Урок по по изобразительного искусству в 5 классе «Что такое искусство»

Автор: Лариса Сергеевна Пилипчук

Тема:«Роль искусства в жизни человека»

 

 

 

Роль искусства в обществе прослеживается на протяжениияжении тысячелетий. Посредством него люди отражают свои творческие способности, запечатлевают и воспроизводят собственные думы, фантазируют и описывают происходящие события. Оно требует мастерского подхода. О том, какова роль искусства в жизни общества, пишут многие обществоведы и философы. Это возможность самореализации, проявления себя, как личности. Человек говорит о своем внутреннем мире, духовных ценностях и переживаниях. Через литературу, картины и скульптуры люди повествуют о своих чувствах, эмоциях, процессах развития и достижения целей.

Искусство – это духовная деятельность людей, которая зарождалась и развивалась вместе с человечеством. Первые проявления творчества – это наскальная живопись. Тогда роль искусства в жизни человека заключалась в краткой передачи информации. Люди общались между собой, используя рисунки и символы.

Во все времена человек стремился запечатлеть свое отношение к жизни в разных видах искусства. Все жизненные впечатления преломляются через внутренний мир художника и обращены к опыту каждого зрителя, читателя, слушателя. Чувства, воплощенные в искусстве, не тождественны жизненным. Они всегда зависят от художественного идеала, системы ценностных представлений. Художественные эмоции не слепок сиюминутных переживаний, а результат обдумывания, жизненного опыта. Воспринимая произведение искусства, человек может испытывать восторг, радость, восхищение, потрясение, гнев, скорбь, боль. Но чудо искусства — в катарсисе – преодолении обыкновенного чувства, просветлении, очищении, возвышении души человека. И страх, и боль, и волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе нечто сверх того, что в них содержится. Психолог Л. Выготский писал: «Искусство побуждает искать и находить главное, думать, снова и снова переживать за судьбы героев, соотнося их с собственной жизнью».

 

 

Искусство вокруг нас

 

«Искусство дает крылья и уносит далеко — далеко!» —
сказал писатель А.П.Чехов.

Как хорошо было бы, если бы кто-то создал прибор, который показывал бы степень влияния искусства на человека, общество в целом, и даже на природу. Как живопись, музыка, литература, театр, кинематограф влияют на здоровье человека, на качество его жизни? Можно ли измерять и прогнозировать такое влияние? Конечно, культура в целом, как совокупность науки, искусства и образования способна при выборе правильного направления и приоритетов жизни благотворно влиять как на отдельного человека, так и на общество в целом.

Искусство — это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.

Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

В первобытном обществе первобытное творчество зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство, достигло расцвета около 40 тыс. лет назад, и было социальным продуктом общества, воплощавшим новую ступень освоения действительности. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием до н. э. и более. В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, геоглифами — изображениями на земле, дендрографами — изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой.

Появление искусства связывают с игами, ритуалами, и обрядами, в том числе обусловленными мифологически – магическими представлениями.

 

 

Сейчас слово «искусство» часто употребляется в своем первоначальном, очень широком значении. Это всякое мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства своих результатов. В более же узком значении слова, это- творчество « по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства создаются по «законам красоты». Произведение искусства, как и всех других видов общественного сознания, всегда бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта.

 

В первобытном, доклассовом обществе искусство как особенная разновидность общественного сознания еще не существовало самостоятельно. Оно находилось тогда в единстве с мифологией, магией, религией, с легендами о прошлой жизни, с примитивными географическими представлениями, с нравственными требованиями.

А затем искусство выделилось среди них в особенную специфическую его разновидность. Оно стало одной из форм развития общественного сознания различных народов. Так его и следует рассматривать.

Таким образом, искусство — это разновидность сознания общества, это — художественное содержание, а не научное. Л. Толстой, например, определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.

Искусство часто сравнивают с отображающим зеркалом, отражающем действительность через мысли и чувства творца. Через него в этом зеркале отражаются те явления жизни, которые привлекли внимание художника, взволновали его.

Здесь с полным правом можно усматривать одну из важнейших специфических черт искусства как вида человеческой деятельности.

Любой продукт труда — будь то орудие, инструмент, машина или средство

поддержания жизни — создается для какой-нибудь специальной надобности. Даже такие продукты духовного производства, как научные исследования, вполне могут оставаться доступными и важными для узкой группы специалистов, ничего при этом, не утрачивая в своем общественном значении.

А вот произведение искусства может быть признано за таковое только при условии всеобщности, «общеинтересности» своего содержания. Художник призван выразить нечто такое, что в равной мере важно и для шофера, и для ученого, что применимо к их жизнедеятельности не только в меру особенности их профессии, но и в меру причастности к общенародной жизни, способности быть человеком, быть личностью.

 

                                                               

 

  

 

                                                                   

 

                                                                     

      

   

   

 
 

 

 

 

                                              Виды  искусства.

