказывала ему сказки. Подолгу просиживал он с соседскими ребятишками за слушанием сказок, но если конец сказки ему не нравился, он сочинял его по-своему. Одно из ранних стихотворений Есенина так и называлось «Бабушкины сказки».

 

Сл. С.Есенина, муз. Г.Струве «Бабушкины сказки»

 

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана — дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели…

Но, а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело, —

Говори да говори.

«Бабушкины сказки» — это сказки Натальи Евтееевны, сумевшей передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

Вся поэзия Есенина — музыка, в ней плачь флейты, хохот бубенцов, задорный напев тальянки, гитарный перебор с цыганским надрывом, песня соловья.

От природы сам очень музыкальный, Есенин любил слушать «песни родной стороны».

 

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала мне старая мать.

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать…

 

Он знал песню, как теперь редко кто ее знает, и любил ее — грустную, задорную, старинную, современную.

Народные песни занимали его особо, он заставлял петь всех приходивших к нему. Песней можно было удержать его дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу, песней можно было прогнать его плохое настроение, и песней можно было привести его в какое угодно настроение.

 

Ты мне пой, ну, а я с такою,

Вот с такой же песней, как ты,

Лишь немного глаза прикрою —

Вижу вновь дорогие черты…

 

Приверженность Сергея Есенина к русской народной песне, органическая связь с ней всего его творчества прослеживается и во множестве музыкальных терминов, которые пронизывают стихи или вынесены в заголовки и начальные строки стихов: «Подражание песне», «Заиграй, сыграй тальяночка», «Песнь о собаке», «Запели тесаные дроги», «Песни, песни, о чем вы кричите?», «Кантата», «Пой песню, поэт», «Персидские мотивы», «Плачет метель, как цыганская скрипка».

 

Плачет метель, как цыганская скрипка.

Милая девушка, злая улыбка,

Я ль не робею от синего взгляда?

Много мне нужно и много не надо.

Так мы далеки и так не схожи-

Ты молодая, а я все прожил.

Юношам счастье, а мне лишь память

Снежною ночью в лихую замять.

Я не заласкан — буря мне скрипка.

Сердце метелит твоя улыбка.

 

  Тема любви занимает особое место в творчестве Есенина. Это боль, радость, надежда, переживания, печаль….

 

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос своих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда…

 

муз. В. Линник «Не бродить, не мять в кустах багряных»

 

По другим свидетельствам можно представить отношение Сергея Александровича к классической музыке.

Друг Есенина — Мурашов вспоминал, как они купили граммофон и пластинки, Сергею очень нравился «Музыкальный момент» Шуберта.

В Кисловодске на концерте симфонической музыки, когда оркестр заиграл Моцарта, Есенин оживился, а потом сказал: «Вот это я понимаю, это по мне! Видно человек хороший и музыка у него светлая, радостная…»

А на другом концерте, где звучала музыка Эдварда Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт», Есенин запомнил, а затем часто напевал «Песню Сольвейг».

Почти ни одно из есенинских стихов не обходится без картин природы. Недаром поэта называют певцом русской природы. Природа у Есенина движется, переливается всеми цветами радуги. Для него любое дерево, растение и даже обычное время суток — живые существа. «Вечер шепчет», «песок звенит», «месяц водит с тучами игру», «липы держат в зеленных лапах птичий гомон», «черемуха кудри завила», «зима аукает лес, баюкает…»

 

Сл. С. Есенина, муз. Г. Струве «Поет зима, аукает»

 

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Уж больно холодна.

Воробушки игривые

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней,

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

 

Сл. С. Есенина, муз. Г. Струве «Белая береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

 

Природа не только колыбель и поэтическая школа Сергея Есенина; Она – душа есенинских стихов, без нее они не могут существовать, утрачивают всю свою неповторимость и очарование.

 

Сл. С. Есенина, муз. неизвестного автора

«Клен ты мой опавший»

 

 

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И. как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я ныне чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

 

 

Сергей Есенин завораживает нас своей огромной любовью к Родине, природе, своему родному краю.

 

Сл. С.Есенина, муз. Г.Струве «С добрым утром»

 

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет, шаловливо:

«С добрым утром!

С добрым,

С добрым утром!»

 

 

Лирика Есенина песенна, на многие его стихи написана музыка, и народ с удовольствием поет и слушает эти песни. Почему же композиторы так часто и охотно обращаются к поэзии Есенина? Ответ прост: поэт в своем творчестве все лучшее черпал из народных родников, искал «песенное слово».

 

Сл. С.Есенина, муз. Е. Попова «Над окошком месяц»

 

Над окошком месяц. Под окошком ветер.

Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки, голос одинокий-

И такой родимый, и такой далекий.

 

Плачет и смеется песня лиховая,

Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку

Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу.

Под чужую песню и смеюсь, и плачу.

 

Есенинские песни нашли место в репертуаре таких мастеров, как Юрий Гуляев, Евгений Нестеренко, Клавдия Шульженко, Елена Образцова. Многие песни на стихи Сергея Есенина звучат и на современной эстраде.

 

Талантливейший певец России — Есенин, как никто другой, сумел передать в стихах и поэмах нежность души современного человека, любовь к родной земле, к каждой березке в «холщовом сарафане», тихую прелесть малиновых зорь. Вот почему композиторы вновь и вновь приходят за вдохновением к этому поэтическому роднику: ведь почти любое, взятое наугад стихотворение, воспринимается композиторами, да и не только ими, как песня — «будто сама собой рождается мелодия» — такова музыкальная стихия его творчества.

 

Сл. С.Есенина, муз. Г.Пономаренко

«Отговорила роща золотая»

 

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер вдаль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком.

 

Сергей Есенин — народный поэт. Стихи его ложатся на душу, они слагаются в песни. Много надо иметь за душой, надо иметь необыкновенную душу, чтобы возникали необыкновенные слова. Недаром так легко поются песни на его стихи.

×
×