Автор: Трофимова Светлана Владимировна
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.
Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Цель образования – это функционально грамотная личность. Человек самостоятельный, человек познающий, человек умеющий жить среди людей. Функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимального широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Какие же умения и качества необходимы современному человеку?
Человек должен быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
— коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
— деятельностная грамотность — это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
Для развития естественно – научной грамотности школьников необходимо включать задания:
— на развитие и формирование общеучебных умений и навыков
— на формирование знания учебного материала
— на развитие внимания
— на развитие мировоззрения
В своей деятельности по формированию естественно–научной функциональной грамотности учащихся я использую проектную деятельность. Метод проекта, как технология формирует ключевые компетенции естественно–научной функциональной грамотности младших школьников. Основная цель проектной деятельности — сформировать представления о влиянии применения приемов критического мышления на развитие функциональной грамотности учащихся на уроках окружающего мира. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и привлекает не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения — родителей. Проект дает возможность максимально раскрыть творческий потенциал учащихся, проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Свою работу я предлагаю рассмотреть на основе проекта по окружающему миру во 2 классе по теме «Родной город (село)» в рамках конкурса творческих работ «Город с великим именем». Актуальность проекта: Воспитание гражданственности, любви к родному краю, окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к бережному отношению к своему природному дому. Патриотическое чувство, в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания – сопричастности к многообразной и неповторимой жизни на нашей планете. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.
Региональный этап Всероссийского конкурса на лучший «Снежный городок Эколят» (проект)
Проблема проекта: Можно ли через изучение своего родного края воспитать чувство любви и заинтересованного внимания ко всем проявлениям жизни, защищать, сохранять и беречь чистоту природы. В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами:
-это отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
-слабое умение представить окружающим полученные знания.
Следовательно, на основании этого поставлена цель и задачи реализации проектной деятельности:
Цель исследования: Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней. Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей. Обогащение словарного запаса. Формирование чувства сопричастности к родной природе, к семейной экологической культуре и активной жизненной позиции.
Совместная работа детей, родителей и классного руководителя позволила занять 4 место в региональном этапе Всероссийского конкурса на лучший «Снежный городок Эколят».
Выводы: В процессе работы над творческим проектом учащиеся и их родители овладели следующим навыками коммуникативной деятельности:
— умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;
— учились вырабатывать алгоритм работы по чётко определённому плану;
— учились развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
— развивали творческие способности.
— практически получали и использовали знания, а это формирует основы естественно – научной и функциональной грамотности школьников.
Методы естественно – научной функциональной грамотности:
“Исследование в форме наблюдения”.
При использовании данного приема необходимо провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту (на уроках окружающего мира).
«Метод проектов».
В основу проектного обучения положена система развития познавательных навыков школьника, его способность ориентироваться в информационном мире современных технологий, развитие творческого и критического мышления. Таким образом, использование методов и приемов активного обучения как в урочных, так и во внеурочных занятиях создаёт важные условия для развития умений учащихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы для решения практических задач в жизненном пространстве, что способствует формированию естественнонаучной грамотности у обучающихся.
«Кластер».
Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, 45 мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно — следственных связей между «гроздьями» (на уроках русского языка – при изучении темы «Части речи»).
Главная цель работы с детьми — научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы. Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника я применяю различные игровые приемы.
Например, в I классе на уроках обучения грамоте сразу использую проектную деятельность с помощью учителя и родителей. Например, когда изучали буквы — мы придумали город «Букв», проект «Нарисуй свою букву».
На уроках литературного чтения, я даю возможность детям раскрывать один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа направлена на упражнения по рифмованию: «Дополни стихотворную строку словом», «Сочини сказку, небылицу, считалку…», загадки.
Алгоритм составления загадок:
• Выбрать объект
• На что похож объект? Какой?(2-3 сравнения)
• Что такое же? Что делает? Кто делает так же?
• Чем отличается?
• Вставить слова «Как», « но не», «а не»
• Прочитать загадку
1. Колючий, как ёж,
Лохматый, как собака,
Приставучий, но не смола. (репейник)
2. Круглый, как мяч,
Сочный, как апельсин,
Зелёный, но не трава. (арбуз)
На уроке русского языка, так же составляем пиктограммы, которое является одним из приёмов для развития гибкости и широты креативного мышления.
Слово пиктограмма (от латинского pictus — нарисованный и греческого grapho — пишу) означает изображение слова рисунками, символами.
Очень любят разгадывать ребусы:
Р1А (Родина), С3ЖИ (стрижи) , 3О(трио), 7 Я(семья).
При изучении темы «Синонимы и антонимы» часто играем в игру «Подберите недостающее слово»
1) вправо – влево, вверх — …
2) сложение – сумма, уменьшаемое — …
3) чёрный — …..
На уроках математики, я использую следующие задания и дидактические игры;
Я всегда свои уроки начинаю с разминки.
Основной задачей разминки является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона. Вопросы, которые включаю в разминку, достаточно легкие, способные вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, шуточные. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебной деятельности.
«Разминка».
— Какое сегодня число?(1 класс)
— День недели? Месяц?
— Быстро назовите пять имен девочек?
— Сколько всего ушей у трех мышей?
— Росло 4 груши. На каждой – по три ветке, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?
— Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько времени надо варить 5 яиц?
Что общего и в чем отличие цифр от 1 до 9 и девяти цветных стекол и одного прозрачного?
«Задания на развитие логического мышления».
1)Можно ли разделить 5 конфет между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по конфетке, и одна осталась в коробке?
2) Петя дал младшему брату половину запаса яблок и ещё одно яблоко, и у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Пети?
3) Два отца и три сына съели три апельсина. По сколько съел каждый из них?
4) В квартирах №1,2,3 жили три котёнка: белый, черный, рыжий. В квартирах №1 и №2 не жил черный котенок. Белый котенок жил не в квартире №1 . В какой квартире жил каждый котенок?
На уроках окружающего мира, при изучении темы «Животные» применяю игру «Кто это?» Данная игра развивает умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера. А потом проводим игру- пантомиму «Изобрази животное». Дети должны угадать, какое животное изобразил их товарищ.
Очень люблю применять на своих уроках различные «Минутки творчества». При изучении темы урока «Куда текут реки?», «Откуда берётся и куда девается мусор?» я предлагаю подвести итог урока от имени Воды и Мусора.
-Итак, я – Вода, я могу рассказать о себе, что я…
-А я, Мусор, расскажу о себе следующее…
С удовольствием составляют синквейн с разными словами по теме. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам. Например, при изучении темы « Зачем нужны автомобили?»дети составили следующий синквейн:
Автомобиль
Быстрый, скоростной
Движется, мчится, сигналит
Автомобиль облегчает человеку передвижение
Средство повышенной опасности.