Искусство не имеет единой формы воплощения. В связи с этим его классифицируют по разным критериям на жанры, роды, виды, подвиды. Искусство делят на группы по определенным фактoрам.

Динамика- oдин из критериев, пo кoтoрым классифицируют виды искусствa. И тaк, по динамике искусствo делится на:

  • временное (динамическое);
  • пространственное (пластическое);
  • пространственно-временное (синтетическое)

В соответствии с выражаемыми эмоциями и вызываемыми чувствами оно делится на жанры: комедия, трагедия, драма и т.д.

Также виды искусства определяются по используемому материалу:

  • Краски;
  • Глина;
  • Металл;
  • Гипс;
  • Дерево;
  • Холст;
  • Электротехника;
  • Компьютеры;
  • Слово;

Основная система классификации выделяет 5 видов искусства, каждый из которых имеет несколько подвидов:

  • Прикладные (трудовые);
  • Изобразительные;
  • Зрелищные (игровые);
  • Звуковые;
  • Словесные;

 

     

 

Функции искусства.

 

Эстетическая – позволяет воспроизводить действительность по  законам красоты, формирует эстетический вкус.

Коммуникативная – ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей, вырабатывает систему предпочтений одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

Воспитательная – проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Компенсаторная функция — позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, “убежать” на время из серой повседневности , компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни.

Гедонистическая функция — отражает способность искусства приносить удовольствие человеку.

Познавательная функция — позволяет познать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов.

Прогностическая функция- отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее.

 

 

Человек в зеркале искусства.

 

 «Все виды искусств служат величайшему

из искусств — искусству жить на земле.»
                                       Бертольт Брехт

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.    Где и когда бы ни жил человек даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах — древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы. Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути.        Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания.

 

 

Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни.              Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.
        Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанногоромана, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей.

 

 Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена.

Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром. Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни. Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам. Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким. Например, живопись: сколько до нашего времени дошло старинных картин, по которым можно определить, как жили люди два, три, четыре и более веков назад. Сейчас много картин, написанных нашими современниками, и что бы это ни было: абстракция, реализм, натюрморт или пейзаж, — живопись — это прекрасное искусство, при помощи которого человек научился видеть мир ярким и красочным.

 

 

Архитектура — еще один из важнейших видов искусства. По всему миру рассеяно огромное количество прекраснейших памятников, и они не просто называются «памятниками» — они содержат в себе величайшие тайны истории и память о них. Иногда эти тайны не могут разгадать ученые всего мира.
Конечно, чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния.

 

Действие средств искусства на человека может быть вызвано долговременным или перспективным. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, саму систему человеческих установок.

                                           Прекрасное пробуждает доброе.

                                                              Нет  на  земле  живого  существа,
                                                              Столь  жесткого,  крутого,  адски  злого,
                                                            Чтоб  не  могла,  хотя  б  на  час  один,
                                                             В  нем  музыка  свершить  переворота.
                                                                                                                    У.Шекспир

Художники всегда размышляли о предназначении искусства, своего дара. «И чувства добрые я лирой пробуждал…» — писал А.Пушкин. «Надежная опора  вдохновенью  была  дана  мне  с  детства  в красоте»  —считал  Микеланджело. «Прекрасный  стих  подобен  смычку, проводимому  по  звучным фибрам  нашего  существа.  Не  свои — наши  мысли  заставляет  поэт  петь  внутри  нас.

 

 

Искусство  обладает  огромной  действенной  силой,  незаметной  на  первый  взгляд. Читая  книгу,  смотря  кинофильм  или  спектакль,  посещая  художественный музей  или  выставку, слушая  классическую музыку  или  современные  песни,  человек  как  будто только  отдыхает,  проводит  досуг.  На самом деле во время общения с искусством,  погружаясь  в  художественное произведение  и  сочувствуя  героям, персонажам,  он  словно  примеряет  на себя  другие  характеры,  разнообразные  ситуации,  получает  новый  опыт: сопереживает  положительным  персонажам,  негодует,  когда  видит  несправедливость по отношению  к  слабым и беззащитным. Художественные  образы  служат  эстетическими  идеалами,  которые  проявляются  в  отношении  к  жизни,  в характеристиках  положительных  и отрицательных  персонажей  и  воплощаются  в  самых  разных формах:  в  героической поэме и  сатире,  в  трагедии и  комедии.

 

Искусство воздействует на ум, сердце, душу человека, восстанавливает психическое в эмоциональное равновесие,  помогая снять внутреннее напряжение и волнение, порожденное реальной жизнью, гармонизирует внутренний мир воспринимающего его читателя, слушателя, зрителя. Настоящее  искусство  спокойно,  ненавязчиво,  оно  «не  терпит  суеты»,           «воспитание  искусством  —  это  «тихая  работа»  (Ф. Шиллер).

Массовая  культура,  напротив,  оглушительна,  назойлива,  суматошна, развлекательна,  легка  для  восприятия. Она  так  прочно  вошла  в  сознание

многих  людей,  что места  для  высоких духовных ценностей  уже  почти

не  осталось.  И  искусство,  и  массовая  культура воздействуют на взгляды, вкусы и мировосприятие  человека  исподволь, часто  не  осознанно  для  него.
Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.

