8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и обучающихся»

Автор: Болгова Галина Михайловна

Альтернативой традиционной модели образовательного процесса является разрабатываемая и отстаиваемая сегодня модель личностноразвивающего образовательного процесса, основанного на субъект-субъектном взаимодействии педагога и учащегося. Процесс воздействия, распространённый ранее, замещается процессом взаимодействия.

Гуманистическая технология педагогического взаимодействия связана с общением, которое в отечественной науке признается важнейшим условием и средством развития личности, духовное богатство которой зависит от многообразия межличностных отношений и от уровня коммуникативной культуры общающихся.

Любой акт непосредственного общения — это воздействие человека на человека, а именно, их взаимодействие.

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Педагогическое общение, являясь разновидностью профессионального общения, несёт на себе определённые функции: реализацию учебных, воспитательных и личностноразвивающих задач, создание благоприятного психологического климата.

Социально педагогическая значимость общения сегодня возрастает в связи с необходимостью гуманизации российского общества, преодоления индивидуализма и потребительского отношения к жизни развитием в людях таких качеств, как доброта и искренность, потребности в дружбе и любви, понимания высокой социальной ценности, уникальности каждой личности и одновременно ценности духовного единства людей.

Организуя конкретное педагогическое воздействие, необходимо представлять способы его коммуникативной реализации. Коммуникативная задача—это аналог познавательной задачи. Обе они отражают коммуникативные потребности.

Итак, практическая реализация избранных методов педагогического воздействия осуществляется непосредственно через общение. В этой связи логика педагогического взаимодействия может быть представлена следующим образом:

Педагогическая задача

Система педагогических методов, избранных для её решения

Коммуникативные задачи, решение которых необходимо для реализации методики

педагогического взаимодействия

Педагогическое взаимодействие

Принято различать общие коммуникативные задачи предстоящей деятельности. которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического взаимодействия. Общая коммуникативная задача сводится к повествованию (сообщению) и побуждению. Повествование представлено следующими разновидностями: собственно повествование, сообщение, объявление, перечисление, реплика, ответ и др. Побуждение может иметь следующие виды: приказание, требование, предупреждение, угроза, вызов, предостережение, ,предложение, совет, просьба, приглашение.

Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует две основные цели: передать учащимся сообщение и воздействовать на них, т.е побудить к действию.

Коммуникативные задачи рассматриваются как средство решения учебной задачи в контексте учебной деятельности. В процессе общения с учащимися на уроке учитель решает разные по характеру коммуникативные задачи, реализуя различные педагогические функции.

Соотношение коммуникативных (речевых) действий учителя и педагогических коммуникативных задач можно представить следующим образом:

Коммуникативные функции

и действия педагога 

Педагогические коммуникативные

задачи

стимулирующие,

организующие 

контролирующие 

реагирующие: оценочные   и

 корригирующие

побуждение, вопрос

объяснение, рассказ, сообщение.

побуждение, вопрос

одобрение (неодобрение), опровержение

 

 

         Преобладающая часть педагогических воздействий реализуется в групповых коммуникативных ситуациях, т.е. в общении, которое и является процессом взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, процессом их сопереживания и взаимного понимания.

Педагогическая задача является не только начальной точкой выбора способа педагогического взаимодействия, но и основной причиной процесса его развёртывания. При этом решение педагогических задач не является самоцелью, а включено в контекст педагогической деятельности, осуществляемой с помощью педагогических и коммуникативных действий педагога

Выделяют 4 стадии коммуникативного осуществления педагогического взаимодействия:

1) моделирование педагогом предстоящего общения с учащимися при подготовке к взаимодействию (прогностический этап);

2) организация непосредственного общения с учащимися (начальный этап);

3) управление общением в ходе педагогического взаимодействия;

4) анализ осуществляемой системы общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

На первом этапе осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры взаимодействия. Предварительное моделирование помогает педагогу представить схему взаимодействия. На этом этапе происходит перевод педагогических задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие. Необходимым элементом моделирования является предвидение возможной психологической атмосферы.

Вторым этапом педагогического взаимодействия является организация непосредственного общения, во время которого педагог берёт на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. Важным моментом является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.

Третий этап осуществления педагогического взаимодействия—управление общением, суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением и, соответственно педагогическим взаимодействием, является инициативность педагога, которая позволяет решать ряд задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и др.

Четвёртый этап—анализ хода и результатов осуществлённого педагогического взаимодействия. Он характеризует стадию «обратной связи» в общении, которая может быть содержательной и эмоциональной. Содержательная обратная связь даёт информацию о степени усвоения учебного материала. Она осуществляется с помощью вопросов, экспресс—опросов, фронтальных опросов и т д. Эмоциональная обратная связь осуществляется через общую эмоциональную тональность урока, которая даёт о себе знать в вербальном и невербальном поведении учащихся, их увлечённости содержанием урока. Главное назначение этой стадии диагностически—коррекционное.

Представленные логика и этапность в реальной педагогической деятельности не всегда совпадают. Но в любом случае эта логика даёт представление о наиболее типичных ситуациях ,складывающихся в процессе педагогического взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие является условием гуманизации образовательного процесса, поскольку содействует становлению человека как личности, обеспечивает его психологическую защищенность, доверие к миру. формирование личностной культуры и развитие индивидуальности.

 

Литература: А.В. Мудрик «Общение как фактор воспитания школьников».

И.Б .Котова, Е.Н. Шиянов. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону 1997г.

А.А. Леонтьев. «Педагогическое общение».

К.М. Левитан. Основы педагогической деонтологии. М.1994г.

×
×