8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Изобразительная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Карагулян Сусанна Саркисовна

Изобразительная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила

воспитатель МАДОУ 21

Карагулян С. С.

 

           Изобразительная деятельность детей как часть искусства входит в жизнь человека с самого раннего детства, прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый — носитель этих знаний и их передатчик. Приобретая с опытом знания, ребенок развивается.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Этот вид деятельности всегда привлекал к себе внимание учёных разных направлений – психологов, педагогов, искусствоведов. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого — Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель — и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому особенно важны занятия по изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями
здоровья. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Изобразительная деятельность для детей с ограниченными способностями как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный и творческий характер. Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения, познакомить с различными видами нетрадиционных техник рисования, аппликации и лепки.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Изобразительная деятельность или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изо-деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. В коррекционных целях следует использовать выполнение работы небольшими частями.
Такое деление способствует переключению видов деятельности, повышая их
работоспособность, отсрочивая утомление, помогая вовремя включиться в деятельность, нормализуя темп работы. В свою очередь позволяет обеспечивать чередование объяснения с выполнением работы. Специфика построения такого занятия определяется особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья – их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. Чередование объяснения с выполнением работы решает еще и коррекционно-воспитательные задачи: воспитание выдержки, включение в деятельность, ее темп.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа. Первый — возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена ему. В основном дети часто меняют замысел и, как правило, называя, что хотят нарисовать, затем создают совсем другое. Лишь при условии, если занятия проводятся систематически, замысел и воплощение у детей начинают совпадать. Причина кроется в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным. С другой — называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом
деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями. Поэтому, взяв в руку карандаш или кисть и поняв свое неумение, отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап — процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если не регламентировать решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда задавать лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап — анализ результатов — тесно связан с двумя предыдущими — это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. С детьми с ограниченными способностями мы стараемся определить и назвать все эти свойства, сравниваем предметы, находим сходства и различия, то есть производим умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления у детей – инвалидов.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Работая с детьми,  пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Для большего эффекта в работе нами были взяты для работы различные нетрадиционные технологии рисования, пластилинография, тестопластика и др.

Очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его творческий потенциал. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Работая в этом направлении, мы убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку
будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, Дети с ограниченными возможностями здоровья учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ
получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность,
работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение заданий.

Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.

Цвет на детских рисунках – явление особое. Совокупность цветов, наделенных конкретным содержанием, создает колорит изображения. Цвет выступает в живописи как основное изобразительное средство. Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, хотя часто и
не относятся к числу существенных признаков. Поэтому не всегда надо при обследовании выделять его специально. Но в то же время цвет является в рисунке одним из главных выразительных средств. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться.

Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое ребёнок, может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.

В исследованиях В.С. Мухиной отмечается, что упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, тонкому различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез — все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования. В процессе изо — деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.  

Цель работы по развитию мелкой моторики, является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» — сказал еще Аристотель. «Рука –
это своего рода внешний мозг» — писал Кант.

Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году В.М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М.М. Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС, и ускоряют развитие речи ребенка. Эти данные говорят о необходимости проведения систематической работы по формированию общей и мелкой моторики рук на занятиях с детьми с ограниченными
возможностями здоровья.

Простые движения во время гимнастики перед занятием помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.

Каждое занятие по развитию изобразительной деятельности мы рекомендуем начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости — оказание помощи. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

·        самомассаж тыльной стороны кистей рук.

·        самомассаж ладоней.

·        самомассаж пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика – это тот вид упражнений, широко распространенный в логопедической практике, повторение и закрепление на занятиях по изо-деятельности способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

·        собирание пирамидок, матрешек, мозаики;

·        нанизывание колец на тесьму;

·        работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;

·        перебор крупы;

·        работа с бумагой;

·        лепка (глины, пластилин, тесто);

·        шнуровка на специальных рамках, ботинок;

·        завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;

·        игры с песком, водой;

·        закручивание шурупов, гаек;

·        игры с конструктором, кубиками;

·        рисование в воздухе;

·        рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем, пластилином и т.д.);

·        рукоделие.

Каждого человека, каждую личность в социальном плане характеризует его деятельность. Деятельность можно определить как вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая условия его существования в окружающем мире. Сама по себе деятельность выступает одним из важных условий существования общества, через деятельность происходит обмен информацией, что является необходимым условием существования, как живого организма, так и различных систем.

Творческая деятельность характеризуется мышлением и творческим воображением, и связана   преодолением ограничений. Творческое воображение направленно на создание оригинального образа, которое затем формализует мышление, причем для творчества не существует стандартных образцов, рецептов, которым оно должно следовать. Развитие творческих способностей, создаваемых при накоплении творческого опыта, способствует формированию творчески активной личности. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.

Список литературы.

1.     Григорьева Г.Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности/ — М.: Академия, 1999.

2.     Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т.Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

3.     Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы/ Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова — М.: Педагогическое общество России, 2000.

4.     Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа (средний, старший, подготовительный возраст), — М: «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА», 2009.

5.     Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптура из природного материала. – М: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009.

6.     Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985.

7.     Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам/ Ю.А. Полуянов — М.-Рига: Эксперимент, 2000.

×
×