Автор: Татьяна Витальевна Загарских
Учитель начальных классов
ОГАОУ «Губкинская СОШ№ с УИОП» Белгородской области
Игра – особый мир приключений
Самое большое общее желание родителей и учителей – это здоровые, добрые, умные, честные дети. Как же этого добиться? Сколько замечательных слов сказано, сколько добрых советов нами услышано, сколько прекрасных опытов написано. Спасибо всем, кто помогает нам в деле формирования здоровой личности наших ребят, их вклад бесценен, а мы, учителя, используем эти достижения в нашей работе, делимся друг с другом и с родителями.
Во взаимодействии воспитателя и воспитанника развиваются гуманистические качества личности ребенка, которые невозможны без физического и психологического здоровья. В укреплении здорового образа жизни помогает игра – постоянная и неизменная спутница детства. Только скажешь: «А, давайте, поиграем», и сразу загораются глаза, улыбка освещает лица, включается внутренний потенциал.
Вместе с трудом и обучением игра как функция культуры становится одним из основных видов деятельности индивида, формирования его личности. По мнению Г.С.Селевко, игра — это деятельность в «условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». На примере игры «Спасатели» игровые технологии позволяют ознакомиться с поведением во время чрезвычайных ситуаций на льду, при пожаре, помогают осознать отношения между людьми, увидеть внешнюю и внутреннюю сторону происходящего, ориентироваться в заданной ситуации, уметь сопереживать окружающим.
Почему же игре отводится особое место в системе обучения ребенка? Потому что развивающийся человек уделяет огромное внимание играм. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства …», — писала Н.К. Крупская.
Игра возникает сама по себе, не для получения какого-то результата, а ради взаимодействия, ради забавы, развлечения, через которое и происходит развитие всех сторон жизни ребенка. Опираясь на данные об игре, мы используем игровые формы работы в формировании здорового образа жизни через урочную и внеурочную деятельность. Конечно же личность взрослого играет первостепенную роль. Если учитель сам, прогнув колени, задержится ладонями минуту на полу, или постоит в планке, красиво отобьет мяч, вместе пробежит дистанцию или выполнит танцевальное па, то дети без промедления пойдут за ним и дальше, будут точно выполнять задания и с удовольствием участвовать в эстафетах. Красивое и правильное привлекает, а игровое увлекает детей. Сами того не замечая, дети приобретают навык доброго отношения к здоровью и к миру, в котором они живут.
На классном часе о полезных привычках можно устроить игру-соревнование, какая группа назовет больше полезных привычек и незаметно подвести детей к выводу, что вся жизнь человека соткана из привычек. Они определяют характер, дальнейшие поступки человека, его жизнь. Недаром говорят, что дурная привычка входит в наш характер через широкие ворота, а хорошая – через узкую щёлочку. Сколько сил, нервной энергии сберегает, например, привычка класть вещи на место или привычка планировать своё время! А привычка трудиться? Она позволяет не бояться любого труда. Добрая привычка возвышает человека, делает его уверенным в своих силах, обеспечивает успех в учении, труде. Полезные привычки требуют усилий, старания, систематического самовоспитания. Можно поиграть, проверить, как сложены вещи в портфелях учеников, какой ряд победит, назначить комиссию, которая в течении трех недель будет проверять аккуратность в портфелях и кому-то из детей поможет сформировать опрятность.
В своей работе можно использовать игру-упражнение «Сорняки и розы». Детей разбивают на несколько групп, по пять-шесть человек. Им раздают карточки, на которых ученики записывают: на сорняках – вредные привычки, на цветах – полезные привычки, победит та группа, которая докажет и обоснует свой выбор.
Затем можно прочитать и обсудить отрывок из сказки Антуана де Сант-Экзюпери «Маленький принц». «Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете, о том, как он ее покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось, к слову. Так, на третий день я узнал о трагедии с баобабами. Это тоже вышло из-за барашка. Казалось, Маленьким принцем вдруг овладели тяжкие сомнения, и он спросил:
— Скажи, ведь правда, барашки едят кусты?
— Да, правда.
— Вот хорошо!
Я не понял, почему это так важно, что барашки едят кусты. Но Маленький принц прибавил: — Значит, они и баобабы тоже едят?
Я возразил, что баобабы—не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню, и если даже он приведет целое стадо слонов, им не съесть и одного баобаба.
Услыхав про слонов, Маленький принц засмеялся:
— Их пришлось бы поставить друг на друга… А потом сказал рассудительно:
— Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие.
— Это верно, но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы?
— А как же! —воскликнул он, словно речь шла о самых простых, азбучных истинах. И пришлось мне поломать голову, пока я додумался, в чем тут дело.
На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Если от них не избавиться, они завладеют всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.
— Есть такое твердое правило, — сказал мне после Маленький принц. –Встал поутру, умылся, привел себя в порядок—и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов, это скучная работа, но совсем не трудная».
Группы задают друг другу вопросы: — Какую замечательную привычку Маленький принц вырастил в себе?
— Можно ли баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день. Дети подводят итог: все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют постоянного ухода—дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки сделают из своего хозяина человека здорового, веселого, который может быть полезен себе и миру.
Используя игровые технологии в формировании здорового образа жизни, развитии личности ребенка, мы затрагиваем и проблему сохранения «внутреннего Ребенка». По мнению К. Юнга, именно Ребенок прокладывает путь к будущему преобразованию личности, синтезирует противоположности (качества характера) и высвобождает новые возможности, придающие жизнеспособность человеку. Ребенок умеет радоваться, бескорыстно любить, он оптимист, умеет «видеть сердцем». Потеря контакта со своим «внутренним Ребенком» может обернуться не только существенными нарушениями психофизиологического здоровья, но и приведет к снижению способности к творчеству и продуктивности.