8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Вокальное слово и дикция»

Автор: Ляхова Наталья Александровна

Мастер-класс по народному вокалу «Вокальное слово и дикция»

Тема: «Вокальное слово и дикция».

Цели и задачи: развитие музыкального восприятия; накопление вокально – хоровых умений; закрепление навыков формирования певческого звука; работа над манерой произношения, дикцией; работа над выразительностью исполнения.

Оборудование: синтезатор, магнитофон, усилитель, микрофон, музыкальные инструменты.

Ход занятия:

Часть 1: Организационный момент.

1. Приветствие.

— Здравствуйте ребята!

2. Беседа о певческом дыхании, дикции.

На протяжении всего учебного года мы учимся петь, работать над своим голосом.

— Что является самым важным в пении?

— Чистота интонации, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция.

— Верно. А без чего смысл и содержание музыкального произведения мы не сможем донести до зрителей?

— Без дикции и слов.

Часть 2: Основная.

1. Сообщение темы занятия.

— Сегодня на занятии мы поработаем над дикцией, над формированием певческого звука.

— Ребята, что нужно сделать для того, чтобы сформировать правильный звук?

— Надо расслабить артикуляционный аппарат.

2. Работа с речевым аппаратом.

— Давайте вспомним, из чего состоит наш речевой аппарат?

— Верхняя и нижняя челюсти, глотка, язык, небо и зубы.

— Правильно! Все эти органы участвуют в формировании звука. Попробуйте без участия языка или губ сказать: «Добыл бобыль бобы». Видите, что получилось? Ничего не понятно. Значит можно сделать вывод: в формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата, он весь должен активно работать.

3. Артикуляционная гимнастика.

Проведем артикуляционную гимнастику для укрепления речевого аппарата, во время пения артикуляция должна быть такой же внятной, как и в разговорной речи.

— «Окошко» (широко открыть рот — закрыть).

— «Дудочка» (с напряжением вытянуть вперед губы, зубы сомкнуты).

— «Орешки» (рот закрыт, кончик языка поочередно упирается в щеки).

— «Хомяк» (пожевать воображаемую жвачку, чтобы двигалось все лицо).

— «Скороговорки» (сею – вею, веники).

4. Вокальные упражнения.

— Давайте вернемся к пению.

— Ребята, вспомним, как надо правильно дышать во время пения?

— Прежде всего, это бесшумный, короткий вдох, не поднимая плеч. Задержка дыхания на мгновение и постепенный выдох.

— Правильно.

— Наши задачи: петь «на дыхании», с опорой на диафрагму, развивать ощущение взаимосвязи дыхания и звуковой волны: при напряжении на диафрагму усиливая звук и наоборот.

— Во время распевания петь только «своим» голосом, естественным тембром, открытым грудным резонатором, в высокой певческой позиции, которая обеспечивает чистоту интонации, полетность, яркость, звонкость звучания.

— Давайте займем правильную певческую позицию и приготовимся к распеванию ( пение распевок: у-о-а-м, «Сорока», «Ваня», «Трава-травушка»).

5. Работа над дикцией.

— Молодцы ребята. А теперь поработаем над дикцией и словом в русской народной песне Воронежской области «Ой ты беленький горошек».

Важным моментом в народном вокале является «разговорность» пения, ясная и выразительная подача текста.

— Давайте вместе четко и естественно произнесем текст песни.

— А теперь, разделимся на партии: первую – сопрано, вторую – альтовую.

— При помощи инструмента, по отдельности повторим партии, соединим две партии вместе.

Работа:

— над дикцией;

— звукообразованием;

— выразительностью исполнения;

— напевностью звучания.

— Молодцы. А теперь попробуем исполнить эту песню a capella, что значит пение без сопровождения, сохраняя ее натуральный природный строй.

Часть 3: Заключительная.

1. Оценка исполнения.

Молодцы, мы сегодня хорошо поработали.

Давайте подведем итоги.

— Что играет главную роль в формировании певческого звука, четкой дикции?

— Весь артикуляционный аппарат.

— Для чего мы работаем над дикцией?

— Чтобы донести до зрителей смысл и содержание музыкального произведения.

2. Домашнее задание.

— Дома перед зеркалом выразительно проговаривайте текст песни, что поможет вам при пении добиваться выразительного звукообразования и пойте свою партию по памяти. Это будет вашим домашним заданием.

— Занятие окончено, до свидания.

Русская народная песня «Ой, ты беленький горошек»

1 куплет

Ой, ты беленький горошек люб (ы)лю тебя сея (а)ть

Ой, лели аи ли лели люб (ы)лю тебя сея (а)ть

2 куплет

Раз при поле при долинушке при зеленой дуброве (е)

Ой, лели аи ли лели при зеленой дуброве (е)

3 куплет

Вырастал наш И (и)ванушка при родимом батюшке (е)

Ой, лели аи ли лели при родимом батю (у)шке (е)-2 раза

 

×
×