Автор: Мартынова Александра Николаевна
Мартынова Александра Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СШ № 33
Родительское собрание на тему:
ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Цели:
-
Рассмотреть важность игры в коррекции поведения недисциплинированных детей;
-
Дать рекомендации родителям по вопросам воспитания правдивости у ребенка;
-
Познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников сознательной дисциплины.
Участники: классный руководитель, родители учеников 2 (3,4) классов, школьный психолог.
Оборудование и инвентарь:
1. Выставка печатных публикаций и журналов для родителей.
2. Материал с описанием игр для родителей.
3. Заметки для родителей «Правила настоящего родителя».
4. Запись на доске темы собрания, размещение плакатов с пословицами и поговорками о воспитании:
-
Хорошему человеку нужно учиться три года, а плохому достаточно одного часа.
-
Чувство — это не воспитание.
-
Питайся любовью, а не тоской.
-
Хороший пример лучше, чем сто слов.
Подготовительная работа:
-
Провести опрос учеников и их родителей.
Выдается анкета для заполнения (вы можете сделать это на собрании класса), которую затем раздают детям. Также можно устно просить родителей и детей по этим вопросам.
ОПРОС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Какие положительные качества вы хотите воспитать в своем ребенке?
2. За что вы хвалите и за что наказываете ребёнка?
3. Как вы поощряете это? Как вы предотвращаете это?
4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
5. Чем увлекается ваш ребенок, его любимое занятие?
ОПРОС ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Какие черты твоего характера нравятся твоим родителям?
2. За что тебя хвалят, за что тебя ругают и наказывают?
3. Как родители тебя поощряют? Как тебя наказывают?
4. Какие качества твоего характера не нравятся твоим родителям?
5. Назови свое любимое занятие?
Получив ответы на эти вопросы от родителей и их детей, имея собственную характеристику каждого ребенка, учитель может сделать определенные выводы относительно воспитания детей в семье. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что и приводит к ошибкам в воспитании.
2. Подборка игр для коррекции поведения недисциплинированных школьников.
3. Приглашение школьного психолога на родительское собрание, чтобы провести тест с родителями «Мама, ты хороший учитель?».
4. Составление памятки родителям «Устав настоящего родителя».
5. Вместе со школьным библиотекарем классный руководитель готовит литературную выставку, посвященную теме собрания.
Ход собрания:
1. Организационный момент.
Родители устраиваются за тремя столами в аудитории класса, и для участников собрания создаются три рабочие группы.
2. Вступительная речь классного руководителя.
Дисциплинированный сотрудник всегда ценен в любом бизнесе. Сознательная дисциплина любого человека основана на его полном понимании своих обязанностей в повседневной работе, осознании чувства ответственности за каждое свое слово и за то, что он делает по отношению к другим. Что такое «сознательная дисциплина», с какого возраста нужно начинать формировать это качество? Об этом мы решили поговорить с вами на собрании.
3. «Продолжить предложение» для родителей.
Родительским группам предлагается дополнить фразу «Дисциплинированный ребенок–это…» (на выполнение задания отводится 3 минуты).
По окончании обсуждения поднятых вопросов представители от каждой группы коллективно зачитывают вслух продолжение фразы. Классный руководитель обобщает мнения участников собрания.
Некоторые взрослые считают, если ребенок вежлив и соблюдает правила поведения, его можно считать дисциплинированным. Однако, взрослые делают такой вывод только на основании внешних признаков. Но, в сущности, не всякий ребенок, отличающийся послушанием и прилежанием, может быть назван сознательно воспитанным человеком, т. е. человеком, для которого это качество стало как бы свойством характера.
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова написано, что «дисциплина обязана соблюдать установленный порядок, правила каждого члена коллектива». Следовательно, дисциплинированный человек—это тот, кто дисциплинирован, аккуратен и вежлив.
Обращаясь к мнениям авторов энциклопедических словарей для разъяснения значения этого понятия, дисциплину можно прочесть как «особый порядок поведения людей, удовлетворяющий нормам права и нравственности».
Также интересна, на наш взгляд, точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который сказал: «В области воспитания детей дисциплина—это тренировка ума и характера ребенка, чтобы ребенок стал самостоятельным», чтобы это сформировать: Станьте частью управляемого, ценимого и конструктивного общества.»
4. Сообщение классного руководителя о методах формирования дисциплинированности.
1. Понимаем ли мы детей.
Часто родители не хотят понять своего ребенка, желают увидеть себя его глазами.