 

    

 

Роль искусства.

 

Невозможно представить мир, в котором искусство не сопутствовало бы человечеству. Где и когда бы не жил человек, он стремится постичь и воспроизвести окружающий его мир, стремится передать свое понимание мира другим людям. И наскальные рисунки, и картинка, обработанная в графическом редакторе, служат для передачи восприятия окружающего мира художником.

Искусство — это одна из важнейших ступеней развития общества, которое мы можем видеть сейчас. Оно дает человеку возможность наблюдать мир с разных точек зрения и посмотреть на привычные вещи с другой стороны, понять, как видел мир человек много столетий назад, как видит его ребенок или человек культуры, отличной от нашей, пережить те эмоции, которые вложил в свою работу автор.

Мы все время встречаемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Продукты творческой деятельности позволяют человеку испытывать эмоции, проникаться чувствами автора. Посещая театры, выставки, музеи, мы полагаем познакомиться с тем миром, который доступен художнику, научиться замечать и понимать вещи, окружающие нас, которые не видели раньше, а также найти в произведениях себя, свои идеи и мысли, тем самым пробившись к искусству.

В Искусство выполняет целый ряд функций, разные исследователи насчитывают их до десяти-двадцати. И все же важнейшей, специфической функцией искусства является художественная, которая заключается в его способности целостного конкретно-чувственного отображения жизни и целостного же влияния на духовный мир человека. Искусство — прежде всего явление эстетическое. Его сфера — создание творческим усилием человека произведения, предназначенного для эстетического восприятия, для восприятия прекрасного.

Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей не материальных, но духовных. Ценность — нечто обладающее позитивной значимостью. Это может быть реально существующий предмет либо метафизическое начало, мыслимое и воображаемое

  

 

.

 

Ценности играют в жизни людей роль ориентиров. Представления о ценностях исторически изменчивы. В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, соразмерность, истина, в христианском мире — вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.

Мы учимся у искусства вечным ценностям, благодаря чему искусство воспитывает нашу нравственность. Оно ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. Художественные ценности — способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, волю и разум людей. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому из нас для полноценного духовного бытия, успешной деятельности людей в разных сферах.

Духовное освоение произведений искусства — одна из высших человеческих потребностей. Художественная потребность присуща всем людям, достигшим уровня сознательного бытия. Однако художник в высшей степени одарен такой потребностью.

Эстетический опыт человечества, богатый и разнообразный на сегодня, формировался на протяжении тысячелетий.

Значение эстетического в жизни и каждого человека, и человечества в целом огромно. Эстетические эмоции в состоянии приобретать масштабность и знаменовать некие взлеты духа, звездные миги в истории человечества.

Благодаря эстетическим переживаниям упрочивается единение людей с благими и универсальными началами бытия. Эстетические эмоции дают человеку возможность обретения духовной свободы. Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласию чувственных и духовных сил.

В конечном итоге искусство играет важную роль как в обществе, так  и для каждого человека в частности. Оно меняет жизнь людей и целых поколений, приобщает к прекрасному.   

 

 
 

 

 

 

 

 

Я решила провести опрос, среди обучающихся в моей школе,

Цель исследования: Узнать как искусство влияет на жизнь в обществе, стоит ли заниматься каким-либо видом искусства, для  саморазвития.

 

Были заданы следующие вопросы:

·        Как вы считаете какую роль играет искусство в современной жизни           человека?

·        Чему учит нас искусство и учит ли оно вообще?

·        Помогает ли искусство самореализоваться  человеку?

·        Занимаетесь вы каким-либо искусством?

На первый вопрос я получила следующие ответы:

  

 

 

 

 

На второй вопрос ответили:

 

 

 
 

 

 

 

 

   

 

Заключение

 

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогает духовно и нравственно расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Страсти, стремления, мечты, образы, опасения — все то, чем живет каждый человек — приобретают в творчестве особую окраску и силу.

     Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного — в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

— формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

— формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

— развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира, способности беречь эту красоту;

— вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств — музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

— развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

— развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

   

 

 

Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

 «Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», – указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.

 

                               Список используемой литературы.

1. Сергеева Г.П.Искусство. – М., «Просвещение», 2012г.

2. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.

3. Солнцев Н.В. Наследие и время. М., 1996.

4. 9 арт-проектов: как искусство привлекает внимание к экологическим проблемам.

5. Илюхина, Е. А. Роль искусства в жизни человека / Е. А. Илюхина // Актуальные проблемы региональной социологии : сборник научный статей преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, Курск, 30 апреля 2019 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 77-80.

6. Зимина, К. С. Искусство в жизни современного человека / К. С. Зимина // Наука и образование: теория и практика : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 18 декабря 2020 года / под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2020. – С. 539-544.

 
 

 

 

 

 

×
×