Автор: Крытаева Яна Юрьевна
Важная роль тьюторства в обучении детей с ОВЗ в начальной школе (сипры) – из личного опыта сопровождения.
В Законе «Об образовании» Конституции РФ написано: «Дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на получение образования». Таким образом все педагогические работники обязаны реализовать адаптивную общеобразовательной программу у детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа-интернат согласно Государственным требованиям не исключение. Что такое «тьюторское сопровождение детей с ОВЗ» и так ли оно необходимо?
В нашем современном, быстро развивающемся мире, русский язык периодически дополняется иноязычными словами. Так слово «тьютор» уже крепко укоренилось в обиходной речи. «Тьютор — это специалист, изучающий интересы ребёнка и создающий среду для его развития. В переводе с латинского тьютор — наставник.» Наставники появились давно, став посредниками между учителями и родителями: помощь в составлении расписания, в объяснении, как применить полученные знания в реальном мире.
Функции тьютора расширились. Специалист по принципу индивидуализации образовательного процесса, стандарт подходит не всем, поэтому многие стремятся перевести своих детей на ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) или семейное обучение.
Тьюторское сопровождение необходимо, если ребёнок:
- не знает, чем займётся в будущем;
- не имеет интересов;
- теряет мотивацию к процессу образования;
- планирует перейти на индивидуальный учебный план.
Тьюторы — специалисты сопровождения в инклюзивном образовании. Помощь детям с ОВЗ адаптации в обществе. В обязанности входит организация учёбы, нахождение сильных сторон у детей, помощь в развитии. На семейном образовании, в школе основная роль тьютора — помощь ребёнку определения с вектором развития на ближайшее будущее. Несколько личных консультаций дистанционно помогают выявить индивидуальные особенности, интересы ребёнка, выявить его сильные и слабые стороны. Также, чтобы наметить план сопроводительной работы, во время консультаций составляется ресурсная карта, в неё входят кружки, дополнительные занятия. Тьютору обязательно иметь высшее педагогическое или психолого-педагогическое образование, прохождение курсов повышения квалификации. Требования к тьюторскому сопровождению имеют высокую планку, так как для ребёнка важно доверие взрослого.