Поэтому, чтобы изменить поведение детей и самих себя к лучшему, родители в первую очередь должны измениться сами. Это нелегко понять. Ведь для этого необходимо преодолеть инерцию стереотипного отношения к детям. И самым главным из них является взгляд на ребенка, как на послушного исполнителя воли взрослых.
Дети копируют, подражают и подают пример поведения взрослых. Поэтому родители вольно или невольно воспитывают его прежде всего своим поведением, своими отношениями с другими членами семьи, друг с другом.
Дети часто видят то, что мы хотим от них скрыть.
Часто родитель, обращаясь к ребенку с просьбой, отвечая на его вопрос: «Зачем это делать?» — они говорят: «Не спорь», «Надо», «Это твоя работа». Тем самым лишив его возможности активно включиться в процесс саморазвития. Но такие воспитательные практики всегда убеждают нас в том, что ребенок не станет таким, каким его хочет сделать такой «учитель».
Запреты родителей – «не брать», «не трогать», «не ходить», «не лезь», «не мешать»- и наказание за их нарушения оказалось серьезным препятствием для развития ребенка и приобретения нравственного опыта. Чтобы ребенок стал добрым и заботливым человеком, необходимо дать ему возможность быть добрым и заботливым по отношению к другим. Никогда не допускайте разногласий между словами и делами.
Пожалуй, самое сложное в воспитании—понять причины поведения ребенка. Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга является одной из главных проблем. И на вопрос исследователей: «Что такое счастье?» у большинства подростков такой ответ: «Когда они тебя понимают».
Понять человека — означает понять его поступки, их причины, объяснить мотивы, побудившие его действовать определенным образом. Понять другого—значит занять его позицию, «встать на его место». Но люди все такие сложные и такие разные. А с детьми нам еще сложнее. Мы забываем, какими мы были в их возрасте.
2.Умеете ли вы правильно спрашивать ребенка.
Чтобы ваш ребенок выполнил вашу просьбу, пожалуйста, соблюдайте следующие правила:
-
Говорите с ребенком ласково и вежливо, избегая устрашающего тона.
-
Старайтесь внушить ребенку ответственное отношение к выполнению вашей работы.
-
Обращаясь с просьбами к ребенку, давайте инструкции по их выполнению.
-
Не просите детей делать то, что они не могут. Покажите выполнение первым.
-
Поблагодарить детей за проделанную работу.
3. Наказание и поощрение.
Если ребенок не поймет смысла просьбы и требований, у него не возникнет потребности в добрых делах и не выработается привычка нравственного поведения. Стремление родителя во что бы то ни стало добиться послушания вызывает у ребенка внутреннее сопротивление, а затем и активный протест. Видя не причины, а последствия, родители утверждаются в мысли, что «каждый ребенок сейчас тяжелый и без наказания не обойтись». Взрослые, по большей части, видят в детях виновников конфликтов, исходя из убеждения, что воспитатели всегда правы. А если дети беспрекословно им подчиняются и выполняют их просьбы, то не будет ссор, конфликтов и трудностей. Ведь «все делается на благо ребенка». Очень удобная, но неверная позиция. Ведь в этом случае происходит подмена целей воспитания. Смысл поведения взрослых заключается в достижении послушания, несвязанного с развитием ребенка как личности.
Наказание выявляет не только воспитательную беспомощность родителей, но и их неуважение к ребенку, недоверие к его желанию стать лучше. Родители, унижающие достоинство детей наказаниями, подавляющие у них потребность в самовыражении, желающие свободы самовыражения и не желающие этого, воспитывают людей в рабской психологии. То есть действовать вопреки интересам ребенка, лишая ребенка будущего. Эта позиция для них одна из самых сложных для понимания «почему»? «Родители обычно возражают- «Ведь я его воспитывал по-хорошему, а не по-плохому». Но проблема в том, что это было не воспитание. Ведь это «хорошее» (имеется в виду речь, нотация, поощрение) и даже «плохое» не затронули сознания ребенка и не вызвали у него потребности меняться, не привели к другому поведению. Следовательно, эти меры не были методами воспитания.
Но ведь бывает, что после разговора или наказания ребенок какое-то время ведет себя по требованиям родителей, а потом снова возвращается к прежнему. Почему? Ибо это был сиюминутный порыв, чтобы избежать очередного наказания, и не стало осознанной мотивацией к действию, важным для него лично «моральным кодексом».
Родителям, которые убеждены, что с ребенком «надо по-хорошему, а если не понимает, то по-плохому», должны найти ответ на вопрос «Почему он так поступил?» и попытаться устранить причину, а не следствие.