8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Воспитать гражданина и патриота своей страны.

Автор: Елена Владимировна Щеглова

Щеглова Е.В., воспитатель,

МКДОУ Лебяжинский детский сад

 

Любовь к Отчизне и любовь к людям

 — это два быстрых потока, которые,

сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В. А. Сухомлинский

Воспитать гражданина и патриота своей страны.

С чего же начинается формирование патриотизма в работе с дошкольниками? С развитием представлений ребенка о мире, его понятие о Родине расширяется до масштабов семьи, детского сада, друзей, воспитателей, окружающей его природы и так далее.

Процесс патриотического воспитания в дошкольном возрасте идет стремительно, поскольку ребенок каждый день узнает что-то новое, что формирует его представление о целостной картине мира.

    Цель гражданско-патриотического воспитания в ДОУ:

   Содействовать  формированию  у  дошкольника   активной  социальной позиции   участника  и  созидателя  общественной  жизни. Формирование у детей потребности совершать хорошие поступки, развитие способности чувствовать ответственность за судьбу своей страны, воспитание таких личностных качества, как сострадание, милосердие, дружелюбие.

    Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.   Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся:  детская игра, проектно — поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

     В дошкольный период происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются воспитатели и ближайшие родственники. В семье и в детском саду зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому заложенные в этот период традиции, идеалы влияют на всю его дальнейшую судьбу. Через отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие гражданско-патриотические качества характера.

    Работу с детьми я провожу в нескольких направлениях: постоянно ведется  работа по привитию у детей чувства прекрасного, любовь и восхищение красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др., восхищение героями (желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей), создаются  условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности»

     Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Чтобы реализовать цель, я ставлю перед собой  следующие задачи:

     Основные задачи гражданско — патриотического воспитания дошкольников:

— формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

— формирование духовно-нравственных отношений;

— формирование любви к культурному наследию своего народа;

— воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

— чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

— толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. 

     Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей:

·              Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
— воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

— воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими;

—  знакомство с людьми, прославившими Россию;

— воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

·              Ознакомление с явлениями общественной жизни:
— воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

— бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
— воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

— знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

— знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.

·              Ознакомление с природой:
— воспитание любви к природе родного края;
— воспитание бережного отношения к родной природе;
— воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы. 

    Формы работы по патриотическому воспитанию:

— создание развивающей среды;

— тематические занятия;

— проектная деятельность;

— беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;

— взаимодействие с родителями;

— взаимодействие с социумом.

    Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

    Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

 

Список использованной литературы:

1.Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П.Постникова, Г.П. Попова. — Волгоград: «Учитель». — 2007. – 203 с.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, Москва, 2008 г.

3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, Москва, 2003 г.

×
×