8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Дидактические игры, как способ активизации мыслительной деятельности на уроках химии.

Автор: Бирюкова Светлана Евгеньевна

Одним из способов активизации мыслительной деятельности и эмоциональной разрядки учащихся являются различные виды дидактических игр.

Ежедневно учителю приходится заставлять своих учеников что-то  писать, читать, решать. А дети, как и все взрослые не любят делать то, что их заставляют. Поэтому у многих учеников постепенно накапливается неприязнь и к учению, и к самой школе.

Зато все дети любят играть. А если предложить им поиграть на уроке и сделать предметом игры содержание изучаемого предмета, то это для них будет праздником. В игре, увлекаясь, дети раскрывают свои способности, кроме того, можно много раз проигрывать одну и ту же ситуацию, и она не вызовет раздражения. Игра всегда требует эмоционального настроя, а он, в свою очередь, способствует процессам запоминания и осмысления фактов.

В зависимости от цели урока можно использовать игры при отработке умений, при опросе по обширному текстовому материалу, при обобщении знаний.

Во время игры проявляется активность каждого школьника, происходит соревнование либо между отдельными учениками, либо между командами. Поскольку играть могут лишь ученики, знающие изученный на уроках материал, то они воспринимают игру не как развлечение, а как серьезную и интересную работу.

Дидактические игры дают возможность формировать у  учащихся  системные знания по химии и способствуют самостоятельному поиску решения. Дидактические игры можно применять не только на уроках, то и в качестве домашних заданий, а также при подготовке к химическим викторинам и олимпиадам.

Я предлагаю описание нескольких  видов таких игр, которые часто использую на своих уроках.

1.     Игра «Химическое домино» по теме «Классы неорганических соединений» (8 класс) включает 10 карточек. На каждой из них написаны по 2 формулы сложных неорганических веществ. В процессе игры необходимо складывать вместе карточки с веществами одного класса. При правильном складывании всех карточек получается замкнутый круг. В игре могут участвовать два, три учащихся, а можно играть и одному.

2.     Игра «Химическое лото» по теме «Степень окисления» (8 класс). Эта игра проводится с целью закрепления знаний и умений определять степень окисления химических элементов в бинарных соединениях. Для этой игры вырезаются из картона игральная карта из 25 секторов. В каждый сектор пишется одно значение степени окисления химического элемента, образующего оксид. Вырезаем 13 карточек, на которых написаны формулы оксидов. Необходимо расставить все карточки на игральную карту так, чтобы цифры в секторах соответствовали степени окисления химического элемента, образующего данный оксид. Существует лишь одна комбинация правильной расстановки всех карточек.

3.     Программированные задания с элементами дидактической игры. Такая дидактическая карточка включает от 4 до 10 вопросов и на каждый вопрос предлагается несколько вариантов ответа. Однако учащимся необходимо выбрать только один правильный ответ, обозначенный буквой. В результате выполнения задания учащийся составляет из букв, обозначающих правильные ответы, название веществ или элементов. Такие программированные игровые задания дают возможность сразу же после его выполнения проверить правильность выполнения задания.

4.     Кроме выше описанных игр использую и другие: игра «крестики и нолики», «третий-лишний», «найди соответствие», «головоломка» и др.

Регулярно используя дидактические игры на уроках химии, я с радостью смотрю на своих учеников, которые  так увлечены предметом. Они то и дело бегут за учебником, справочником, заходят в интернет, пытаясь доказать свою правоту, отстоять свою точку зрения. Игра формирует у ребят привычку узнать что-то новое, а главное они это делают с большим желанием и интересом.

Задание: распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите фамилию русского химика.

 

формулы

Классы неорганических веществ

оксиды

основания

кислоты

соли

MgO

 м

л

ш

о

HCl

с

е

д

а

SO2

н

и

о

л

Na2SO4

к

н

е

д

Ca(OH)2

и

е

м

п

CaCO3

а

л

т

л

P2O5

е

в

г

у

HNO3

п

р

е

д

K3PO4

г

к

о

в

 

Игра «Крестики и нолики»

Выигрышный путь составляют в а) элементы одного и того же периода;

Б) элементы одной и той же главной подгруппы; в) элементы, находящиеся рядом в периодической системе.

А)  

Ga

B

Al

Mg

C

Si

Na

K

P

 

Б)

Ca

K

Zn

Na

Mg

Al

Cl

F

Br

 

В)

Na

Ar

P

Al

K

S

Cl

Ca

I

 

 

×
×