Автор: Елена Владимировна Щеглова
Щеглова Е.В., воспитатель,
МКДОУ Лебяжинский детский сад
Любовь к Отчизне и любовь к людям
— это два быстрых потока, которые,
сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
В. А. Сухомлинский
Воспитать гражданина и патриота своей страны.
С чего же начинается формирование патриотизма в работе с дошкольниками? С развитием представлений ребенка о мире, его понятие о Родине расширяется до масштабов семьи, детского сада, друзей, воспитателей, окружающей его природы и так далее.
Процесс патриотического воспитания в дошкольном возрасте идет стремительно, поскольку ребенок каждый день узнает что-то новое, что формирует его представление о целостной картине мира.
Цель гражданско-патриотического воспитания в ДОУ:
Содействовать формированию у дошкольника активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Формирование у детей потребности совершать хорошие поступки, развитие способности чувствовать ответственность за судьбу своей страны, воспитание таких личностных качества, как сострадание, милосердие, дружелюбие.
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно — поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
В дошкольный период происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются воспитатели и ближайшие родственники. В семье и в детском саду зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому заложенные в этот период традиции, идеалы влияют на всю его дальнейшую судьбу. Через отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие гражданско-патриотические качества характера.
Работу с детьми я провожу в нескольких направлениях: постоянно ведется работа по привитию у детей чувства прекрасного, любовь и восхищение красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др., восхищение героями (желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей), создаются условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности»
Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Чтобы реализовать цель, я ставлю перед собой следующие задачи:
Основные задачи гражданско — патриотического воспитания дошкольников:
— формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
— формирование духовно-нравственных отношений;
— формирование любви к культурному наследию своего народа;
— воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
— чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
— толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей:
· Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
— воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
— воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими;
— знакомство с людьми, прославившими Россию;
— воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.
· Ознакомление с явлениями общественной жизни:
— воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
— бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
— воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
— знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
— знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.
· Ознакомление с природой:
— воспитание любви к природе родного края;
— воспитание бережного отношения к родной природе;
— воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Формы работы по патриотическому воспитанию:
— создание развивающей среды;
— тематические занятия;
— проектная деятельность;
— беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
— взаимодействие с родителями;
— взаимодействие с социумом.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Список использованной литературы:
1.Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П.Постникова, Г.П. Попова. — Волгоград: «Учитель». — 2007. – 203 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, Москва, 2008 г.
3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, Москва, 2003 г.