Автор: Баланенко Елена Олеговна
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На каждого (включая детей) ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были газеты, журналы и ТВ, то сегодня — глобальная всемирная сеть. И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.
Функционально грамотная личность — это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса.
Главная задача школы — научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность.
Согласно определению РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
ФГОС НОО ставит задачу «…формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие учащиеся уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов. Мы должны стремиться к такому результату.
У ребят младшего школьного возраста возникает большая трудность при выполнении ряда заданий, связанных с чтением и пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, умением работать с таблицами, схемами, выделять информацию, представленную в явном и неявном виде.
Основы читательской грамотности формируются в начальной школе.
Какие же это умения?
-потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
—готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
-способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;
—ориентироваться в жизненных ситуациях на основе или с помощью различной текстовой информации
При высоком уровне сформированности читательской грамотности школьники владеют умением выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях — т.е. овладевают метапредметным умением – функциональной читательской грамотностью.
Предлагаю список трудностей, которые испытывают ученики начальных классов:
• находить в тексте конкретные сведения, представленные как в
явном, так и в неявном виде;
• связывать информацию из разных частей текста, в том числе
визуальную (фотографии, рисунки) в целостное сообщение;
• устанавливать последовательность событий; причинно-следственные связи;
• интерпретировать информацию из текста;
• использовать текст для доказательства своего мнения;
• понимать иносказательный смысл сообщения;
• выделять главное, определять основную мысль и тему высказывания;
• использовать информацию из текста для размышления о других
ситуациях, в том числе связанных с личным опытом.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:
1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс: учитель обучает детей работать с текстом — пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Задания для формирования читательской грамотности
Задания для 1 класса
Включить детей к уроку – это важный момент на уроке. Для этого можно использовать скороговорки, чистоговорки, загадки.
1. Прочитать скороговорку тихо, громко, шепотом, немое кино — беззвучно.
Ехал Грека через реку
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап!
2. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А
АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
3. Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А
СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
4. Найди и прочитай слова, в которых все буквы О
МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОЛЬЦО
5. Прочитай слова без лишнего слога
васаленок генапард лягушлика дязател пежитух кастфурюля скотывородка матлурёшка серечанада кардытофель уктюроп петщерушка
6. Читай только первые слоги.
салат рама фантик
филин аллея калина
качели ленточка дача рисование
конкурс фея таракан
7. В каждой строчке найди 5 слов
• Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ
• фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл
• ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ
• фыкививишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл
8. Слово упало и разлетелось на кусочки.
Помоги — вновь из букв его сложи:
оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя
9. Прочитай слова, вернув буквы А на место
крндш слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт прд брбн мскрд флг хлт крмн
10. Прочитай текст.
11. Выполни задание по инструкции учителя.
синий |
желтый |
синий |
красный |
желтый |
зеленый |
синий |
красный |
желтый |
красный |
красный |
зеленый |
желтый |
синий |
зеленый |
• Называй только цвета рамочек.
• Прочитай названия цветов, записанные в рамочках
Задания для 2 класса
1. Прием «Ассоциации»
В л_су стоит дом. В этом доме живет п_тух. Зовут п_туха ____________. Под окнами дома растет р_бина. На ней много _____.
ПЕТУХ – ПЕТЯ
РЯБИНА – ЯГОДА
2. Прочитай текст.
Спала кошка на крыше. Она сжала лапки.
Села около кошки птичка. Не сиди близко,
птичка. Кошки очень хитры.
3. Текст с лишними символами.
Дроемшитк гынвочмрибкса сатюокиет днаолжеоксо в лцеисду. У гпнеошмхибкйа ирмревнпианоы. К нлемау сдпещзштагт гуоцсптяи.
4. Прочитай текст перевертыш.
Дедушка. Мальчики Миша и Сережа жили летом у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедушкой.
|
5. Раскрась каждую звезду в свой цвет.
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (красный)
• Грамоте учиться – всегда пригодится. (зеленый)
• Семьей дорожить – счастливым быть. (синий)
• Платье лучше новое, а друг старый. (желтый)
работа дружба семья учеба
6. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.
L Я R F S П Q О W G Д Z h К U Ш L t V F А S R Ё G П Z L Y К W J О S N Й F Ц G S В Z N Е Y W Т R L Н О J f Й S Y Н А Q W Н О Z U Г L G Е R t S С J U T G P G W О N V Y Ю Z W L I О G J S R Д q R Q Н U D ; О F S r W Й w G r L
Я под шапкой цветной
На ноге стою одной.
( гриб)
7. Читай предложение наоборот справа налево:
.ьлепак яатсач теадап шырк С
8. Прочитай поговорку правильно:
• Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
• Труд портит, а лень — кормит.
• За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
• Один раз отмерь – семь раз отрежь.
9. Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
• Терпенье и прут всё перетрут.
• Здоровому — грач не нужен.
• Торопливый человек дважды одно тело делает.
10. Вставь подходящие по смыслу слова в места пропусков.
1.Солнце закрыла большая тёмная _________. 2.Стало ____________. 3.Подул свежий ___________. 4.Закачались ___________________. 5.Притихли ____________. 6.Молния ___________. 7. Гром ___________________. 8. Упали первые капли _____________. 9. Ребята побежали прятаться _____ель. 10. Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью уютно и _____.
• Правильно ли сделали ребята, спрятавшись под дерево?
11. Вставь подходящие по смыслу слова.
Скворец
В комнату __|__ кот. В зубах у кота __ скворец. Коля __|__ у него птичку. Мальчик __|__|__ раненое крылышко. Потом Коля __|__|__ скворца на волю.
• Слова для справок: подлечил, был, выпустил, вбежал, отнял.
12. Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Чайки
Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску». Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.
Вопросы для контроля:
• Что умеют животные?
• Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….»
• Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?
Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Важно помнить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя. Задача учителя, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.