Автор: Елена Александровна Попова
Воспитатель Попова Елена Александровна. МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 185»
«Развитие у детей раннего возраста сенсорных представление и мелкой моторики рук средствами дидактических игр и игровых и упражнений с применением дидактической юбки»
Формирование полноценного восприятия окружающей действительности, познание мира, первый чувственный опыт – все это является неотъемлемой частью сенсорного воспитания. Давно доказано, что эффективность умственного, эстетического и нравственного развития в значительной степени зависит от уровня развития сенсорной сферы детей, т.е. от того, насколько малыш видит, слышит, осязает окружающее пространство.
Говоря о сенсорном развитии, мы не можем не упомянуть о развитии мелкой моторики, являющей собой совокупность скоординированных действий ребенка, при помощи которых он овладевает умением совершать точные мелкие движения кистями и пальцами рук. Развитие этих процессов, как правило, идет в параллели и является взаимодополняемыми.
Не секрет, что универсальным способом воспитания и обучения маленького ребёнка является игра. Именно она позволяет замаскировать образовательную задачу под игровую и дает педагогам широкие возможности и весомые перспективы. Грамотно подобранные и тщательно продуманные воспитателями игры не только привносят в жизнь детей большое количество радостных и интересных моментов, но и дарят уверенность в себе и собственных силах.
На сегодняшний день образовательной практике известно большое количество методов, средств и приемов развития сенсорики и мелкой моторики. Наш выбор пал на дидактическую юбку – инновационную методику, совместившую в себе так любимое детьми «держание за юбку» воспитателя и процесс познания окружающего мира.
Суть технологии довольно проста: воспитатель надевает яркую, привлекающую внимание детей юбку, а они начинают ее исследовать. Эффективность применения пособия полноценно зависит от фантазии и творческого подхода самого педагога, ведь при помощи юбки можно решить массу образовательных и развивающих задач: закреплять основные цвета, уточнять представления о форме, совершенствовать тактильные ощущения, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук и точность движений. Чем больше элементов содержит юбка, тем выше ее педагогическая ценность. На юбку можно нашить: пуговицы разных размеров и цветов, цветные бусины, атласные ленты, отличающиеся по цвету, длине, ширине, молнии, шнурки, застежки, прищепки, кусочки ткани разной текстуры, съемные детали на липучках.
Сюжет одной юбки может как быть единым (соответствовать сказочной, морской или иной тематике), так и комбинированным (совмещать в себе 4 сезона года с характерными для каждого признаками).
Привлекая детей поиграть с юбкой, воспитатель выступает в роли непосредственного участника игры, партнера, разделяющего с малышами все радости познания окружающего мира. Являясь многофункциональным, это пособие помогает малышам, переживающим адаптационный синдром, отвлечься от переживаний и грустных мыслей, установить доверительные и теплые взаимоотношения со взрослым.
По результатам углубленной работы по внедрению в практику работы с детьми дидактической юбки мы можем сделать вывод о том, что систематическое ее использование в режимных моментах и организованной образовательной деятельности заметно облегчает дошкольникам овладение сенсорными эталонами и активно совершенствует их мелкую моторику.
Список информационных ресурсов
1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1998
2. Нищева Н. В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. — С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.